Биологическая роль кальция в организме человека - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Биологическая роль кальция в организме человека

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пояснительная записка

Для нормальной жизнедеятельности человека ему необходимо множество различных макро- и микроэлементов. Пятое место среди минеральных компонентов, присутствующих в организме человека занимает кальций. О пользе этого минерала каждый человек слышит с раннего детства. Три основных места в организме, которые наиболее нуждаются в кальции – это кости скелета, кровь и клетки.

Кровь является переносчиком кальция в те места организма, в которых он необходим, поддерживая его постоянную концентрацию в нуждающихся органах и тканях. Если в пище кальция не хватает, то он поступает из костей, которые вследствие потери кальция становятся более хрупкими и тонкими.

В детском возрасте кальций имеет огромное значение в правильном формировании скелета и нормальном росте организма. От того, достаточно ли кальция потребляет человек в детстве и отрочестве, зависит плотность костей, которая формируется в возрасте от 20 до 25 лет.

По данным Росстата в 2020 году количество людей, страдающих от заболеваний костно-мышечной системы, составляло 3662,6 тыс. человек. В 2021 году это число увеличилось примерно на 6% (3893,8). А В 2022 году число составило 4209,8 тыс. человек, что оказалось больше значений предыдущего года примерно на 8% [11]. (Приложение №3)

Актуальностьпроблемы исследования

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) – Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [1].Сейчас в России считается хорошим тоном уделять большое внимание здоровью и внешнему виду. Прогулки и пробежки на свежем воздухе, отказ от алкоголя и табака становятся для людей нормой. Но нужно сделать так, чтобы забота о своём здоровье – физическом и психическом - стала заботой каждого молодого россиянина с самого детства, чтобы забота о своём здоровье была не модой, а действительно необходимостью, первичной потребностью людей. Между тем в России есть ещё большое количество молодых людей, имеющих вредные привычки, которые не задумываются о последствиях этого образа жизни. Какую пользу себе и своему государству они смогут принести?! Только здоровый человек может построить сильное, развитое государство. Между тем вредные привычки, такие как курение, наркотики и алкоголь пагубно влияют на усвоение кальция.

Кальций играет огромную роль в поддержании здоровья человека. Он необходим для здоровья костей на протяжении всей нашей жизни. Кости служат не только местом крепления мышц, но и выступают в качестве защиты жизненно важных органов от повреждающих физических факторов внешней среды. Поэтому от здоровья костей напрямую зависит здоровье всего организма [4, с.15].

Нарушение обмена кальция в организме приводит к развитию различных болезней костно-мышечной системы. По данным Всемирной организации здравоохранения примерно 1,71 миллиарда человек в мире страдают от болезней костно-мышечной системы [9].

Одним из самых прогрессирующих и опасных для человека на сегодняшний день является остеопороз. Международным фондом остеопороза подсчитано, что этим заболеванием страдают порядка 200 млн человек во всем мире. При сохранении такой тенденции уже к 2050 году можно будет ожидать четырехкратного увеличения числа переломов бедренной кости, в сравнении с 1990.

Проблема: как в доступной форме донести до студентов, что кальций является одним из важнейших элементов для сохранения нашего здоровья.

Цель- на основе собранной информации создать лэпбук «Кальций и его биологическая роль».

Задачи:

1. Изучить роль кальция в организме человека

2.Познакомиться с заболеваниями, связанными с недостатком и избытком кальция в организме

3. Познакомиться с технологиями создания лэпбука

4.Создать лэпбук - "Биологическая роль кальция в организме человека".

Этапы деятельности по проекту: анализ различных источников информации на заданную тему, обобщение и систематизация информации, планирование практической деятельности, обобщение результатов практической деятельности, выводы.

Методы исследования:

Метод – это способ достижения цели и задач исследования.

Эмпирические: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Теоретические: анализ и сравнение, обобщение, классификация.

Практическая значимость: Созданный нами лэпбук поможет провести кураторский час "Береги здоровье смолоду", также его можно будет использовать на уроках биологии. Результат проекта будет полезен всем, кто заинтересован в сохранении своего здоровья.

