Социально-психологические факторы агрессивного поведения старших школьников - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Социально-психологические факторы агрессивного поведения старших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной реальности беспокойство родителей, педагогов и особое внимание психологов вызывает подростковая агрессивность.

Несмотря на значительное число исследований и монографий по этой теме открытыми остаются важные вопросы, которые касаются происхождения и характера агрессии.

В современной психологии проблема агрессивности личности рассматривается с различных позиций. С одной стороны, агрессивность, как качество личности, является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. С другой – ее чрезмерное проявление имеет негативные последствия.

По этой причине многие исследователи по проблеме агрессивности личности предлагают различать конструктивную и деструктивную агрессивность. Конструктивная агрессивность понимается как активное взаимодействие с окружающей средой, интерес ко всему происходящему, установление продуктивных межличностных отношений и способность поддерживать их, несмотря на возможные противоречия. В то же время деструктивная агрессия рассматривается как проявления враждебности, физической агрессии, садизма. Проявление деструктивных форм агрессивности в поведении вызывает различные конфликты.

В начале рассмотрения данной проблемы необходимо обратить внимание на то, что понятия «агрессия», «агрессивность» не тождественны в своем значении.

Агрессивность – устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессивному поведению» [5, с. 9 – 10]

«Агрессия – любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [7, с. 218].

Для того чтобы человек усвоил способы разрушительных действий, он должен наблюдать их образцы в социуме, видеть положительные санкции при их осуществлении и внутренне одобрять достижение цели в причинении вреда другим людям. От того как индивид интерпретирует чьи-то действия, например, как угрожающих или провокационных, имеет определенное влияние на его поведения и чувства. То какую степень негативной аффектации или эмоционального возбуждения испытывает индивид, имеет прямую связь с когнитивными процессами, которые определяют степень угрожающей опасности. Поощрение и наказание выступают регуляторами агрессивного поведения, именно они усиливают или сдерживают желание индивида к деструктивным актам. Бандуры выделил следующие виды поощрений и наказаний:

- наблюдение за поощрением и наказанием третьих лиц;

- отношение к самому себе;

- подкрепление собственного поведения третьими лицами [1, с.98].

Данная теория является основой для многих профилактических и коррекционных программ, направленных на борьбу с агрессивным поведением. Многие практики считают поведенческий подход наиболее подходящим и универсальным для развития просоциального поведения.

Агрессия может принимать самые разные формы. В психологии принято выделять следующие формы агрессивных действий:

  • позитивные - негативные;

  • латентные - явные (скрытая агрессия – внешне наблюдаемая агрессия);

  • физические – вербальные (удары, укусы и т.д – крики, оскорбления);

  • косвенные – прямые (смещенные на другие объекты – направленные непосредственно на объект);

  • инструментальные – враждебные (достижение определенной цели – причинение вреда другому субъекту);

  • эго-дистонные (не принимаемые самой личностью) – эго-синтонные (принимаемые личностью).

Наиболее частыми проявлениями агрессивного поведения принято считать: крики, использование нецензурных выражений, драки, угрозы. Бездействие с целью нанесение вреда кому-либо, самоубийство и нанесение вреда себе относится к скрытой форме агрессии.

Агрессия может быть направлена:

  • на людей не из семейного круга (на коллег, персонал заведения, случайный прохожий);

  • исключительно на близких людей;

  • на животных;

  • на самого себя (на свою личность или тело в форме: сдирания ногтей, выдирание волос и т.д);

  • на фантазийные и символические объекты (досуг в виде коллекционирования оружия, компьютерных игр со сценами насилия, увлечения культурными феноменами агрессивного содержания);

  • на физические объекты (порча имущества, разрушение чего-либо).

Самой опасной для общества является агрессия, которая направлена на других людей.

Целями агрессивного поведения, которое не связано с психическим расстройством могут являться:

  • нанесение ущерба;

  • месть;

  • страдание жертвы;

  • доминация над кем-либо;

  • самоутверждение;

  • отстаивание личных границ и свобод;

  • получение материальных благ;

  • привлечение внимания;

  • преодолевание препятствий;

  • защита;

  • завоевание авторитета;

  • аффективная разрядка.

