В современном мире исследования человеческой агрессии, а также различных аспектов агрессивности становятся все более значимыми. Проблема агрессивности людей является наиболее актуальной в связи с возрастанием конфликтов между окружающими людьми и в целом мире, большим количеством стрессовых ситуаций и множеством других факторов. Поэтому немаловажным фактором является понимание того, какими копинг-стратегиями пользуются люди, чтобы поддержать своё психологическое равновесие в повседневной жизни.
Актуальность данного исследования сама по себе заключается в его практической значимости, так как с ускорением развития технологий возрастает уровень стрессогенных факторов, следствием которых является большая вероятность проявления агрессии в повседневной жизни. Также немаловажным аспектом понимания и изучения являются копинг-стратегии, которыми пользуются люди, ибо некоторые из них являются полезными, позволяющими решить проблемную ситуацию, а некоторые – деструктивными, которые не только не решают трудности, но и доводят человека до определённого эмоционального состояния, напряжение от которого может разрядиться через агрессию на окружающий мир или на самого себя (аутоагрессия).
Цель: исследовать взаимосвязь агрессивности и способов совладающего поведения.
На начальном этапе очень важно понимать различия между понятиями «агрессия» и «агрессивность». Агрессия всегда является действием или поступком, а агрессивность понимается как черта или качество, то есть устойчивое личностное образование [4, с. 5]. А. Басс определяет агрессивность как реакцию на происходящее, которая вырабатывает отрицательные чувства и оценки людей. [9, с 19]. Г. Паренс выделяет у человека с повышенной агрессивностью наличие деструктивных тенденций, особенно в области отношений между субъектами [1, с. 277]. Л. Беркович также пишет о том, что это довольно устойчивая готовность реагировать с агрессией на разные некомфортные обстоятельства [4, с. 5].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в современной психологии не существует единого определения понятия «агрессивность». Это сложное и многогранное свойство личности, которое присутствует в каждом человеке с разной выраженностью и проявляется по-разному.
Подробнее нужно остановиться на таком виде как аутоагрессия. Этот вид характеризуется саморазрушительным поведением личности, которое может быть, как намеренным, так и не осознаваемым, и проявляется в физическом или психологическом повреждении своего тела или психики.
По результатам исследования отечественных и зарубежных ученых был сделан вывод, что самоагрессия чаще всего носит функциональный характер. Главной её целью является помочь человеку справится с ситуацией и своими эмоциями [5].
В настоящий момент аутоагрессию рассматривают как сложное образование, которое никогда не появляется бесцельно, субъект такого поведения видит её как выход из сложившийся затруднительной ситуации. Чтобы понять и предупредить такое поведение, важно понимать, на каких основаниях человек выбирает данный способ поведения и субъективные причины. После анализа уже можно ставить практическую задачу на долговременный результат уменьшения аутоагрессивного поведения.
Проблема совладания (копинга) человека интересовала многих зарубежных и отечественных авторов. Термин «копинг» был введен А. Маслоу и обозначал «преодоление». Сначала этот термин широко развивался в психологии стресса и определялся, как поведенческие усилия для ослабления стрессовой ситуации. В современном мире это понятие широко изучается и поэтому имеет большой спектр человеческой активности – от бессознательной защиты психики до осознаваемого преодоления какой-либо травмирующей ситуации.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладающего поведения: проблемно-ориентированное совладание, которое направлено на разрешение проблемы и эмоционально-ориентированное совладание, которое используется в тех случаях, где ситуацию невозможно изменить, но можно поменять отношение к ней [10].
Наше мнение, что взаимосвязь агрессивности и способов совладающего поведения не только существует, но и эти два понятия тесно связаны между собой.
В общей выборке мы взяли 84 курсанта судоводительского факультета 3 курса. Нами было замечено, что большая разница по результатам состоит в такой шкале, как «Самоагрессия». Высокие результаты показали 32 курсанта, низкие – 23. Данный факт побудил нас разделить курсантов на 2 группы по этой шкале: одна группа с высокими результатами, вторая – с низкими. Курсанты со средними результатами в дальнейшем исследовании не участвовали.
Проведя соответствующие методики (методика «Виды агрессивности» Л. Г. Почебут и методика «Способы совладающего поведения, WCQ» Р. Лазарус), мы выявили, что группа с высокой самоагрессией враждебнее к окружающему миру, но также они больше принимают на себя ответственность. На первый взгляд это может показаться хорошей характеристикой группы, но проблема состоит в том, что люди могут принимать ответственность за те обстоятельства, которые они не в силах контролировать. Практическим примером могут быть погодные условия, случайная поломка судна и т.д.