Ключевыми понятиями исследования являются: "кальций", "сколиоз", "остеомаляция", "остеопороз", "рахит", "лэпбук". Центральным понятием проекта является "кальций" рассмотрим это понятие.

Кальций (Са) - макроэлемент, который в организме человека принимает непосредственное участие в метаболических процессах и формировании костной ткани

Сколиоз- это стойкая деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением относительно плоскости позвоночного столба.

Остеомаляция- эторазмягчение костей и их деформация из-за обеднения организма солями кальция и фосфорной кислоты.

Остеопороз- заболевание, характеризующееся разрежением костного вещества. Название заключает смысл заболевания: оно произошло от греческих слов «остеон» – кость и «порос» – отверстие, пора.

Рахит-заболевание быстрорастущего организма, характеризующееся нарушением минерального обмена и костеобразования. 

Лэпбук- это образовательный инструмент, который представляет из себя интерактивную папку с подвижными деталями, в них помещены материалы по определенной теме.

Кальций можно считать универсальным регулятором физиологических процессов в организме человека. Он играет ведущую роль в процессах образования костей, регулирует возбудимость нервной и мышечной тканей, регулирует свертываемость крови, обеспечивает сократительную функцию миокарда, регулирует тонус сосудистой стенки, активирует синтез и транслирует действие многих гормонов [3, с.94].

Кальций осуществляет свое влияние на наш организм, не только как отдельный макроэлемент, а еще и вместе с другими макроэлементами, например вместе с фосфором он обеспечивает укрепление зубной эмали и костной системы. Вместе с магнием им обеспечивается здоровье нервной системы и передача нервных импульсов. Но все вышеупомянутые процессы осуществляются в полной мере, лишь при оптимальном содержании кальция в организме. При отклонении от этого баланса в большую или меньшую сторону у человека возникают проблемы со здоровьем, нарушение жизненно важных процессов.

Регуляция фосфорно-кальциевого обмена в организме осуществляется с помощью: паратиреоидного гормона (ПТГ), кальцитонина и активного метаболита витамина Д3- кальцитриола. [3,c.202]

Паратгормон- гормон, выделяемый клетками паращитовидной железы. Гормон регулирует уровень фосфора и кальция в крови. Действие паратгормона заключается в увеличении концентрации кальция в сыворотке крови за счет усиления всасывания кальция кишечником и его усвоения. Регуляция паратгормоном гомеостаза кальция осуществляется по принципу обратной связи: гипокальцемия стимулирует, а гиперкальцемия тормозит его секрецию.

  • Кальцитоцин - является одним из основных гормонов, регулирующих обмен кальция в организме. Его синтез осуществляется клетками щитовидной железы. В костной ткани усиливает поглощение кальция.

  • Кальцитриол - стероидный гормон, образующийся из витамина Д. Именно благодаря кальцитриолу обеспечивается всасывание кальция в стенки кишечника. (стероидный гормон- гормоны, образованные из холестерина, поэтому плохо растворяются в воде, кальцитриол образуется из жирорастворимого витамина Д.) [7, с.123]

  • Витамин Д3 (холикальциферол) - без него усвоение кальция невозможно.

Этот витамин относится к группе биологически активных жирорастворимых соединений, которые образуются под воздействием ультрафиолетового излучения в тканях животных и растений. Он улучшает всасывание минерала в тонком кишечнике и способствует укреплению костей. При недостатке витамина кальций плохо усваивается, даже если поступает в необходимом количестве. Развивается гипокальцемия- недостаток кальция в организме.[12]

Основная функция этого витамина заключается в поддержании нормальных концентраций кальция и фосфатов в плазме крови, которые необходимы для адекватной минерализации костной ткани и скелетообразования. Поэтому дефицит витамина D является причиной развития остеопороза и рахита. Недостаток витамина также относится к факторам повышающим риск развития сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и сахарного диабета [10,с.12].

Результаты исследований, проведенных в различных регионах РФ, продемонстрировали, что низкий уровень витамина D наблюдается у лиц различного возраста независимо от региона проживания [8,с.159].

