Дошкольное детство — это время, когда у детей начинают активно формироваться их взгляды на мир: их отношение к себе, другим людям и окружающей среде. Развитие у детей ответственного отношения к природе — это сложный и долгий процесс. Поэтому особенно важно создавать условия для того, чтобы дети уже в этом возрасте начали понимать, что все в природе взаимосвязано.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общегражданского воспитания и деятельности гражданина в современном обществе. Её внедрение и развитие способствует решению экологических проблем, сохранению биоразнообразия и повышению качества жизни нашей планеты.
Развитие экологической культуры в России очень важный аспект в отечественной педагогике. Это требует не только теоретического изучения, но и практической работы с детьми. Многие ученые, такие как В.И.Вересова, Н.Н. Вересов, А.П.Сидельковский, Я.И.Габаев, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, И.Т. Суравегина и другие, изучали экологическую культуру. Также работы С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Л.Д.Бобылевой и других оказали значительное влияние на изучение содержания и методов экологического образования
М.Д. Махачева понятие «экологическая культура» характеризует как «экологическую воспитанность, проявляющуюся в сформированном экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением, вовлеченность в природоохранную деятельность, участие в трудовой деятельности (посильный труд в природе)» [2].
По мнению С.Н.Николаевой одной из основ экологической культуры личности дошкольника является, - «знание о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в повседневной жизни, в различной деятельности (игр, труд, быт)» [1].
В.А.Ясвин в своием исследовании «.....экологичекую культуру истолковал как специальный процесс формирования базы экологических знаний, умений, навыков, определенных убеждений, нравственных качеств, который способствует развитию экологически грамотной личности, ответсвенного отношения к природе как к универсальной деятельности” [7].
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест — это игра-приключение, в ходе которой участникам необходимо решать задачи для прохождения сюжета, в котором в течение ограниченного времени участники должны выполнить задания, демонстрирующие примеры решения эколого-биологических проблем.
Л.И. Шеина определяет, что квест – это «целенаправленный поиск информации для решения проблемы или выполнения задания» [6]. Сокол И.Н. рассматривает квест «...как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел обязательно имеет руководителя или же наставника, четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений» [5].
При применении квест-технологии дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в не традиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР — Д/С № 23 «Цветик-семицветик» Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с целью определиния уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления их уровня использовались методики О.А. Соломенниковой, которые состоят из трех диагностических заданий на выявление: уровня знаний о растительном мире; уровня знаний о характерных особенностях неживой природы; отношения к миру природы.
Экспериментом охвачены 15 детей , из них10 девочек (66%) и 5 мальчиков (34%).
Анализрезультатов первой диагностике высокий уровень знаний о растительном мире составляет (5%), ребенок самостоятельно называет виды растений, без помощи взрослого способен назвать условия для жизни растений. Средний уровень составляет (55%) детей, которые иногда могут допускать ошибки в названиях растений, в большей части правильно составляет группы предлагаемых растений, но затрудняются в аргументировании своего выбора. Уровень ниже среднего составляет (40%) детей, которые имеют трудности в назывании растений, правил об их уходе и в классифицировании данных ему растений.
По второй диагностике результаты показали, что высокие знания об особенностях неживой природы составляют (40%) дети правильно называют отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывают о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Средний уровень составил (60%) они верно определяют содержимое баночек, в большей степени полно и с приведением примеров отвечают на вопросы, поставленные взрослым.
Третья диагностика показала, что по компоненту «Отношение к миру природы» высокий уровень имеют (35%) детей, дошкольники знают как правильно ухаживать за домашними животными и описывают свои действия полными предложениями, свободно выражают свое отношение к поставленной проблеме. Средний уровень составляет (65%) детей, они так же хорошо понимают, то, как нужно ухаживать за животными, но на вопросы о взаимосвязи деятельности человека с животными, птицами, дать ответ полно и развернуто не могут.
Таким образом, был сделан вывод о том что уровень экологической културы у детей старшего дошкольного возраста в группе «Smile» находится на среднем уровне. Дети могут быть полностью не знают о всех травянистых растениях, кустарниках, деревьях, комнатных растениях, затрудняются в их групперовке , в ответе как за ними правильно ухаживать.
Квест-игры помогают детям осмыслить свое место и роль в природе, ставя их в позицию исследователей, обнаруживающих связи и закономерности в природе. Эти игры способствуют пониманию и решению экологических проблем родного края, развивают эстетические чувства и прививают любовь и бережное отношение к природе.
Для детей дошкольного возраста квест-игры часто включают различные виды деятельности и охватывают формирование их компетенций в различных образовательных областях, в дополнение к задачам экологического воспитания.
Занятия, игры и продуктивная деятельность, включенные в квест-игры, объединяют детей общим опытом, чувствами и эмоциями, способствуя формированию коллективных отношений. Экологические квест-игры расширяют представления детей о живой и неживой природе, природных явлениях и множестве экологических связей в природе. О. Н. Самохина считает, что квест обладает огромным потенциалом для развития личности ребенка [4].
Таким образом, можно сказать, что квест-игра представляет собой инновационную, интересную и познавательную форму с помощью которой происходит формирование экологической культуры. С помощью квест-игры дети получают новые знания, умения и навыки в области экологической культуры, и не только их, также дети учатся взаимодействовать с коллективом, выстраивают с другими детьми дружеские отношения, что способствует сплочению между детьми.
Литература
Николаева, C.H. Теория и методика экологического образования детей / C.H. Николаева. – M. : ACADEMA, 2013. – 337 с.
Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р.М.Кадырова // Журнал Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162
Рыжова, Н. М. О программах экологического образования дошкольников / Н.А. Рыжова. - М. : Герда, 2005. – 217
Самохина, О. Н. Игра - квест - как эффективное средство физического и познавательного развития детей дошкольного возраста / О. Н. Самохина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2015. – № 7-1. – С. 57-63. – EDN VDVSUL.
Сокол, И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодий вчений. – 2014. – № 6-2(09). – С. 138-140. – ЭДН РПРХВО.
Шеина, Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей / Л.И. Шеина //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С.439–441.
Ясвин,, B.A. Психология отношения к природе / B.A. Ясвин. – M.: Смысл, 2010. – 456 c