Подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии является важной социально-педагогическая задачей отечественного образования. Выбор подходящей профессии для старших школьников – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор.
Профессиональная ориентация представляет собой научно-практическую систему подготовки молодежи к обоснованному и осознанному выбору профессии, руководство профессиональным самоопределением личности. Это система психолого-педагогических и государственных мероприятий, направленных на оказание помощи подрастающему поколению в совершении профессионального выбора с учетом интересов и способностей каждого человека, возможностей и потребностей рынка труда в различных профессиях и разного уровня квалификации.
Представители различных психологических школ и направлений рассматривают детерминанты процесса профессионального выбора и удовлетворенности им, исходя из своего понимания развития личности, при этом теории профессионального самоопределения тесно связаны с теориями профессионального развития.
Рассматривая профессиональное развитие личности с точки зрения психоаналитической теории, Э. Роу исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок – родители» и оказывает влияние на последующий выбор профессии [4].
А. Маслоу в концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
Теория «Я-концепции» рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация «Я-концепции». Люди склонны выбирать профессию, отвечающую сложившимся у них представлениям о себе. Они добиваются самоактуализации, являющейся центральным мотивом человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их «Я-концепции». Это приносит им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту.
Психодинамическое направление, признавая определяющее влияние раннего детского опыта на выбор профессии и построение карьеры, разрабатывает положение 3. Фрейда о том, что профессиональная деятельность выступает одной из форм удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей через «канализацию» в ту или иную профессиональную область. Так, фрустрационная агрессия может быть переориентирована на поиски подходящего объекта профессиональной деятельности, а сублимация садистической потребности проявляется, например, в профессии хирурга, сублимация агрессивных импульсов - в профессиях мясника, боксера, сублимация желания подглядывать за интимными моментами чужой жизни - в профессии психиатра, психотерапевта.
В рамках ортодоксальной психоаналитической концепции выбора профессии Шонди (1948) и Мозер (1965) высказывают мысль о зависимости профессионального выбора и эффективности деятельности от индивидуальных особенностей личности, которая выбирает социальную среду, близкую ее складу [14].
В ряду теорий, рассматривающих индивидуально-личностные свойства как важную детерминанту профессионального выбора, находится и теория ведущих тенденций.
Сценарная теория выбора профессии объясняет профессиональный выбор личности ее структурой и доминированием одного из эго-состояний (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок). В своем профессиональном поведении индивид руководствуется программой, жизненным планом, выработанным в раннем детстве под влиянием родителей. В сценарии представлены мотивы, жизненные цели, готовый опыт родителей, предсказуемость жизненного итога (Э. Берн, 1991). В теории рассматриваются возможные негативные факторы для карьеры человека: компенсация родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений, жесткое следование гендерным стереотипам при воспитании ребенка [4].
Успешность профессионального самоопределения, задачей которого является формирование внутренней готовности личности к планированию и построению профессиональной карьеры, определяется также содержанием, методами и формами профориентационной и профконсультационной работы [11].
Актуальность проекта. В наше время больших социальных перемен правило «одна профессия на всю жизнь» уже не работает. Поэтому проектируя индивидуальную карьерную траекторию, важно развивать «твердые» и «мягкие» навыки (hard skills и soft skills), знания, способности, умение адаптироваться под быстро меняющиеся условия реальной жизни. При этом для школьников и взрослых могут быть использованы различные методики для определения профессиональной направленности целевой аудитории в той или иной сфере
Целевой аудиторией предложенного проекта являются старшеклассники (ученики 9-11 классов). Данный проект профориентационной работы может быть реализован как в микрогруппах (до 5 чел.), так и в классе (20-30 чел.), включая профильные классы. На пороге окончания школы у выпускников еще не сформировано осознанное видение будущей профессии, они пока слабо представляют свою дальнейшую жизнь и не могут определиться с выбором (какие ЕГЭ сдавать, куда поступать и т.д.).
Цель: разработка проекта профориентационной работы для школьников 9-11 классов, способствующего определению будущей профессии на основании психодиагностических методик.
Задачи проекта:
повышение уровня информированности старших школьников в мире профессий;
проведение цикла анкетирований и тестирований с целью определения круга профессиональных интересов и предпочтений;
создание интересной и разнообразной среды для получения профессионального образования и специальности;
проведение теоретических и практических занятий;
создание условий в школах, способствующих формированию личности выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.
Ожидаемые результаты проекта:
оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора среднего и высшего учебного заведения.
повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
активное вовлечение в социальные события, высокий уровень цифровой грамотности.
В таблице 1 представлен план-график реализации профориентационного проекта.