Известно, что 90% витамина Д поступает в организм с впитыванием кожи ультрафиолетовых лучей и лишь 10% приходит в организм с пищей. От недостатка витамина Д чаще всех страдают дети и люди пожилого возраста. Из за недостатка витамина Д начинаются проблемы с усвоением кальция и появление серьезных проблем со здоровьем.

В разном возрасте нарушение усвоения кальция приводит к разным заболеваниям, например в детском возрасте- рахит, во взрослом- остеомаляция. Заболевания имеют один принцип- размягчение костной ткани. Их опасность заключается в том, что на ранних стадиях их очень тяжело поймать так как они практически не проявляются в самом начале.

Рахит-заболевание, характеризующееся размягчением костной ткани из за дефицита витамина Д, нарушением минерального обмена и образования костей. А дефицит кальция может быть следствием проявления рахита. В основе развития рахита лежит нарушение количества поступаемого и потребляемого кальция в быстрорастущем организме.

Остеомаляция - заболевание, характеризующееся размягчением костной ткани у взрослых.

Основное заболевание, которое вызывается дефицитом кальция - остеопороз.

Остеопороз - хроническое системное заболевание скелета, характеризующееся низкой массой кости и ухудшением ее качества, что приводит к повышенной хрупкости костной ткани. И хоть характерен для взрослого и пожилого населения, предрасположенность к нему формируется еще в детстве. Остеопороз приводит к изменениям на тканевом и клеточном уровнях и может поражать различные области опорно-двигательного аппарата. [8,с.157], Также приводит к повышению степени риска переломов бедренной кости и позвоночника Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), остеопороз по степени своей распространенности занимает четвертое место после болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и сахарного диабета [4]

Cколиоз- сложная деформация позвоночника, которая вызывает искривление позвоночного столба в сторону [9].

Кроме неправильной осанки и малоподвижного, сидячего образа жизни, сколиоз также появляется из за недостатка кальция в организме. Сколиоз может появиться из за дефицита витамина Д, это приводит к тому что у человека нарушен обмен кальция в организме. Он не выполняет свои функции так как не усваивается

Нарушение обмена кальция представлено двумя патологическими состояниями: повышенной и пониженной концентрацией ионов кальция в крови.

Когда кальция достаточно, то костный каркас правильно развивается и формируется - это предотвращает хрупкость костей и их деформации [2].

Недостаток кальция, как и его избыток негативно влияют на работу организма в целом.

Гипокальциемия– патологическое состояние, при котором уровень кальция в сыворотке крови опускается ниже нормы, которая для взрослого человека составляет 2,25-2,75 ммоль/л. Снижение уровня кальция может привести к судорогам, онемению в конечностях, повышенной утомляемости, депрессии, заболеваниям сердца. Именно поэтому важно своевременно диагностировать и лечить гипокальциемии [12].

С течением времени развивается остеопороз – ломкость и хрупкость костей. Особенно коварен он у пожилых людей, так как переломы в этой возрастной группе срастаются очень долго, если вообще срастаются. 

У маленьких детей, в случае дефицита кальция и витамина Д может развиться такое заболевание, как рахит, которое может сильно повлиять на формирование скелета.

Важно отметить, что кости стремительно теряют кальций при избыточном весе .Также негативно на состояние костей влияет отсутствие физической активности.[3,c.202]

Стоит добавить что на усваивание кальция организмом отрицательно влияет избыточное потребление кофе . На каждые 100 мг кофеина, которые вы получаете из продуктов питания и напитков, организм теряет примерно 6 мг кальция.

Однако любой дефицит витаминов и микроэлементов лучше, чем его переизбыток.

Избыток кальция в организме- это гиперкальцемия. В случае если суточное потребление кальция длительно превышает 2-2,5 г для взрослого человека, может развиться кальциноз, артериальная гипертензия, различные заболевания почек. Чаще всего избыток кальция наблюдается в крови при гиперфункции паращитовидных желез. Это приводит к следующим патологическим состояниям: гипертрофия миокарда левого желудочка, деформации костей, переломы, нарушения походки, мышечная слабость, затруднение координации движений, нарушение ритма и проводимости сердца, депрессия, ухудшение памяти, мочекаменная болезнь (кальций в большом количестве выводится через почки и в них происходит отложение камней), панкреатит. [12]

Какие продукты помогут обеспечить необходимый уровень кальция в организме.

