Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях модернизации всех сфер общества важнейшей задачей педагогической теории и практики на современном этапе выступает воспитание творчески и социально активной личности, способной самостоятельно решать нестандартные задачи. Творчество - это обязательное условие всестороннего развития ребенка, и, чтобы сформировать творческую личность, необходимо развивать воображение ребенка начиная уже с дошкольного детства.
Наиболее эффективным средством развития воображения детей дошкольного возраста выступает изобразительная деятельность [6]. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом также писали выдающиеся отечественные педагоги, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель [11].
Одними из интересных видов изобразительной деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Многие исследователи детского изобразительного творчества, такие как Г.Н. Давыдова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, E. Kikas отмечали, что разнообразие материалов способствует расширению воображения и вызывает интерес к творческой деятельности [2][12].
Практика показывает, что, несмотря на множество проведенных исследований, в дошкольных учреждениях недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия и другие.
Объектом исследования выступает процесс развития творческого воображения детей в дошкольном учреждении.
Предмет исследования – применение нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного исследования является развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №19 «Ёлочка», посредством разработки кружка по нетрадиционным техникам рисования.
В процессе исследования была рассмотрена и проанализирована литература по обучению детей традиционным и нетрадиционным техникам изобразительного искусства. Особое внимание было уделено к трудам Л.С. Выготского, Н.Н. Палагиной, Н.П. Сакулиной, В.Г. Злотникова, Т.С. Комарова и О.М. Дьяченко.
Основная часть
Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе прошлого опыта. Оно тесно связано с образным мышлением и оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии. Без них невозможно осуществления ни одной художественно-творческой деятельности. Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [1].
Воображение может быть:
Воссоздающее – процесс воссоздания образов, которые возникают на основе прочитанных книг, или услышанных историй. Ребенок воображает и представляет то, о чем ему читали или что он услышал.
Творческое воображение – это процесс самостоятельного создания истории и образов с помощью своего мышления. Ребенок самостоятельно создает истории и образы с помощью своего мышления и именно этот вид воображения нуждается в дальнейшем развитии.
Неуправляемое воображение – это процесс самостоятельного создания истории и образов несвязанных какой-либо последовательностью и логикой. Ребенок с таким видом воображения постоянно, что-то фантазирует и говорит, что так и было.
Развитое воображение – это залог успешности ребенка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научным, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребенка, приобщает его к миру искусства и техники.
Как мы знаем, ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения, которое может осуществляться, как показывает исследование доктора психологических наук Н.Н. Палагиной, начиная с раннего возраста в процессе игры с малышом в народные игры («Сорока белобока», «Коза –рогатая», «Мальчик с пальчик») еще до возникновения рисования [8].
В своем исследовании «Процесс воображения в художественном творчестве» В.Г. Злотников указывает, что изобразительное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью[4].
Часто традиционные подходы к изобразительной деятельности для развития творческого воображения бывают недостаточны. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. При формировании детского воображение, необходимо добиваться, того, чтобы оно было связано с жизнью и являлось творческим отображением действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с окружающей жизнью, ребёнок отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение [5].
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. В труде «Рисование в дошкольном детстве» Н.П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», иными словами надо использовать на занятии разные техники рисования [9]. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. В этом плане, нетрадиционные техники рисования играют немаловажную роль в развитии детского воображения.
Термин «нетрадиционный», подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, ее свойства, оттенки цвета, цветоразличение. У детей развивается интерес к познанию, исследованию, эксперименту, развивается мелкая моторика рук, мышление, память, внимание, активизируется и обогащается словарный запас [7].
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, а использование нетрадиционных методов рисования позволяет избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать для того, чтобы образ получился выразительнее.
Данное исследование проводилось в процессе прохождения педагогической практики и имело целью развить творческое воображение детей старшего дошкольного возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
Для наблюдения за динамикой развития необходимо было оценить начальный уровень развития воображения у детей и способности создания оригинальных образов. Для этого была использована методика О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [3]. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №19 «Ёлочка», с. Синск, Хангаласского улуса. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности (количество не повторяющихся изображений). Были выявлены следующие результаты:
Высокий уровень- 25% (3)
Средний уровень - 50% (6)
Низкий уровень - 25%(3)
Полученные результаты говорят: во-первых, о низком и среднем уровне воображения у большей части исследуемых детей; во-вторых, о необходимости его развития.
Далее, был разработан план кружка по нетрадиционной технике рисования «Мир вокруг меня», с целью развития у детей творческого воображения. Кружок проводился 2 раза в неделю по 25-30 минут, в течении 20 дней, всего 9 занятий. Задачами кружка были:
познакомить детей с нетрадиционными художественными материалами;
создать условия для экспериментального освоения их свойств;
изготовить универсальное дидактическое пособие, направленное на развитие творческого воображения.