Также были сделаны следующие выводы:
Группы курсантов с высокой самоагрессией и с низкой самоагрессией имеют значимые различия по таким шкалам как: «Предметная агрессия» и «Эмоциональная агрессия», и «Самоагрессия».
У группы с высокой самоагрессией выше предметная и эмоциональная агрессия. Это означает, что курсантам свойственно выражать свои эмоции на окружающих их предметах и они обладают такими качествами, как подозрительность и враждебность к окружающим людям.
У группы с низкой самоагрессией низкие показатели по предметной и эмоциональной агрессии. Это означает, что им не свойственныданные виды агрессии.
Больше принимают ответственность на себя курсанты, которые имеют повышенную самоагрессию. Они более самокритичны и им свойственно винить себя в различных ситуациях, даже в которых они не виноваты.
В группе с низкой самоагрессией больше половины (65%) курсантов имеют низкие значения по шкале «Предметная агрессия».
У большинства группы с низкой самоагрессией преобладают низкие результаты (56%) по критерию «Эмоциональная агрессия».
У большинства курсантов из обеих групп результаты по шкале «Принятие ответственности» находятся в норме (75% с высокой самоагрессией и 78% у курсантов с низкой самоагрессией). То есть курсанты отвечают за свои поступки и действия, а также за их последствия, но вектор у курсантов с низкой самоагрессией направлен на низкий уровень принятия ответственности, а у группы с высокой самоагрессией – на высокий уровень.
Из всего вышеописанного, мы можем дать рекомендации для группы с высокой самоагрессией. Она представляет опасность в том плане, что при долговременном нахождении в море они могут накопить в себе большой сгусток негатива и агрессии и в один момент выплеснуть его на себя (травмирующее или суицидальное поведение), поэтому для них рекомендована служба психологического сопровождения, в которую они всегда могут обратиться за помощью. Так же им требуется создать определенные условия, чтобы они вовремя могли выпускать свои негативные эмоции (например, чтобы на судне был спортивный инвентарь).
Так же общей рекомендацией для двух групп является ряд психологических мероприятий, например, тренинг, направленный на развитие проблемно-ориентированного совладания с ситуацией (например, тренинг принятия решения), беседы с психологом.
Этот факт еще раз доказывает взаимосвязь агрессивности и копинга, а также требует дальнейшего изучения.
Рисунок 1. Карта психологического понятия «агрессивность»
Рисунок 2. Эскиз персоны потенциального курсанта
Характеристики, черты: ФИО: Михаил Возраст: 21 год Гражданство: Российское Пол: мужской Род деятельности: обучение Семейное положение: не женат |
Поведение:
|
Задачи:
|
Цели:
|
Рисунок 3. Афинная диаграмма психологического сопровождения
Чувствует и думает Думает об учёбе и как успешно сдать экзамены Думает о дальнейшей практике на судне Думает об отношении в учебном коллективе Думает об отношении командира к себе Чувствует ответственность на практике за работу судна |
|||
Слышит Мнение командира и авторитетов о себе и своём поведении Мнение и поддержку семьи по поводу обучения и долгого отсутствия дома Мнение сокурсников о нем и окружающей обстановке Новости в СМИ о сложной политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни |
курсант |
Видит Иерархию на судне и испытывает чувства восхищения Карьерный рост старших курсов на учёбе Поведение диктаторское командира Успехи своих сокурсников и чувствует зависть |
|
Говорит и делает
|
|||
Боли:
|
Ценности:
|
Рисунок 4. Карта эмпатии курсанта-судоводителя.
После проведенного исследования психологической практики, мы можем составить ориентировочный план-график психологических консультаций на понимание своей степени агрессивности и обыденных способов её разрешения, а в дальнейшем – корректировки поведения.