Так как наш организм не способен вырабатывать кальций, как витамин D (который мы вырабатываем кожей), то его количество полностью зависит от поступления с продуктами питания и от его всасывания в кишечнике. Питание является самым полноценным источником получения необходимых микроэлементов, в частности кальция. Уже доказано, что кальций, поступающий из пищевых продуктов, в большей степени молочных, усваивается организмом гораздо лучше, чем из лекарств, даже самых дорогих. Исходя из этого можно сделать вывод, что прежде всего стоит сделать упор на продуктах с высоким содержанием кальция. таких как: молочные- сыр, творог, сметана и др.Мало кто знает, что одним из источников кальция может послужить обычная питьевая вода, с которой в организм может поступать от 10 до 30% необходимого количества этого элемента.

Таблица 1. Содержание кальция в продуктах питания

Продукт

мг кальция на 100 г

Кунжут

1474

Твердые сыры

850-1040

Сухое молоко

1000

Сыр плавленый

630

Сардины консервированные

400

Семечки подсолнуха

367

Молочный шоколад

352

Молоко сгущенное(сгущенка)

317

Миндаль

273

Петрушка

245

Творог 11%

160

Фасоль

150

Яйцо куриное, желток

126-136

Кефир нежирный

126

В продуктах питания кальций содержится, главным образом, в виде трудно растворимых солей (фосфатов, карбонатов, оксалатов).

У каждого возраста своя суточная норма кальция, необходимая для правильного функционирования органов и тканей. В таблице 2 представлены рекомендованные ежедневные дозы потребления кальция для определенных возрастов.

Таблица 2. Рекомендованные ежедневные дозы кальция в зависимости от пола и возраста

Возраст

Кальций (мг в сутки)

От рождения до 6 месяцев

200

Младенцы 7-12 месяцев

260

Дети от 1 года до 3 лет

700

Дети 4-8 лет

1000

Дети 9-13 лет

1300

Подростки 14-18 лет

1300

Взрослые 19-50 лет

1000

Мужчины 51 года до 70 лет

1000

Женщины от 51 года до 70 лет

1200

Взрослые от 71 года и старше

1200

Беременные и кормящие грудью

1000

Разработка лэпбука «Биологическая роль кальция в организме человека».

Для того, чтобы оценить уровень осведомленности студентов ГАПОУ СО «СОПК» первого курса о важности кальция в организме человека, им было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение 1)

В опросе приняли участие 55 человек в GoogleForm (данные на 24.12.2023): из них 69,1% (38 человек)- это студенты, которым 16 лет, 23,6%(13 человек)- 17 лет и 7,3%( 3 человека)- 15 лет.

У студентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов на вопросы: 10, 13. Результаты опроса представлены на диаграммах 1-18 (Приложение 2)

Анализируя результаты опроса, мы выяснили, что 61,8% (34 человека) респондентов знают о значении кальция в организме человека. (Диаграмма 2)

На диаграмме 3 видно, что 70,9% ( 39 человек) считают, что следить за уровнем кальция в организме важно, а 29,1% (16 человек) считают, что это необязательно.

В четвертой диаграмме мы интересовались о знаниях студентов своей суточной нормы, и 76,4% (42 человека) опрошенных дали отрицательный ответ, лишь 23,6 (13 человек) сказали "да".

На пятой диаграмме видно, что 54,4% (30 человек) не знают, как понять достаточно ли кальция в их организме, а вот 45,5% (25 человек) - знают

По итогам шестой диаграммы, мы можем сделать вывод, что 83,6% (46 человек) хотели бы узнать какие заболевания связаны с нехваткой и дефицитом кальция в организме, а 16,4%- нет

По итогам седьмой диаграммы нам удалось выяснить, что 76,4% (42 человека) не знают заболеваний, которые связаны с недостатком кальция в организме, а 23,6% (13 человек) сказали- да

Как показал ответ на вопрос 8 - 72,7% (40 человек) не обладают знаниями о заболеваниях, связанных с избытком кальция, в отличие от 27,3%(15 человек), которые такими знаниями обладают.

