Актуальность темы развитие связной речи у дошкольников обусловлена тем, что в современном мире дети все больше времени проводят перед экранами телевизоров или смартфонов, вследствие чего живое общение сводится к минимуму, тем самым увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Мы предполагаем, что развитие связной речи детей можно развивать через занятия по русской народной культуре (применение сказок, былин, басен, фольклора).
Одним из важнейших источником развития выразительности речи является устное народное творчество, фольклорные различные жанры (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказки, былины), каждодневное использование его развивает устную речь ребенка, его воображение и фантазию, влияет на духовное развитие. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Выдающиеся педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова) неоднократно подчеркивали огромные возможности фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.
“Источником формирования языковой способности ребенка является потребность в совместной деятельности и общения малыша с другими людьми, которые обеспечивают эту деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев и др.)” [4, c.4]
По мнению О.С. Ушаковой, в многообразии окружающей жизни ребенка “ведущее место должно быть отведено речевому развитию, оказывающему особое влияние на общее развитие растущей личности, способной свободно переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к любой жизненной ситуации, находить возможные пути решения, опираясь на собственные силы овладения языком”. [4, c.6]
В настоящее время педагогам необходимо искать отдельные способы развития связной речи у дошкольников, так как в работе детского сада это является приоритетным направлением. Поэтому считаю необходимым начать знакомство детей с русской народной культурой.
Цель исследования: формирование связной речи у детей 4-5 лет. Умение ребенка свободно, грамматически правильно и логично выражать свои мысли.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, охотно участвуют в коллективной беседе, пересказывают короткие рассказы и сказки, могут описать картины и игрушки, но все же их связная речь несовершенна. Сформулировать вопросы не умеют правильно, так же дополнять и исправлять ответы других детей.
Очень важно приобщать детей к русскому народному творчеству, которое способствует развитию связной речи. Ребенок усваивает родной язык в первую очередь подражая живому общению окружающих его людей. Детский фольклор русского народа очень разнообразен и богат. Это и колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы и поговорки- дети не только слушают, но и повторяют, понимая смысл сказанного. Мелодичность и простота звучания потешек помогают быстро запомнить их. Они начинают использовать народные потешки в своих играх во время укладывания кукол спать или кормления. Или кто-то из детей плачет, то могут успокаивать: “Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач”.
Русские народные произведения вызывают огромный интерес у детей, потому что в них имеются звукоподражания голосам птиц и животных, описываются их повадки. Ребята в потешках улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому, чтение произведений народного творчества должно быть эмоциональным.
Особое место отводим сказкам, былинам. В русской народной сказке богатое содержание, выразительная насыщенность художественной речи. Мудрость и ценность сказок позволяет детям пережить смысл общечеловеческих ценностей. В сказках отражаются нравственные ценности русского народа, такие как честность, доброта, сострадание и помощь слабому.
Так как сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд обязательно используем ее в обучении, чтобы повысить ее обучающий потенциал в нее вводим загадку, пословицу, оценить поступки сказочных героев. Положительные изменения в поведении и деятельности детей очень важно поощрять.
Через сказку мы приобщаем детей к истокам русской народной культуры, побуждаем анализировать, рассуждать, делать выводы, повышаем познавательный интерес. Некоторые сказки велики по объему и запомнить их нелегко дошкольникам. Обязательно учитываем возраст детей, чтобы было доступно содержание. Для лучшего восприятия сказки рекомендуем использовать музыкальное сопровождение, русские народные песенки. Привлекаем родителей, владеющих музыкальными инструментами.
Стараемся сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса. Для этого используем различные формы сотрудничества: собрания, консультации, совместные праздники, беседы, наглядную агитацию. На родительском собрании «Развиваем речь ребенка» познакомили родителей с задачами и способами обучения, представили их вниманию наглядный дидактический материал, показывали видеозаписи фрагментов занятий. Оформили для родительского уголка материалы, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания, например “Пальчиковая гимнастика”, “Применение массажера Су-Джок” (на фольклорном материале), “Русские народные игры для детей”. Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, помогают готовить костюмы для сказочных персонажей, принимают активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников.
Используются у нас активные формы работы, дети подготавливают кукольный спектакль по русской народной сказке и показывают родителям и товарищам. Очень важно чтобы все дети принимали участие в спектакле, каждый ребенок должен внести свой вклад в общее дело (пригласительные, встреча гостей, выставка рисунков, читать текст, петь песни). Конечно, слова поощрения и благодарности обязательно находим для каждого ребенка за участие в празднике сказки. Помогает лучше понимать сказки и стихотворения инсценирование с помощью игрушек, настольного театра. Замечательно инсценируются русские народные сказки “Теремок”, “Репка”,”Заюшкина избушка”, можно закончить песенкой.
Интересным и занимательным стало знакомство детей с народным месяцесловом - земледельческим народным календарем. Дети наблюдают явления природы на прогулках, отмечают изменения погоды, стараются запомнить народные приметы. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Знакомим с основами русской народной культуры и быта, с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками, русскими обычаями и традициями, народными инструментами, народными песнями, хороводами. Детям такие занятия очень нравятся, ведь они знакомятся с предметами, которыми пользовался русский народ в прошлом. В своей практике знакомим дошкольников с разнообразными русскими народными куклами, которые можно сделать своими руками и использовать в разных режимных моментах, это и кукла-Утешница, и кукла-Помощница, и кукла- Рябинка.
Планируем тематические дни с учетом русской народной культуры в различных видах деятельности: образовательной, игровой, утренней гимнастики, режимных моментов, знания и навыки дети получают в игровой форме, следовательно, работа происходит естественно.
Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы систематически проводим работу над оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей. В книжном уголке оформлена выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Подобраны дидактические и настольно-печатные игры: "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", «Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".
В центре театральной деятельности представлены: кукольный, настольный, пальчиковый театры, театр на коврографе, по сюжетам русских народных сказок: “Репка”, "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка". В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов.
Мы добились того, что дети активно отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга, дети охотно выполняют игровые упражнения, самостоятельно драматизируют отдельные фрагменты русских народных сказок, принимают участие в подвижных и дидактических играх, занятия проходят в более живой форме.
Работая над проблемой связной речи посредством приобщения к русской народной культуре, мы пришли к выводу, что постоянное, систематическое использование русского народного творчества является эффективным в работе по развитию связной речи детей.
Разговорный язык и произведения русского народного творчества очень тесно связаны между собой, чтобы язык ребенка стал живым и ярким, нужно чтобы дети слышали это ежедневно. Нам необходимо целенаправленно формировать свою работу по развитию связной речи дошкольников.
Литература:
1.Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. - М.: Сфера, 2018.
2. Ушакова О.С. Программа. Методические рекомендации к развитию речи дошкольников. - М.: Академия, 2014.
3. Калмыкова Л.Н. Развитие дошкольников. - М.., 2013.
4. Тимофеева Н.В. “Развитие связной речи дошкольника” Учебно-методическое пособие. ГАОУ ДПО ”ЛОИРО”, 2019. 80с.