РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Суворова Э.О. 1, Аношина Т.В. 1, Мищенко И.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние десятилетия производство благодаря высоким темпам научно-технического прогресса и компьютеризации, полностью изменило характер и условия работы студентов-выпускников высших технических учебных заведений. Большинство инженерных профессий механизированы, возрастает процент умственной, малоподвижной работы. Созданные эргономичные условия работы приводят к «мышечному голоду», а это приводит к уменьшению энергетического потенциала, снижению трудоспособности и стойкости к заболеваниям. При этом повышается эмоциональное и нервное напряжение, увеличивается нагрузка на органы зрения, повышаются требования к трудоспособности и надежности специалиста.

У молодых людей эффективность учебной и будущей профессиональной деятельности зависит во многом от состояния их психического и физического здоровья, индивидуальных и личностных особенностей. Поэтому необходимо привлечь студента к позиции активного исследователя себя, а также стимулировать его личную работу на постепенный рост и самосовершенствование, например, средствами физической культуры.

Исследованиями установлено, что на занятиях по физической культуре можно

 повысить концентрацию внимания (включать, например, 20 минутные занятия аэробикой);

 улучшить координацию движений (10 минут игры двумя мячами одновременно);

 повысить уровень эндорфинов в крови (30 минут кардио-нагрузки);

 бороться с депрессией, стрессом (переключение внимания от проблем);

 улучшить сон (больше физической нагрузки – дольше и крепче сон).

Итак, занятия физической культурой помогают студентам не только укрепить здоровье и улучшить физическое состояние, но и помогает в учебном процессе. Формирование профессиональных качеств, таких как внимание, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, стойкость, - необходимо будущему специалисту инженерного направления. От уровня их развития будет во многом зависеть уровень его квалификации и способность адаптироваться в различных ситуациях: от офисной деятельности до практической на выезде за городом.

Концентрация внимания необходима для выполнения различных многофункциональных задач, поставленных перед инженером, например, при проектировании здания и сохранением контроля над доверенным объектом. Объём и распределение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных; тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект. Эффективными универсальными средством и развития внимания являются спортивные игры с мячом, жонглирование двумя и более мячами.

Оперативное мышление помогает инженеру решать трудновыполнимые задачи, создавать новые проекты, координировать работу команды. Существенный эффект на оперативное мышление оказывают упражнения: преодоление незнакомых полос препятствий на время, спортивные игры, ориентирование на местности, игра в шахматы «блиц».

От эмоциональной устойчивости напрямую зависит результат работы. Инженерия — это очень точная наука, в которой чаще всего требуется рациональный подход. В процессе профессионально-прикладной физической подготовки эмоциональная устойчивость обеспечивается путем: бег с горы по сложному маршруту, выполнение различных двигательных задач на высоте (гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке), прыжки в воду с вышки, прыжки на батуте (с выполнением сложных по координации движений), скоростной спуск на лыжах по сложному маршруту, скалолазание.

Иногда инженер проводит на работе длительное время (командировки, выезды на объекты, совещания), поэтому важно развивать стойкость и выносливость. Упражнения на стойкость: длительный бег в сложных метеорологических условиях, плавание на дальность, борьба с более сильным противником, однодневные и многодневные пешие и лыжные турпоходы, лыжный переход, велопробег, задержка дыхания на время на вдохе или выдохе.

Итак, с развитием технологий и созданием комфортных условий труда для специалистов инженерных направлений повышается эмоциональное и нервное напряжение, увеличивается нагрузка на органы зрения, повышаются требования к работе. Справиться с негативными факторами помогает развитие профессионально важных качеств, таких как: концентрация внимания, оперативное мышление, выносливость, стойкость, интуиция и другие. Поэтому необходимо привлечь еще в студентов к позиции активного исследователя себя, например, средствами физической культуры. Выделяя в день от 10 до 20 минут на физическую активность, улучшается сон, концентрация внимания, координация движения, повышается уровень борьбы со стрессом.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Чернышева, И.В. Повышение профессиональной подготовки студентов технических вузов с помощью физической культуры [электронный ресурс]/ И. В. Чернышева, Е. В. Егорычева, М. В. Шлемова// ALMA MATER (Вестник Высшей школы): электрон.журн. – 2013. - №3. – с.117-119– Электрон. журн. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18891176, свободный (дата обращения: 17.11.2023). – Загл. с экрана.

  2. Брызгалова, М.В. Исследование влияния спорта на мозговую деятельность студентов [электронный ресурс]/ М. В. Брызгалова, Л.А. Каймакчи, Э.Г. Бедрина//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта: электрон.журн. – 2020.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-sporta-na-mozgovuyu-deyatelnost-studentov свободный (дата обращения: 17.11.2023). – Загл. с экрана.

  3. Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта [электронный ресурс]// studefile.net - Режим доступа: https://studfile.net/preview/5114081/page:24/, свободный (дата обращения: 17.11.2023). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 16