РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА»

Кислицкая М.В. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования определяется тем, что с кризисом середины жизни, или как его называют, с кризисом среднего возраста, сталкивается каждый человек. Период кризиса среднего возраста приходится на возраст 35 - 50 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути. Чем успешнее человек, чем выше амбиции, тем тяжелее протекает кризис. В этом возрасте наступает переломный этап развития человека, разрушаются стереотипы, происходит переоценка ценностей, изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Меняется социальная роль человека, биологическое состояние, заметнее становятся физические изменения. Кризис середины жизни выражается в переживании чувства неудовлетворенности собой, своими достижениями и результатами, в расхождении между своими идеальными планами и существующей реальностью. Часто симптомами кризиса является депрессия, жалость к себе, появляются невротические симптомы, которые приносят человеку страдания. Нередко человек теряет смысл жизни.

Кризис среднего возраста может обернуться для человека полным разрушением или стать «отправной точкой», вторым началом жизненной активности. В этот период происходит перестройка сознания и переориентация на новые жизненные цели и ценности.

Актуальность исследования кризиса среднего возраста, который изучается в отечественной и зарубежной психологии на протяжении десятилетий, показана в исследованиях Ш. Бюллера, П. Жане, Б. Ливерхуда, И.Г. Малкиной-Пых, В. Франкла, Э. Эриксона. Современные исследователи отмечают, что не существует единого подхода к определению хронологии, генезиса и механизмов возникновения кризиса [1].Отсутствует терминологическая однозначность и в дескрипторах данного кризиса: его называют экзистенциальным (В. Франкл), мотивационным (Э. Фромм), духовным (С. Гроф, К. Гроф), ценностно-смысловым (Д. Шарп).

В ряде исследований показано, что люди, которые по разным причинам не могут реализовать свои возможности, то есть удерживать свою жизнь в режиме саморазвития, обречены на хронические и разрушающие переживания. (Т.И. Пашукова, Г.П. Логинова, Е.А. Некрасова, Т.Г. Бохан, Е.А. Поляков, A.A. Тетерин, С.А. Калашникова, Т.Г. Гадельшина, М.В. Корехова). Трудности разрешения личностных кризисов, как неотъемлемых составляющих механизма психического развития человека (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Е.А. Поливанова, Л.И. Божович), сопровождаются у взрослых людей формированием негативных психических состояний, следствием которых может являться образование отрицательных черт характера, личностных свойств, обуславливающих психологическое и социальное неблагополучие, психическое и соматическое нездоровье.

От решения проблемы психических состояний непосредственно зависит успешность всех видов деятельности, а также качество жизни человека в целом. При этом в психологической научной литературе отмечается недостаточная изученность проблемы психических состояний до настоящего времени (Е.Б. Цагарелли, Н.В. Никорчук, С.П. Иванова, Я.А. Грищенко, В.Я. Дмитриев), а также то, что психические состояния человека необходимо рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, способность их регуляции, их функцию в процессе саморазвития человека. [3].Отметим и тот факт, что в последнее десятилетие значительно возросла востребованность психологических услуг со стороны взрослых, во многом состоявшихся людей (ЕЛ. Солдатова, С.А. Колов, И.А. Шляпникова, И.Ю. Кобозев).

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на изучение феномена кризиса среднего возраста, будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.

Целью данной психологической практики является оказание помощи женщинам в преодолении кризиса среднего возраста.

К основным задачам психологической практики относятся:

1). Проведение теоретического анализа феномена кризиса среднего возраста.

2). Разработка проектного инструментария, включающего в себя аффинную диаграмму, интеллект-карту понятия, карту эмпатии потенциального клиента.

3).  Составление плана-графика консультационных встреч и определение их тематики.

4). Определение организационно-управленческих условий реализации практики.

Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).

 

Аффинная диаграмма проблемного поля кризиса среднего возраста

 

Как?

Где?

Почему?

Что?

Кто?

 

-проблема с самореализацией;

-подведение жизненных итогов;

-самоидентифика-

ция;

-неадекватное поведение и эмоциональные реакции;

-желание обрести внутреннюю свободу;

-чувство непродуктивности.

-поиск себя в жизни;

-отношения с близкими, с коллегами, с собой; --трудности самореализации;

-психосоматические заболевания;

-стресс;

-давление временем.

-тестирование;

-тренинги;

-чтение литературы;

-на основании «жизненного» опыта;

-работа с психологом.

-в домашней обстановке

(в семье);

-в рабочем коллективе;

-в социуме (на уровне межлич-ностных отношений)

-женщины среднего возраста;

-члены семьи;

-друзья;

-коллеги;

-психологи.

Рисунок 1. Афинная диаграмма проблемного поля кризиса среднего возраста.

Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:

1. Кто находится в проблемном поле практики?

2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?

3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?

4. Где наша ситуация разворачивается?

5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?

Ответы на эти вопросы подразумевают определение конкретных действий, которые нужно предпринять для разработки и реализации психологической практики.