По итогам девятой диаграммы мы выяснили, что 63,6% (35 человек) не принимают дополнительно лекарственных препаратов, содержащих кальций, но 36,4% (20 человек) дали положительный ответ.

В десятой диаграмме мы спросили " какие признаки нарушения обмена кальция в организме вы можете отметить у себя?". Получили следующие результаты: 72,2% (40 человек) отметили у себя слабость в костях, 60% (33 человека) - сколиоз, 63,6% (35 человек) - чувствительную зубную эмаль, 12,7% (7 человек) - мышечную атрофию, 54,5% (30 человек) - судороги, а 14,5% (8 человек) ответили, что у них нет ничего из перечисленного.

По итогам 11 диаграммы, нам удалось узнать, что 87,3%( 48 человек) считают, что витамин Д важен в усвоении кальция, а вот 12,7 %( 7 человек) дают отрицательный ответ.

На диаграмме 12 большинство респондентов, а точнее 65,5% (36 человек) знают в каких продуктах содержится большое количество кальция и лишь 34,5%(19 человек) говорят "нет".

13 диаграмма служит ответом на вопрос "какие продукты с высоким содержанием кальция вы употребляете каждый день?", мы получили следующие ответы: 20,5% (8 человек)- куриное яйцо, 53,8%(21 человек)- рыба, 94,9%(37 человек)- молоко, 74,4%( 29 человек)- молочные продукты(сыр, творог, кефир), 10,3%(4 человека)- фасоль.

Четырнадцатый вопрос опроса был о соблюдении суточной нормы кальция за счет продуктов питания, 63,6%(35 человек), сказали "Да", а вот 36,4%(20 человек) сказали "Нет"

15 диаграмма показала, что 70,9%( 9 человек) считают, что продуктов питания достаточно для восполнения потребности организма в кальции, 29,1%( 16 человек) не согласились с этим.

По итогам 16 диаграммы, мы можем сделать вывод, что 78,2% (4 человека) столкнулись с переломом, а 21,8%(12 человек)- нет.

В 17 диаграмме мы интересовались в каком возрасте был получен перелом, студенты дали следующие ответы: 62,8%(27 человек) получили перелом в возрасте с 3-9 лет, 25,6%(11 человек) с 10-14 лет, 11,6%(5 человек) с 15-17 лет.

Как показала диаграмма 18- 97,7% (42 человека) получили перелом 1 раз в жизни, а 2,3% (1 человек)- 2 и более раза.

Таким образом, проанализировав все данные, полученные в ходе нашего опроса, мы можем сделать вывод, что большинство студентов ГАПОУ СО «СОПК» заинтересованы в изучении данной темы "Биологическая роль кальция в организме человека".

На основе собранной информации мы решили создать лэпбукна тему «Кальций и его биологическая роль».(еще не создали)

Наименование лэпбука: «Биологическая роль кальция в организме человека»

Цель лэпбука: закрепление знаний студентов ГАПОУ СО «СОПК» по теме «Кальций и его биологическая роль».

Технология "Лэпбукинг" пришла к нам из США.Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Этапы создания лэпбука:

1. Выбор темы.

2. Составление плана лэпбука, выбор содержания.

3. Создание макета для дальнейшего оформления.

4. Поиск необходимых материалов для сбора лэпбука.

5. Оформление и создание лэпбука: печать, вырезание, приклеивание липучек.

Изучив литературу, мы выяснили, что лэпбук соответсвует требованиям ФГОС:

1. Способствует развитию творчества, воображения;

2. Пригоден к индивидуальному использованию или группой;

3. Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его

части);

4. Его структура и содержание доступны абсолютно всем.

Для изготовления лэпбука нам понадобился плотный картон, самоклеящаяся пленка белого цвета, цветной принтер, цветная бумага, клей-карандаш, нитки белого цвета и иголка.

Для создания макета лэпбука был использован Word, в которм мы и создавали идеи для страниц лэпбука. Потом макет был использован для печати.

В лэпбуке представлена информация о значении кальция в организме, заболеваниях, также о продуктах, содержащих большое количество кальция. На страницах лэпбука мы можем видеть кармашки, мини-книжки, наличие интересных и ярких картинок.

