Актуальность: Изменения среды, темпа и образ жизни людей, а также быстро развивающийся информационный период с помощью разнообразных гаджетов мощно отразились на развитии современных детей. Ребенок с первых месяцев жизни уже приобщается к гаджетам, часто выполняющим роль родителей и заменяющим живое общение и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками.
Педагоги-практики, психологи, ученые (И.Д. Бех, Г.Г Кравцов, Е.Е Кравцова, Д.И. Фельдштейн) отмечают, что ограниченность общения с окружающими, неразвитость специфически детских видов деятельности, использование гаджетов для удовлетворения потребности во впечатлениях привели к ряду негативных изменений в социально-нравственном развитии современных детей, а именно: несформированность произвольности поведения, плохое понимание эмоций и чувств окружения, неразвитость общественных мотивов поведения и т.д. Значительное беспокойство вызывают изменения в эмоциональной сфере детей, поскольку конструктивность личностного взаимодействия зависит от сформированности умений понимать чувства окружения, адекватно реагировать на них, проявлять эмпатию.
Исследователями было установлено, что эмоциональный опыт ребенка – это опыт его переживаний, который может иметь как положительную, так и отрицательную окрашенность, непосредственно влияющую на его актуальное самочувствие.
Эмоциональный мир играет немаловажную роль в жизни человека, а в период дошкольного детства эмоции особенно интенсивно влияют на все психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание, волевые процессы. Проблемой развития эмоциональной сферы ребенка занимались выдающиеся психологи Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.П. Ильин, А.В. Запорожец, А.Н. Кошелева, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др..
Конкретно эмоции, активирующие процессы мотивации, регулируют деятельность и поведение дошкольника. Таким образом, старший дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоциональной сферы и формирования основ эмоционального интеллекта – способностей, которые будут актуальны в течение всей жизни и часто определяют успех и благополучие человека в социальных отношениях.
Цель исследования: определение особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст считается одним из важнейших этапов жизни ребенка, который существенно определяет все его последующее развитие.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается стремительное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. У ребенка меняются пропорции тела, он быстро прибавляет в росте и весе.
На границе раннего и дошкольного детства меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого. Ребенок уже способен к самостоятельной деятельности и испытывает сильную потребность в осуществлении этой новой способности. Удовлетворение данной потребности предотвращает все нежелательные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.
Ранний дошкольный возраст – это сензитивный период для развития множества способностей, усвоения знаний и умений. Существуют многочисленные данные о том, что эмоциональная депривация – отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, общении и любви. Это приводит к оскуднению эмоциональных проявлений, нарушает формирование самосознания, замедляет и деформирует психологическое развитие ребенка. Важно отметить, что значимую роль в воспитании и развитии эмоций играет обогащение, а не ускорение развития ребенка. Каждая ступень развития ребенка дошкольного возраста должна быть прожита полноценно, без бессмысленных на то ускорений [4, с. 19].
В дошкольном возрасте желания и мотивы ребенка начинают представлять систему, в которой выделяются более или менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата деятельности выступает в качестве примера. Это ярко проявляется в рисовании: от подражания готовым образцам дети переходят к созданию своих собственных идей. С развитием любого поведения и усвоения этических норм, дети начинают руководствоваться своими действиями, а также требованиями окружающих людей [3, с. 256].
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности. У дошкольников формируется устойчивая структура мотивов, возникают новые социальные потребности (уважение и признание взрослого, стремление выполнять важные "взрослые" дела, быть "взрослым", потребность в признании сверстников: у старших дошкольников динамично проявляется интерес к коллективным формам деятельности. В то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; также появляется желание поступать в соответствии с принятыми правилами и этическими нормами и т.д.). Появляется новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, дошкольник усваивает моральные нормы и правила поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать желания и поступать не так как хочется сейчас, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит прибрать свои игрушки или сходить в магазин, не хочется убирать посуду, но это входит в обязанности дежурного, значит, это необходимо сделать и т. д.).