Таблица 1 – План-график реализации мероприятий проекта
Этапы и сроки |
Цель |
Деятельность |
Вводный (до 1 месяца) |
Создание условий для успешного вхождения в процесс самоопределения (адаптации) |
Знакомство с целевой аудиторией и выявление ее потребностей (самореализациия, развитие компетенций и навыков будущего, владение цифровыми технологиями и т.д.) Запросы учащихся:
|
Проектировочный (до 1 месяца) |
Создание условий для становления человека как субъекта социально-профессиональной деятельности, раскрытия его личностно-ресурсного потенциала |
Карта одаренности, мотивационный профиль личности, профессиональные платформы («КарьераОнлайн», «Билет в Будущее»), определение типологии профессий, личностно-ресурсное картирование, составление профессиограммы [9]. Методики, которые помогу школьнику в выборе своей профессии: 1. Информационная карта выбора профессий [1]. 2. Карта интересов [2]. 3. Матрица выбора профессий [5]. 4. Опросник Голланда (методика, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь, личностных особенностей) [6]. 5. Опросник Йовайши (выявление уровня профессиональной готовности) [7]. 6. Опросник Климова (методика позволяет выявить профессиональные предпочтения в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова) [8]. 7. Тест на артистические способности [12]. 8. Экспресс диагностика [13]. |
Организационно-деятельностный (до 6 месяцев) |
Создание условия для построения участниками основы своей профессиональной деятельности путем их погружения в ресурсы и возможности внешней среды |
Вовлечение школьников в образовательные профориентационные региональные мероприятия:
|
Рефлексивный (до 1 месяца) |
Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие |
Для психолога: составление аналитических отчетов; для школьников: ведение портфолио, фиксация достижений, рефлексия |
Определение результативности практики
Представленный проект профориентационной практики будет считаться эффективным, если:
он будет внедрен не менее чем в 5 образовательных организациях;
если в проекте примут участие не менее 100 человек,
если в ходе проекта будет проведено не менее 5-7 тренингов.
Результативность проекта будет определена на основе аналитического отчета психолога, в который войдут результаты психологического тестирования, доля вовлеченности участников в социальный вектор.
Организационно-управленческие условия воспроизводства практики
Продолжительность практики – 10-12 месяцев. Периодичность встреч с группой – 1 раз в неделю (первые два месяца встречаться, после 6 месяцев – 1 раз в месяц).
Прохождение практики подразумевает под собой встречи смешанного типа: онлайн-встречи и встречи очного формата.
Продолжительность встречи составляет 1-1,5 часа свободного времени.
Условия необходимые для прохождения практики – кабинет психолога (социального педагога), периодически – компьютерный класс с выходом в Интернет.
Дополнительные средства, необходимые для работы с клиентом – WhatsApp Web, Skype, телефон с выходом в интернет, ноутбук.
Ресурсы необходимые клиенту – время, пространство, мотивация к действию.
Требования, предъявляемые к человеку, который бы смог проводить данную практику: дипломированный специалист – психолог с опытом работы в образовательной организации не менее 2 лет.
Список использованных источников
Информационная карта выбора профессий URL: https://school-97.edusite.ru/DswMedia/karta_vybora_prof.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
Карта интересов URL: https://school-97.edusite.ru/DswMedia/karta_interesov.pdf ) (дата обращения: 22.02.2024).
Килина И.А. Использование практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)». – Кемерово: Издательство Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Т.1. 2016. С. 97-99.
Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №2 (12). С. 115-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-suschnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 22.02.2024).
Методика «Матрица выбора профессии» (https://school-97.edusite.ru/DswMedia/matritza_vybora_prof.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
Опросник Голанда. URL: https://school-97.edusite.ru/DswMedia/oprosnik_gollanda.pdf(дата обращения: 22.02.2024).
Опросник Йовайши. URL: https://school-97.edusite.ru/DswMedia/oprosnik_yovayshi.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
Опросник Климова. URL: https://school-97.edusite.ru/DswMedia/oprosnik_klimova.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
Профориентация. URL: https://trudvsem.ru/proforientation (дата обращения: 22.02.2024).
Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. №3. С. 224-230. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-razvitiya-proforientatsii-i-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 22.02.2024).
Сергеев И.С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах // ИНСАЙТ. 2023. №3 (15). С. 11-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-proforientatsiya-i-shkolnaya-proforientatsiya-sovpadenie-v-prostranstve-rashozhdenie-v-smyslah (дата обращения: 22.02.2024).
Тест на артистические способности. URL: (https://school-97.edusite.ru/p91aa1.html(дата обращения: 22.02.2024).
Экспресс-диагностика. URL: (https://school-97.edusite.ru/DswMedia/express_diagnostika.pdf(дата обращения: 22.02.2024).
Якубовская Т. Как найти любимое дело. URL: https://flibusta.su/book/185114-kak-nayti-lyubimoe-delo-12-istoriy-lyudey-kotoryie-nashli-prizvanie-kn/read/ (дата обращения: 22.02.2024).