Проблема развития интеллектуальных способностей дошкольников остается актуальной в современном мире. Работы отечественных исследователей Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Й. Киш, А.Лурия, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др. посвящены изучению психологических закономерностей интеллектуального развития детей. В трудах Н.Г. Белоус, Н.В. Виноградова, Е.Э. Кучерова, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Б.П. Никитин, Л.С. Славина, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др. определены педагогические условия воспитания и развития, влияющие на развитие интеллектуальных способностей детей. Интеллектуальное развитие включает процесс усвоения и улучшения когнитивных навыков, таких как логическое мышление, анализ, обобщение, решение проблем, усвоение знаний и развитие умений.
Старший дошкольный возраст (от 5 – 7 лет) - это период интенсивного развития ребёнка. Именно этот возраст считается одним из переходных периодов в развитии ребёнка. Это так называемый предшкольный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В.Запорожец [3, с. 6] неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка приближается к показателям мозга взрослого человека. Отечественные исследователи (Т.Т. Бетелева, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер) при изучении возрастной динамики выявили, что пяти - шестилетний возраст является сензитивным в становлении мозговых механизмов, что имеет важное значение для обучения.
Понятие «интеллект» в настоящее время стало настолько разноаспектным, что без предварительного уточнения значения, которое ему придается в том или ином исследовании, нельзя понять результаты этого исследования.
По мнению В. Толочек, интеллект - это способность человека, которая определяет его адаптацию к новым случаям через решение задач во внешней плоскости действия, где сознание доминирует над бессознательным [6, с. 6].
А по мнению В. Штерна интеллект - это общая способность соответствовать новым жизненным условиям. Поэтому, говоря об интеллекте, учёные опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных [8, с. 6].
Интеллектуальное развитие ребёнка, характеризуется комплексом познавательных процессов. Это процессы внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Интеллектуальное развитие играет важную роль в общем развитии индивида и может быть стимулировано с помощью разнообразных образовательных методов, игр и активностей. В нашем исследовании мы рассматриваем игры-головоломки как эффективное средство развития интеллектуальных способностей по следующим направлениям:
1) Укрепление концентрации и внимания. Головоломки требуют сосредоточенности на задаче, что способствует развитию этих навыков у детей. Они также помогают улучшить способность замечать детали и распределять свое внимание между несколькими задачами.
2) Развитие логического и пространственного мышления. Головоломки часто содержат логические задачи и требуют использования пространственного мышления. Это способствует развитию абстрактного и логического мышления у детей.
3) Развивание навыков решения проблем. Головоломки включают сложные задачи, требующие использования стратегий и поиска решений. Это помогает развивать у детей навык решения проблем и критического мышления.
4) Повышение самоуверенности. Успех в головоломке может усилить уверенность и самооценку ребенка, что благотворно сказывается на его эмоциональном состоянии и вере в свои способности.
5) Креативное мышление. Игры-головоломки требуют креативного подхода к решению задач. Они развивают способность логического мышления и нахождения нестандартных решений.
6) Внимательность и точность. Решение головоломок требует точности и внимания к деталям. Они помогают развивать эти навыки, требуют внимания к каждому шагу решения и избегания ошибок.
7) Важно быть самостоятельным и организованным. Разгадывание головоломок способствует развитию навыков самостоятельной работы и управления временем. Эти навыки необходимы для упорядоченной жизни.
8) Головоломки могут использоваться как для индивидуальной, так и для групповой практики, способствуя социальному взаимодействию.
Игры-головоломки являются отличным способом стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников. Об играх-головоломках С.И. Сырова отмечает, что «все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме» [5, с. 6]. Игры-головоломки - это не только весело, но и эффективно для развития интеллектуальных способностей детей старшей группы. Они помогают развивать внимание, логическое мышление, решение проблем и самостоятельность, а также способствуют социальному взаимодействию. Важно подобрать подходящие головоломки, предоставить детям время и возможность наслаждаться процессом игры и достигнуть максимальной пользы от этого опыта.