Прогрессирующая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к появлению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют в основном небольшими группами от двух до пяти человек. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети сами создают игровое пространство, придумывают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, созданное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает самоотрицание, негативное отношение к себе.
По мнению О.П. Радынова, Г.А. Праслова, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугина, особенность дошкольного возраста – это необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира [6, с. 127]. Музыкальное искусство – одно из музыкальных инструментов чувств, оно несет в себе культурное богатство, которое представлено в ярких эмоциональных образах. Благодаря формированию способности различать эмоциональную окраску музыки и реагировать на нее, эмоциональная сфера детей расширяется: «с опытом – к знаниям – таков естественный путь ребенка к музыке, учитывая как эмоциональную природу этой формы искусства, так и природу ребенка – естественную, генетически заложенную в него готовность к продвижению уровня развития» [7, с. 59].
В.С. Мухина отмечает, «к 5 годам ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания у детей 3-7 лет вызваны красотой природных явлений» [5, с. 51]. Впечатлительность, эмоциональная отзывчивость – наиболее характерная черта детей дошкольного возраста. Именно поэтому дети так бурно и быстро реагируют на все, что их затрагивает, вызывает яркий эмоциональный отклик.
Эмоциональное выражение – это инструмент, который обеспечивает развитие и благополучие ребенка. Это своеобразный канал общения, по которому ребенок передает сигналы, привлекающие внимание взрослых, вынуждая их на проявление заботы о нем и социального взаимодействия с ним.
Идея эмоций реализуется в единстве с развитием познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления), а также содержит следующие направления:
-осознание детьми факта возникновения эмоций;
-понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений;
-осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления;
-обогащение детей проективным материалом, что открывает для детей нравственный смысл идей, эмоций и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.
Впечатлительность, эмоциональная отзывчивость – наиболее характерная черта детей дошкольного возраста. Именно поэтому дети так бурно и быстро реагируют на все, что их затрагивает, вызывает яркий эмоциональный отклик.
Составляющими эмоционального развития детей являются активизация словаря эмоционального лексикона и освоение словесных обозначений эмоций.
Дети 6–7 лет перестают быть доверчивыми и раскрепощенными, они становятся более скрытыми для окружающих людей. У дошкольников развивается способность к соподчинению мотивов и поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к зарождению произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.
Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?», оценка, «Какой я?» и необходимое ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).
На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются друг с другом, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В результате совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет огромное значение для социального развития детей и готовности к обучению в школе. Также в этом возрасте значительно увеличивается игровой опыт детей. На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступны различные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. У старших дошкольников развиваются и расширяются возможности памяти. Увеличивается ее объем и произвольность запоминания информации. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему обучению в школе.
Мы подобрали методики для исследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Методика «Одобряемый тип поведения». Работа по сказкам.
Как известно, социальная установка личности (сложившаяся готовность человека к определенной форме реагирования по отношению к социальному явлению) характеризуется многоуровневостью; исследователи выделяют, как правило, когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни, которые даже у одного и того же человека могут не соответствовать один другому, а порой и быть прямо противоположными.
К ярко выраженному спокойному типу поведения можно отнести детей, отождествляющих себя в сказке «Винни-пух» с Пяточком, с самим Винни-пухом, с Осликом; в мультфильме «Ну, погоди!»- Зайцем; в сказке «Маугли»- с пантерой, удавом. Важны при этом и определения, которыми ребенок характеризует выбранных им героев, то есть, как он их «видит». Например, дети характеризуют любимых персонажем такими характеристиками: «хороший», «ласковый», «добрый», «справедливый», «спокойный» и.т.д.
Одобрение активного без элементов агрессии типов поведения свойственно тем, кто отождествляет себя с Тигром из сказки «Винни-пух», с Маугли, в некоторых случаях с зайцем или даже с Волком из мультфильма «Ну, погоди!». Выбранные такой группой детей персонажи характеризуются ими как быстрые, ловкие, веселые, активные.