Мы специально сделали фон лэпбука белым, чтобы картинки и др элементы нашей работы выглядели ярче и привлекали внимание аудитории.

Темой лэпбука стало называние нашей научно-исследовательской работы "Биологическая роль кальция в организме человека". Наш лэпбук больше подойдет студентам так как в нем присутствует значительное количество текста, которое может показаться ребенку дошкольного возраста слишком сложным.

Исходя из вышеперечисленного мы делаем вывод, что работа над лэпбуком была очень интересной, насыщенной, познавательной. Мы узнали много нового, повторили уже знакомое и смогли поместить самые интересные аспекты изучаемой темы в наш лэпбук.

30 января 2024 года прошла презентация лэпбука перед группой 122д. (Приложение 5)

В мероприятии участвовало 26 человек. Во время презентации студенты узнали из каких материалов и как создавался наш лэпбук, какие процессы протекают в организме человека с участием кальция, узнали о заболеваниях, связанных с нарушением обмена кальция. Им было рассказано какие продукты помогают усваивать кальций и содержат его больше всех, а какие наоборот вредны в усвоении кальция. После презентации мы получили положительные отзывы от студентов. (Приложение 6)

Заключение

Кальций (Са) - макроэлемент, который в организме человека принимает непосредственное участие в метаболических процессах и формировании костной ткани.

В ходе работы над проектом, изучив разные источники информации нам удалось выяснить насколько важен кальций в нашем организме и какие процессы обеспечиваются благодаря его участию. У многих кальций ассоциируется лишь с крепкими костями, однако он обеспечивает еще множество жизненно важных процессов. При изучении мы разбили полученную информацию на три группы: биологическая роль кальция, продукты с высоким содержанием кальция, гипокальцемия и гиперкальцемия. Такое деление информации мы использовали и в лэпбуке, чтобы четко разграничить где какая часть темы.

Также познакомились с заболеваниями, причиной которых служит нарушение обмена кальция. Мы узнали как эти заболевания влияют на жизнь и здоровье человека.

Для создания продукта нашего проекта- лэпбука, нам предстояло познакомиться с самыми разными техниками его изготовления.

И на основе собранной информации нам удалось создать лэпбук. Он получил название нашего проекта "Биологическая роль кальция в организме человека". Для его создания понадобились три листа плотного картона формата А3, клей, цветной принтер, ножницы и т.д.

Лэпбук уже был презентован студентам 122д группы, мы получили много положительных отзывов. В основном хвалили простоту восприятия и яркость используемых картинок.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". –Текст: электронный// Министерства Здравоохранения Российской Федерации ., официальный сайт [сайт] - URL.: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата обращения: 22.01.2023).

  2. Роспотребнадзор: официальный сайт.- Кемерово[сайт]-URL: https://42.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 19.11.2023)

  3. Вебер, В. Р.  Эндокринология : учебник для вузов / В. Р. Вебер, М. Н. Копина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 391 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12622-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512556 (дата обращения: 25.01.2024).

  4. Всемирная организация здравоохранения: URL:https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/musculoskeletal-conditions (дата обращения: 24.12.2023)

  5. Генетические аспекты развития остеопороза : монография / Х. Я. Каримов, Т. С. Саатов, З. З. Ибрагимов [и др.]. — Москва :Русайнс, 2021. — 104 с. — ISBN 978-5-4365-6352-7. — URL: https://book.ru/book/939459 (дата обращения: 24.12.2023). — Текст : электронный., (дата обращения: 24.12.2023)

  6. Елисеева Т., Мироненко А., Науки о здоровье/ Журнал здорового питания и диетологии - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kaltsiy-ca-calcium-opisanie-vliyanie-na-organizm-luchshie-istochniki/viewer (дата обращения: 18.12.2023)

  7. Краткий медицинский терминологический словарь [Текст] / А. Т. Айрапетян, В. Ф. Даллакян ; под редакцией В. Р. Ириной ; Министерство образования и науки РФ, ГКА им. Маймонида, Факультет социальной медицины. - Москва : Человек : Издательский дом Коган и Барановский, 2010. - 191 с.; ISBN 978-5-904885-12-0, URL: https://www.litres.ru/book/a-t-ayrapetyan/kratkiy-medicinskiy-terminologicheskiy-slovar-22960625/chitat-onlayn/ (дата обращения 14.12.2023)