Психологическая цель агрессивного поведения определяется в процессе анализа:

  • ситуации, впервые вызвавшая агрессивное поведение;

  • ситуации, вызывающая агрессивное поведение в данный момент;

  • факторов, предшествующие агрессивному поведению;

  • последующих событий;

  • реакции социума;

  • факторов, исключающих агрессивное поведение;

  • отношения к агрессивному поведению самого индивида.

Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в деструктивной агрессивности. Психологические трудности, возникающие в старшем возрасте, берут свое начало в нарушениях, возникающих в период отрочества и в более ранние возрастные периоды. Рост проявлений агрессивности в пубертатном периоде, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вырабатываются морально6этические принципы, вызывает особую тревогу всего общества.

Если же рассматривать проявления агрессивного поведения со стороны подростков, то их количество увеличивается.

Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в деструктивной агрессивности. Психологические трудности, возникающие в старшем возрасте, берут свое начало в нарушениях, возникающих в период отрочества и в более ранние возрастные периоды. Рост проявлений агрессивности в пубертатном периоде, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вырабатываются морально6этические принципы, вызывает особую тревогу всего общества.

Агрессивность, как подчеркивают Г. Паренс, А.А. Реан С.Л. Соловьева, с одной стороны, служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженная в приемлемой форме, она играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально6позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности формирует нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, – и трансформируется в делинквентное или криминальное поведение.

Формирование агрессивности зависит от ряда факторов, к которым следует отнеси: ближайшее окружение подростка – родительская семья, группы сверстников, макросреда – образовательные учреждения, в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также – традиции и законы данной культуры, средства массовой информации. Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Р.Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, способствующие формированию агрессивности у ребенка: воспитание по типу гипоопеки, воспитание по типу “кумир семьи”, воспитание по типу Золушки [3, с. 92].

Не менее важными в формировании индивида являются воздействия макросреды – школы, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену школьного учреждения и коллектива, частую смену педагогов различающихся педагогической позицией. Как замечает Л.М. Чепелева, в наши дни школа далеко не всегда является примером мирного сосуществования. Так, разрыв между интеллектуальным уровнем и подготовленностью ребенка к школе, с одной стороны, и системой школьных требований, связанных с учебой, с другой стороны, образует конфликтную ситуацию, которая может иметь длящийся характер. Этот внутренний конфликт может способствовать проявлению агрессивности в общественно6отрицательных формах поведения: пропуске занятий, обмане, уходе из дома, чрезмерной раздражительности.

Сведения об агрессии ребенок получает также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе и, будут, искать друзей среди других агрессивных сверстников. А это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов [2, с. 210].

На формирование агрессивности особое влияние оказывают СМИ и реклама. Исследователи в области рекламы отмечают, что за последнее время произошло усиление агрессивной направленности многих телевизионных рекламных роликов, часто повторяющихся в течение длительного времени. Учитывая то, что реклама на телевидении обладает сильным психологическим воздействием на население, можно утверждать: наиболее сильное воздействие она оказывает на психику подростков

Таким образом в статье проанализированы исследования понятия агрессии как психологического феномена и подростковой агрессии, в частности. Чаще всего, авторы рассматривают именно агрессию подростков, в то время как агрессия учеников старших классов освещена крайне слабо, так как зачастую данный возрастной период включают в подростковый, но в то же время стоить отметить, что период 10-11 класса имеет свои характерные особенности во многих сферах, в том числе и сфере агрессии. Именно поэтому тема социально-психологических факторов агрессивного поведения старших школьников требует дальнейшего исследования.

Список использованных источников

  1. Бандура А. Подростковая агрессия //М.: ИНФРА-М. 2009. 312с

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с

  3. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма6Ата: Наука, 1990. – 160 с

  4. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. М.: ИНФРА-М, 2012. 160 с.

  5. Психология. Словарь. М., 1990.

  6. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. 2011. №5. С. 3-18.

  7. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 1999. – С. 216 – 251.

Просмотров работы: 18