Игры-головоломки могут быть классифицированы по различным критериям, таким как тип задачи (логические, математические, пространственные и т.д.), уровень сложности, возрастные ограничения и предполагаемые навыки, которые требуются для их решения. Вот несколько примеров категорий головоломок и игр, которые могут способствовать развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников (см. табл.1).
Таблица 1
Классификация игр-головоломок
Виды игр головоломок |
Примерные игры |
Логические головоломки |
Загадки и головоломки на логическое мышление: "Кто это?", "Что это за предмет?" . Логические задачи на сопоставление и классификацию: "Найди пару", "Разложи по группам". Головоломки на логическое рассуждение и выводы: "Кто где живет?", "Какой цвет у каждого животного?". |
Математические головоломки |
Задачи на счет и числа: "Сколько будет 2+3?", "Сколько осталось после вычета 4 из 10?". Головоломки на логику и решение задач: "Веселые весы", "Заполни пропущенные числа". |
Ребусы и шарады |
Ребусы с картинками и/или словами: "Что это за слово?" или "Какой предмет изображен на картинке?" Шарады и игры со словами: "Отгадай слово по описанию", "Собери слово из букв". |
Головоломки на внимание и память |
Задачи на поиск отличий: "Найди все отличия на картинке" Задачи на запоминание и воспроизведение: "Запомни последовательность предметов". |
Важно учитывать возрастные особенности детей при выборе головоломок. Для детей старшей группы в детском саду можно предложить головоломки более сложные и абстрактные, которые требуют анализа, рассуждений и применения различных стратегий.
Предлагать детям игры-головоломки в детском саду можно как в рамках индивидуальных занятий, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют развитию социальных навыков и умениям работы в команде. Важно создать атмосферу поддержки и взаимопомощи в процессе решения задач.
Для успешного внедрения детей в игры-головоломки можно выделить следующие этапы:
1) Знакомство: Ребенку необходимо ознакомиться с различными видами головоломок и игровыми задачами. Важно дать ему возможность исследовать и экспериментировать с разными типами головоломок.
2) Понимание правил: Детям нужно научиться понимать правила каждой головоломки. Для этого необходимо четко и просто объяснить цели игры, ограничения и способы достижения решения.
3) Решение задач: На этом этапе дети начинают решать головоломки, применяя свои интеллектуальные способности и логическое мышление. Вначале им может потребоваться помощь взрослого или подсказки. Постепенно, набирая опыт, дети смогут стать более самостоятельными в решении задач.
4) Улучшение навыков: С постоянной практикой и упражнениями дети начнут развивать свои интеллектуальные способности. Им станет намного легче находить логические связи, в анализе информации и применении различных стратегий.
5) Расширение сложности: По мере усвоения более простых головоломок, детей можно привести к более сложным задачам. Это поможет им дальше развивать свои интеллектуальные способности и улучшать свои навыки в решении проблем.
6) Творческое применение: По мере роста и развития детей, они смогут начать применять свои интеллектуальные способности и навыки в создании своих собственных головоломок или вариантов старых. Это способствует развитию их воображения и пробуждает интерес к самостоятельному деятельности.
Для полноты исследования нами были проведено диагностическая работа. Так, в ходе эмпирического исследования было обследовано 32 детей, посещающих старшую группу детского сада «Кэскил». Для достоверности полученных и доказательности сравнительных данных нами были определены 2 группы: экспериментальная и контрольная группы. Для исследования уровня интеллектуального развития детей были выбраны методики, которые позволяют определить степень развития интеллектуальных способностей дошкольников, что удовлетворяет требованиям нашего исследования:
Тест «Нарисуй человека», автор - Ф. Гудинаф - данная методика направлена на исследование интеллектуального развития детей и подростков (от 3 до 15 лет).
Тест “Найди квадрат” - цель: выявление уровня восприятия.
Методика "Четвёртый лишний" - эта методика призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
По результатам проведения диагностики мы выявили следующие данные.
В соответствии критериев и показателей методики «Нарисуй человека» были получены и определены следующие уровни развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста:
Так, высокий уровень выявлен у 7 детей экспериментальной группы, что составляет – 43%, 8 ребёнка со средним уровнем – 50% и 1 ребёнок с низким уровнем – 7%.