Для развития творческого воображения были изготовлены трафареты из подручных материалов многоразового использования с различными геометрическими фигурами и предметами с недостающими деталями. Это пособие применялось на занятиях, индивидуальных работах и играх с детьми. Детям предлагалось внимательно рассмотреть трафареты с различными фигурами и, поразмыслив, дать ответ на вопросы: «На что это похоже?»; «Что может из них получится, если к ним пририсовать какую-нибудь деталь?»
Дети с большим интересом рассматривали трафареты, каждый выбирал понравившуюся фигуру. Наблюдалось восхищение в их глазах, бурное обсуждение между собой различных идей. Но, несмотря на это, некоторые дети все же, затруднялись и не могли понять, что нужно делать с трафаретами, но индивидуальное объяснение задачи решало эту проблему. С учетом особенностей восприятия каждого ребенка и его индивидуальных потребностей, а также их возрастных особенностей, детям предоставлялось право свободного выбора сюжета и изобразительных средств. Какой бы рисунок не получился у ребенка, его необходимо всегда хвалить, поддерживать и помогать.
Во время занятий в кружке «Мир вокруг меня», у детей сохранялась высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени. В работе с детьми придерживались принцип обучения – «от простого к сложному», а также регулярность занятий с постепенным усложнением способов их выполнения. Дополнением к кружку служили беседы во время прогулок с детьми. Детям, в формате игры, предлагалось понаблюдать за облаками и отвечать на вопрос «На что похожи облака?». Такая игра тоже способствовала развитию воображение у детей и умения рассуждать.
После проведенных занятий по плану, было проведено контрольное исследование детей, принимавших участие на занятиях. Результаты были следующие:
высокий уровень - 33% (4)
средний уровень - 67 % (8)
низкий уровень - 0% (0)
Результат исследования показал, что за 9 занятий воображение у детей заметно улучшилось. Посещая кружок, дети научились смешивать цвета, рисовать пальчиками, ладошками, с помощью штампов и трафаретов, попробовали рисовать по стеклу, с помощью ниток, ватных палочек, акварельных карандашей и так далее.
Вывод
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
рисование с использованием различных инструментов восхищают и удивляют детей;
одним из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения является нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности;
педагоги дошкольного образования должны создать в группе условия для самостоятельной работы по изобразительной деятельности и помочь ребенку овладеть техникой рисования;
необходимо обязательно предоставлять детям свободу выбора места, способа и техники;
в работе, также, нужно использовать игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную деятельности;
необходимо вносить новизну в обстановке, создавать новые ситуации, чтобы дети имели возможность использовать ранее усвоенные знания и умения, самостоятельно находили новые пути решения творческой задачи.
Проведенная работа с использованием нетрадиционных техник рисования на кружковых занятиях «Мир вокруг меня» показала себя как эффективное средство для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
всего за 9 занятий наблюдается повышение уровня коэффициента оригинальности;
заметно улучшилось творческое воображение у 3 детей, уровень которых был низким вначале эксперимента и стал средним к концу;
наблюдается повышение уровня коэффициента у 1 ребенка, уровень которого был средним в начале эксперимента и стал высоким к концу.
С такой динамикой можно утверждать, что к концу учебного года у большинства детей уровень коэффициента оригинальности был бы высоким, так как нестандартные техники рисования являются благоприятной почвой для развития воображения в дошкольном возрасте.
Список использованной литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд./ Л.С. Выготский. - М., 1967. – 96 с.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова. - М., 2008.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника Методическое пособие для воспитателей и родителей/ О.М. Дьяченко.- М.: Издательство «Мозаика - синтез», 2007. – 160 с.
Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве / В.Г. Золотников. – М.: 1966.
Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова. - М., 2006.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений/ Т.С. Комарова.– М.: Мнемозина, 1995. -160с.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. / А.В. Никитина. -СПб.: КАРО, 2007. -96с.
Палагина Н.Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. Автореф. дис. д-ра психол. наук. / Н.Н. Палагина. – М., 1992.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1965.
Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сад/ Н.Ю. Честнова. – М.: Изд-во Феникс, 2005. –336с.
Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. Соответствует ФГОС ДО. / И.А. Шаляпина / Учебное пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2020. – 64 с.
Kikas Eve Õppimine ja õpetamine koolieelses eas. / EveKikas. - Tartu : Tartu Ülikooli Kirjastus, 2008. - 351lk.
Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста/ О.М.Дьяченко, А.И. Кириллова/Вопросы психологии-1980. -№2.-С. 107-115-URL: https://www.voppsy.ru/issues/1980/80