Для понимания феномена Кризис среднего возраста составим интеллект-карту понятия (рисунок 2). При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия Кризис среднего возраста можно увидеть специфику данного феномена, его теоретико-методологические основания, какие имеет симптомы и какими чувствами сопровождается.

Рисунок 2. Интеллект-карта феномена кризиса среднего возраста.

Далее составим карту эмпатии потенциального клиента. Карта эмпатии (ее впервые создал Дэйв Грей) – это инструмент прототипирования, который углубляет понимание потребностей клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, повседневную деятельность, нужды и цели клиента, визуализировать его эмоциональное состояние [2].

На рисунке 3 представлена карта эмпатии потенциального клиента.

О чем думает и что чувствует?

  • думает о реализации своего предназначения;

  • о смысле жизни, о конечности существования;

  • чувствует изменения в теле (в т.ч. здоровья);

  • осознает свою роль в жизни близких людей.

Что слышит?

  • новости о сложной современной политической и экономической ситуации;

  • комплименты от друзей и знакомых/незнакомых людей;

  • просьбы от близких;

  • распоряжения от руководства

Дарья, 36 лет

Что видит

  • успехи окружающих (в работе, бизнесе, спорте, отношениях, увлечениях и т.д.) и испытывает комплексы;

  • разное отношение к жизни разных людей.

Что говорит и делает?

  • ходит на работу;

  • общается с коллегами;

  • ведет страницу в социальной сети;

  • пытается заниматься спортом (не всегда успешно);

  • занимается самопознанием через различные инструменты.

Боли

  • осознание неизбежности конечности существования;

  • переживание утраты старых ценностей;

  • непринятие собственной телесности;

  • желание обрести целостность, внутреннюю свободу;

  • чувство непродуктивности;

  • желание укрепить границы;

  • нестабильное эмоциональное состояние.

Ценности

  • здоровье;

  • самореализация;

  • признание;

  • духовные ценности;

  • финансовое благополучие;

  • семья.

Рисунок 3. Карта эмпатии потенциального клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – План-график проведения тематических консультационных встреч.

Тема встречи

Цель

Методы и

приемы работы

Результат

Для клиента

Для психолога

 

1

Вводное занятие

(время

сессии –

50 минут)

Знакомство с клиентом («первое интервью»), сбор глубинно-психологического анамнеза. Определение первичного запроса.

Беседа, опрос, активное слушание, анализ полученной информации.

Время сессии –

50 минут.

Определение первичного запроса.

Заполнение листа участников, диагностика и определение первичного запроса клиента.

 

2

Сбор информации по опроснику «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

В.А. Доскина, Н.А. Лаврен-тьевой, М.П. Мирош-никова

(время сессии –

90 минут)

Сбор глубинно-психологического анамнеза. Определение рабочего запроса на терапию.

Объяснение клиенту сути происходящего (сущности нормативного кризиса). Выявление состояний и настроений через работу с опросником САН

Беседа, опрос, активное слушание, анализ полученной информации. Работа с опросником

САН.

Анализ результатов опросника.

Время сессии –

90 минут.

Определение рабочего запроса на терапию.

Заполнение опросника САН.

Обработка и интерпретация результатов по опроснику САН. Построение плана будущей работы.

 

3

Работа с методикой исследования самооценки личности С.А. Будасси (время

сессии –

90 минут)

Облегчение острых эмоциональных переживаний клиента. Проведение количественного исследования самооценки личности.

Опрос, беседа, работа с методикой исследования самооценки личности.

Анализ результатов исследования самооценки клиента.

Время сессии –

90 минут.

Работа с методикой исследования самооценки личности.

Обработка и интерпретация результатов исследования,

планирование дальнейшей работы.

 

4

Работа с помощью техники «Колесо жизненного баланса»

(время сессии –

90 минут)

Выявление психологических особенностей клиента для понимания специфики его индивидуального вхождения в кризис. Возможна корректировка запроса клиента или его конкретизация.

Опрос, беседа, построенная на принципах присутствия, включённости и эмпатии, работа с техникой «Колесо жизненного баланса» Фиксирование результатов, полученных в ходе работы с предложенной техникой. Рефлексия клиента.

Время сессии –

90 минут.

Через работу с «Колесом жизненного баланса» взглянуть на себя со стороны, дать полную и объективную оценку своей жизни, определиться с приоритетами, целями и конкретными задачами.

Обработка и интерпретация результатов, работа с мышлением, выстраивание другого взгляда на ситуацию, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием, выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

 

5

Выявление уровня удовлетво-ренности клиента и прогресса в решении запроса

(время сессии –

40 минут)

Выявление уровня удовлетворенности клиента от практик, корректировка / обсуждение сформированного на предыдущих сеансах запроса. Обсуждение и анализ «дневника записей». Формирование запроса клиента на будущие практики.

Беседа, опрос, активное слушание. Анализ сеанса, рефлексия ощущений.

Время сессии –

40 минут.

Конкретизация проблемы/запроса, рефлексия ощущений.

Сформированная цель дальнейшей работы, определение главной боли клиента.