А у контрольной группы у 10 детей выявлен высокий уровень, что составляет - 62%, со средним 5 детей – 31% и 1 ребёнок с низким – 7%.
Показатели уровней восприятия ребенка после диагностики «Найди квадрат»:
Верно нашли все квадраты:
-Экспериментальная группа (ЭГ): 14 детей;
-Контрольная группа (КГ): 15 детей.
Совершили по две ошибки:
-Экспериментальная группа (ЭГ): 2 детей;
-Контрольная группа (КГ): 1 ребенок.
Для исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у детей была проведена диагностика "Четвёртый лишний". В результате этой диагностики были выявлены следующие данные:
Высокий результат показали дети экспериментальной группы в количестве 9 детей. В контрольной группе - 7 детей.
Средний уровень отмечен у 5 детей экспериментальной группы, а в контрольной группе - 6 детей.
Относительно низкого уровня получены следующие результаты. В экспериментальной группе всего выявлено: 2 ребёнка и 3 ребёнка контрольной группы.
По окончанию исследования уровня интеллектуального развития детей старшей группы мы получили такие результаты: в контрольной группе уровень интеллектуального развития оказалось значительно высокой, чем у экспериментальной группы. Так, результаты с высоким уровнем в КГ на 12% (2 ребёнка) выше чем у ЭГ. Кроме того, в ЭГ 37% детей имеют средний уровень развития, а в КГ - 25%, что также имеет разницу в 12% (2 ребёнка). Низкий уровень развития характерен на 7% как в ЭГ, так и в КГ.
Таким образом, мы можем сказать, что полученные результаты можно интерпретировать как высокий уровень развития интеллектуальных способностей у детей старшей группы. Однако, не все дети обследованной нами группы имеют показатели интеллектуального развития в границах средних значений. В ходе диагностики мы также пришли к выводу, что нужно развить интеллектуальные способности детей, больше внимания обратить на развитие логического мышления, внимания, а также речи.
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента нами был разработан долгосрочный проект «Головоломки разума» по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игр головоломок. Проект «Головоломки разума» предполагает реализацию в течение 6 месяцев, где подготовительный этап длится 1 месяц, основной этап - 4 месяца и заключительный этап - 1 месяц. План включает в себя 21 ООД. Разработанный проект поможет не только эффективно развивать интеллектуальные способности, но и сделает этот путь более интересным и веселым.
В качестве заключения следует отметить, что развитие интеллектуальных способностей дошкольников важно для их будущего успеха. Игры головоломки играют значительную роль в этом процессе. Они способствуют развитию логического мышления, внимания и памяти, а также помогают развить у детей аналитические навыки и умение решать сложные задачи.
Головоломки требуют концентрации внимания, творческого мышления и находчивости, что позволяет детям не только решать конкретные задачи, но и развивать общие интеллектуальные навыки. Кроме того, игры головоломки помогают развить стратегическое и планирующее мышление у детей.
Игры головоломки также способствуют развитию творческого мышления и способности мыслить нетрадиционно. Решение ребусов и задач, требующих поиска логических закономерностей или нестандартных подходов, помогает детям развивать свою креативность и инновационное мышление.
Таким образом, игры головоломки представляют собой эффективный и интересный способ развивать интеллектуальные способности детей. Они стимулируют развитие логического мышления, внимания, памяти и других важных умственных навыков, которые будут полезны им в будущем, как в образовательной сфере, так и в жизни.
Список использованной литературы
1. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. – М.: Педагогика, 2014. – С. 560.
2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва: Юрайт, 2019 – 350 с. 7
3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец.// - М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - 320 с.
4. Захарова, Е.В. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-resheniya-golovolomok (дата обращения: 21.11.2023).
5. Сырова С. И. Игры-головоломки как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников // . – 2021. – С. 19.
6. Толочек, В.А. Современная психология труда: глоссарий. / В.А. Толочек // М:. Наука 2020. — 483 с.
7. Холодная, М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 450 с.
8. Штерн Вильям. Умственная одаренность: Психол. методы испытания умств. одаренности в их применении к детям шк. возраста: [Пер. с нем.] /Вильям Штерн. // СПб. : Союз, 2017. — 124 с.