Таблица 1. План-график психологических консультаций для курсантов судоводительского факультета
№ |
Название |
Цель |
Методы работы |
Результат клиента |
Результат психолога |
1. |
Агрессивность |
Теоретический аспект: что такое агрессивность? |
Лекция |
Получение новых знаний в общем. |
Донести новую информацию. |
2. |
Агрессивность в каждом из нас |
Практический аспект: выяснить, какие виды агрессивности преобладают у клиента. |
Диалог, методики, ответы на вопросы. |
Получение новых знаний о себе. |
Получение понимания о преобладающих видах агрессивности у клиента и формирование дальнейшей коррекционной работы. |
3. |
Способы совладающего поведения |
Теоретический аспект: что такое способы совладающего поведения? |
Лекция |
Получение новых знаний в общем. |
Донести новую информацию. |
4. |
Способы совладающего поведения |
Практический аспект: какие способы клиент выбирает в обычной жизни? |
Диалог, методики, ответы на вопросы. |
Получение новых знаний о себе. |
Получение понимания о преобладающих способов совладающего поведения у клиента и формирование дальнейшей коррекционной работы. |
5. |
Взаимосвязь агрессивности и способов совладающего поведения |
Практический аспект: найти взаимосвязь между этими двумя понятиями и понять, как это отражается на жизни клиента. |
Диалог, ответы на вопросы, мозговой штурм. |
Понимание взаимосвязи между агрессивностью и способами совладающего поведения в своей жизни, как одно влияет на другое. |
Разработка коррекционной работы. |
6. |
Коррекционная работа. |
Научение клиента отслеживать свои эмоции и выбирать наиболее экологичные пути её выхода. |
Тренинг, диалог, ответы на вопросы. |
Научение корректировать своё поведение и изменение отношения к окружающему миру. |
Научение корректировать поведение клиента и изменение отношения к окружающему миру. |
7. |
Сопровождение |
Запрос на консультацию, если у клиента появились трудности или вопросы. |
Диалог, ответы на вопросы. |
Получение ответов на вопросы, эмоциональная поддержка. |
Коррекционная работа в случае отхождения от нормы, эмоциональная поддержка. |
Организационно-управленческие условия реализации практики:
Для успешной реализации данного проекта в обязательном порядке требуется отдельный кабинет, в котором будет возможность создать безопасное пространство для каждого приходящего. Так же понадобятся методологические пособия, бланки для заполнения и листы с карандашами для проективных методик, если вдруг они понадобятся.
После проведения консультации курсант НЕ ОБЯЗАН докладывать командиру или сверстникам о приходе в психологический кабинет (это может послужить развитию буллинга в коллективе). Для каждого курса будет определён день недели и период времени, в которое они могут заранее записаться.
Выводы:
Подводя итог нашему исследованию, можем сказать, что вопросы, касающиеся изучения взаимосвязи агрессивности и способов совладающего поведения, сегодня значимы и созвучны современной социальной ситуации развития.
Актуальность данного исследования заключается в его практической значимости для каждого человека, ведь проблема агрессивного поведения достаточно актуальна как социальное явление. Чтобы бороться с ним и иметь возможность противостоять и предупредить агрессию и жестокое обращение, необходимо, как условие, изучение причин и предпосылок возникновения агрессивного поведения. Рассматривать и изучать данную проблему необходимо в совокупности с теми социальными процессами, которые формируют в людях использование тех или иных способов совладания.
Однако, нельзя не отметить тот факт, что существует реальный дефицит работ по изучению подходов к проблеме связи копинг-стратегий и агрессивности. В большинстве своём это изучение малых социальных слоёв.
Исходя из результатов нашего исследования, мы можем подчеркнуть важность присутствия психолога на днях открытых дверей, чтобы оперативно продиагностировать будущих курсантов и минимизировать несчастные случаи в будущем. А также дальнейшего сопровождения курсантов в их учебном процессе, различного рода тренингов и занятий, помогающим молодым людям разобраться в себе и с возникающими жизненными трудностями.
Таким образом, мы заключаем, что масштабирование данного вопроса даст нам четкое планирование профилактической работы с разными социальными группами по предупреждению агрессивного поведения и позволит минимизировать опасность возникновения у них асоциального поведения. А также позволит научить сотрудников разных предприятий использовать конструктивные копинг-стратегии, что послужит улучшению психического состояния всего населения.
Литература
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2007. – 400 с.
Дьячковская О.Д. «Проблема агрессивности в психолого-педагогических исследованиях» Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-2. С. 60-61.
Кленова М. А. Влияние психоэмоционального состояния и личностных характеристик на выбор стратегий преодолевающего поведения // Психология обучения. 2014
Копченова, Е.Е. Детская агрессивность как качество личности: Автореферат. канд. психол. наук: Москва, 2000. – с. 128.
Либина, А.В. Совладающий интеллект — М.: Изд-во Эксмо, 2008. – с. 78.
Сенгеева О.Л. «Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладающего поведения».Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 28-31.
Сердюкова Е.Ф. Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013.
Федунина, Н.Ю. Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суцидальным поведением / Н.Ю. Федунина, Г.С. Банников, Т.С. Павлова, О.В. Вихристюк, М.Д. Баженова // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. Том 26. № 2. – С. 33–52
Шустов, Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. - №1 – с. 19 – 23.
Lazarus, R.S., Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer Publishing Company.