  8.  Лесняк О.М., Баранова И.А., Белова К.Ю., [и др] /Остеопороз в Российской Федерации: эпидемиология, медико-социальные и экономические аспекты проблемы  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osteoporoz-v-rossiyskoy-federatsii-epidemiologiya-mediko-sotsialnye-i-ekonomicheskie-aspekty-problemy-obzor-literatury

  9. Популярная медицинская энциклопедия/Бакулев А. Н., Петров Ф. Медицина: энциклопедия/ Н.Бакулев., Ф.Н.Петров - 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство "Советская энциклопедия", 1965.- 202с.-(Профессиональное образование).-ISBN 978-00-1706778-0- Текст : электронный // Библиотека INTERNETARCHIVE [сайт]- URL:https://archive.org/details/B-001-027-871-ALL/B-001-027-871-03-CW90/page/n5/mode/2up., Текст: электронный (дата обращения: 14.12.2023)

  10. Регуляция витамином D метаболизма костной ткани/ Майлян Э.А., Резниченко Н.А., Майлян Д.Э., URL:https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatsiya-vitaminom-d-metabolizma-kostnoy-tkani/viewer (дата обращения: 24.12.2023)

  11. Федеральная служба государственной статистики[сайт].-URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения:06.01.2024)-Текст: электронный

  12. INVITRO[сайт].URL:https://www.invitro.ru/moscow/library/simptomy/35524/

Приложения

Приложение 1

Опрос студентов ГАПОУ СО «СОПК»

Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScdnHhekO74RO5SLSYSn2f67LlNSjo065uSGFzbGQEpcEfyxQ/viewform?vc=0&c=0&w=1&flr=0

Приложение 2

Обработка опроса

Диаграмма 1 "Укажите свой возраст"

Диаграмма 2 "Знаете ли вы какое значение кальций имеет в организме человека?"

Диаграмма 3 "Как вы считаете следить за уровнем кальция в организме важно?"

Диаграмма 4 "Для каждого возраста существует определенная суточная норма потребления кальция. Вы знаете сколько кальция необходимо вам, исходя из вашего возраста?"

Диаграмма 5 "Знаете ли вы как понять достаточно ли в вашем организме кальция?"

Диаграмма 6 "Вам хотелось бы узнать о заболеваниях, связанных с избытком и недостатком кальция в организме?"

Диаграмма 7 "Знаете ли вы о заболеваниях, которые связаны с недостатком кальция?"

Диаграмма 8 "Знаете ли вы о заболеваниях, связанных с избытком кальция в организме?"

Диаграмма 9 "Вы пьете лекарственные препараты для поддержания оптимального уровня кальция (например, витаминные комплексы?)

Диаграмма 10 "Какие признаки нарушения обмена кальция вы можете отметить у себя?"

Диаграмма 11 "Как вы считаете, витамин Д важен в усвоении организмом кальция?"

Диаграмма 12 "Знаете ли вы какие продукты обладают высоким содержанием кальция?"

Диаграмма 13 "Какие продукты с высоким содержанием кальция вы употребляете каждый день?"

Диаграмма 14 "По вашему мнению, достаточно ли вы употребляете продуктов для поддержания необходимой суточной нормы кальция?"

Диаграмма 15"Достаточно ли только продуктов питания, чтобы восполнить всю потребность организма в кальции?"

Диаграмма 16 "У вас когда -нибудь был перелом?"

Диаграмма 17 "Если да, то в каком возрасте произошел перелом?"

Диаграмма 18 "Сколько раз за всю жизнь у вас случался перелом?"

Приложение 3

"Статистика костно-мышечных заболеваний 2020-2022

Приложение 4

Фото лэпбука

Приложение 5

Презентация лэпбука перед группой

Приложение 6

Отзывы студентов к лэпбуку "Биологическая роль кальция в организме человека"

Просмотров работы: 28