Агрессивный тип поведения свойственен тем детям, которые, например, оказавшись(условно) в сказке «Маугли» отождествляют себя с Шерханом, мотивируя своим выбор именно агрессивными причинами: «его все боятся». В мультфильме «Ну, погоди!» этим детям предпочтительнее роль Волка, но не потому, что его «жалко», а потому что «он ловит зайца», или даже- потому что «он злой».
Детям предлагается ответить на вопросы, ориентируясь на свои личные чувства.
1. Ты - в сказке «Винни-пух». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Винни-пуха, Пятачка, Ослика Тигра и др). Чем нравится тебе этот персонаж?
2. Ты - в сказке Маугли. В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (Маугли, Тигр Шерхан, пантера Багира, вожак волчьей стаи Акела, Удав). Чем тебе нравится этот персонаж?
3. Ты – в мультфильме «Ну, погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться? (волк, заяц). Почему выбрал этот персонаж? [1, с.31].
2 методика: работа с фотословарем «Учимся понимать друг друга» Э.Ф. Алиевой [2]. Методика направлена на умение понимать психическое и эмоциональное состояние человека по выражению лица, поскольку для понимания других людей это умение имеет важное значение. Детям предлагаются фотографии детей, выражающие разные эмоции (радость, обида, недовольство, поддержка, агрессия, удивление. раздражение и др.). Перечень возможных вопросов для работы с фотословарем:
1. Кто изображен на фотографии?
2. Какое настроение у человека (людей) на фотографии? Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие детали снимка помогли вам охарактеризовать настроение изображенного героя?
4. Подберите эпитеты, с помощью которых можно передать эмоциональное состояние человека на фотографии.
5. Хотелось бы вам оказаться на его месте?
По 2 методике проводилась работа с фотословарем «Учимся понимать друг друга» из практикума для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников по педагогической технологии воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения Э.Ф. Алиевой. Методика направлена на умение понимать психическое и эмоциональное состояние человека по выражению лица, поскольку для понимания других людей то умение имеет важное значение. Детям предлагались 5 фотографий детей, выражающие разные эмоции (радость, агрессия, поддержка, удивление, раздражение). Перечень возможных вопросов для работы с фотословарем:
1. Кто изображен на фотографии?
2. Какое настроение у человека (людей) на фотографии? Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие детали снимка помогли вам охарактеризовать настроение изображенного героя?
4. Подберите эпитеты, с помощью которых можно передать эмоциональное состояние человека на фотографии.
5. Хотелось бы вам оказаться на его месте?
Диагностика позволяет распознать умение детей понимать внутреннее состояние людей, их настроение.
Таким образом, эмоции являются важными в жизни человека. Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Очень важно развивать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, начиная с младенчества, так как это гарантия того, что в будущем, ребенок сможет адекватно реагировать на проблемы, с которыми он еще не сталкивался и понимать, как себя вести в данную минуту. А воспитание в ребенке способности сопереживать, сочувствовать, выражать свои эмоции, распознавать эмоции других, поможет ему стать успешным и достойным членом общества.
Использованная литература:
1. Адамьянц, Т.З. с.31 Дети и проблемы толерантности: сборник научно-методических материалов/Т.З. Адамьянц. - Москва: ИС РАН, 2003. - 146 с. ).
2. Алиева, Э.Ф. Как карапушки учились понимать друг друга. Сборник сказочных историй. Практикум для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения /Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова. – Москва: Изд. нац. Образование, 2015. – 90 с.
3. Ежкова, Н. С. дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 159 с.
4. Кошелева, А. Д. эмоциональное развитие дошкольников [Текст] учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
5. Осипова, А. А. общая психокоррекция [Текст] / А. А. Осипова. М.: Сфера, 2012. – 510 с.
6. Петрушин, В. И. музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Владос, 2000. – 175 с
7. Психология детства [Текст]: учебник / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Просвещение. 1990. – 494 с.