 

6

Работа с самооценкой клиента, выстраивание другого взгляда на ситуацию, поиск новых возможностей (время сессии –

60 минут)

Работа с самооценкой клиента, выстраивание другого взгляда на ситуацию, поиск новых возможностей. Работа с дневниками (благодарности, достижений и саморефлексии)

Опрос, беседа, построенная на принципах присутствия, включённости и эмпатии.

Объяснение принципов работы с дневниками (дневник благодарности, дневник достижений, дневник для рефлексии).

Время сессии –

60 минут.

Осознание, что неверные обобщения зачастую приводят к негативной мифологи-зации собственного образа. Понимание важности работы с дневниками. Осознание своего личностного и творческого потенциала.

Работа с самооценкой клиента, выстраивание другого взгляда на ситуацию, поиск новых возможностей,

объяснение принципов работы с дневниками (благодарности, достижения и саморефлексия) и ее ценности для клиента, анализ и планирование дальнейшей работы.

 

7

Работа над выстраиванием нового образа клиента.

«Подсветка» его потенциала, ресурса и жизненных задач. Работа с архетипами (К.  Юнг; К. Пирсон) или по методу Н. Ладини «Матрица судьбы»

(время сессии –

90 минут)

Закрепление в сознании клиента нового образа себя для улучшения общего состояния и настроения клиента. Диагностика и изменение базовой укоренившейся настроенности.

Опрос, беседа. Применение методов самопознания через работу с архетипами (К. Юнг; К. Пирсон) или по методу Н. Ладини «Матрица судьбы».

Анализ сеанса, рефлексия ощущений.

Время сессии –

90 минут.

Работа с архетипами

(К. Юнг; К. Пирсон) или по методу Н. Ладини «Матрица судьбы» лучше узнать себя, увидеть свой потенциал, точки ресурса, понять свои жизненные задачи.

Работа с подсознанием, изменение парадигмы мышления клиента, позволяющее ему и в дальнейшем справляться с возникающими проблемами.

Анализ и планирование дальнейшей работы.

 

8

Выявление уровня удовлетворенности клиента и прогресса в решении запроса

(время

сессии –

40 минут)

Выявление уровня удовлетворенности клиента от практик, корректировка / обсуждение сформированного на предыдущих сеансах запроса. Обсуждение и анализ дневников. Формирование запроса клиента на будущие практики.

Беседа, опрос, рефлексия, активное слушание клиента. Анализ предыдущих сеансов, рефлексия ощущений.

Время сессии –

40 минут.

Конкретизация нерешенных еще в терапии проблем/

запросов, рефлексия ощущений.

Сформированная цель дальнейшей работы.

 

9

Работа с клиентом по взаимодействию с близкими и работа с окружением клиента (при возможности) (время сессии –

60 минут)

Помочь клиенту понять, что его негативное состояние входит только в его зону ответственности, необходимости сосредоточиться на собственном преображении.

Опрос, беседа, активное слушание клиента. Рекомендации клиенту и окружению клиента (при возможности общения психолога с ними).

Время сессии –

60 минут.

Осознание, что его негативное состояние входит только

в его зону ответствен-ности, необходи-мости сосредото-читься на собственном преображении.

Работа над осознанностью, разработка рекомендаций по взаимодействию с близкими и работа с окружением клиента (при возможности).

 

10

Итоговая встреча

(10 сессия; время

сессии –

50 минут)

.

Подведение итогов по результатам работы по преодолению кризиса среднего возраста.

Опрос, анализ предыдущих сеансов, диалог, рефлексия ощущений клиентом, консультирование.

Продолжитель-ность сеанса –

50 минут.

Фиксация результатов, рефлексия, эссе. Практика сосредоточе-ния на возникающих ощущениях (практика осознанности).

Фиксация результатов.

 

Воспроизведение психологической практики возможно при следующих условиях:

1. Наличие клиента с запросом;

2. Квалифицированный психолог,

3. Комплекс практических (проективных) методик;

4. Организация среды взаимодействия офлайн – кабинет; онлайн- возможность выхода в Интернет с мобильных или стационарных устройств (ноутбук, смартфон, планшет), наушники;

5. Сессия/практика проводится 1 раз в неделю, или по запросу клиента;
6. Продолжительность сессии/практики от 40 до 90 минут в зависимости от запроса клиента.

Таким образом, предложенный проект психологической практики имеет практическое значение и может быть рекомендован к внедрению в деятельность практикующих психологов.

Список использованных источников

  1. Горбатова Е.А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://notes.psysocwork.ru/fileadmin/user_upload/UZ-2020-1_33_-Gorbatova.pdf (дата обращения 20.02.2024)

  2. Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/7710/ (дата обращения 20.02.2024)

3. Скрипачева Е.Н. Психические состояния женщин в кризисе середины жизни и возможности их акмеопсихологической коррекции. Автореферат диссертации канд. психoл. наук, Томск, 2014. 24 с.

4. Федотова Д.С., Уварова Л.Н. Психологические особенности переживания личностью кризиса среднего возраста // Вопросы педагогики, 2023. №5-2. С. 142-145.

5. Холлис Дж. Перевал в середине пути: как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. М.: Когито-Центр, 2013. 206 с.

Просмотров работы: 97