На сегодняшний день мы видим, как в мире специальностей задается избыточная среда, и для человека теперь нет профессии на всю жизнь. Разумеется, для того, чтобы специалисту быть востребованным на рынке труда и не терять своих компетенций, нужна постоянная практика, повышение квалификации и развитие своих softskills (гибких навыков).
Проблема профессионального самоопределения была описана еще в конце XIX-начале ХХ века. В то время появлялись службы по поиску работы, выпускались тематические журналы, профориентационная работа научно-практичного характера полностью отсутствовала. В 20-30 годы ХХ века появляются новые направления: воспитательный характер профориентации для «строителей коммунизма» (А.С. Макаренко и А.В. Луначарский) и трудовое обучение (В.М. Бехтерев, А.К. Гастев) [1].
В 80-е годы была создана государственная служба профориентации, формирование которой Постановлением Совета Министров СССР было возложено на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам. Первой ступенью создания государственной службы профориентации стали центры профориентации молодежи, перед которыми были поставлены задачи: сломать сформированное годами ведомственное понимание профориентации; совместно с научными организациями страны создать принципиально новую систему профориентации, основанную на максимальном раскрытии творческого потенциала молодежи, изучении потребностей регионов в кадрах, прогнозировании потребностей в разрезе профессий и специальностей; разработать организационно-методические основы научно-обоснованных форм и методов профессиональной информации, профессиональной консультации, профотбора, профессиональной адаптации [2].
К началу XX в. сложились основные принципы, исходные для развития системы профориентационной работы:
– учет возрастных особенностей личности;
– учет индивидуальных и типологических особенностей человека, его личностного своеобразия;
– учет половых и гендерных особенностей личности;
– учет социального статуса семьи;
– учет этнических, национальных особенностей человека;
– учет культурно-исторической и социальной среды;
– учет региональных, географических, климатических и экологических условий его проживания и др. [11]
Для написания данного проекта были проанализированы научные работы В. Франкла [19], С. Фукуямы [20], А.П. Чернявской [21], Г.В. Резапкиной [16], Н.С. Пряжникова [14]. А.П. Чернявская отмечает, что выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Этому событию на жизненном пути человека – комплексному, фокусирующему в себе проблемы не только психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие – посвящено большое количество исследований [21]. Н.С. Пряжников указывает, что главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, 25 чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления стремлений [14].
Характеристика целевой группы
Данная практика подойдет для человека, который уже получил высшее образование, устроился на работу, но не видит себя в данной профессии, либо же, для специалиста, имеющего трудности в продвижении по карьерной лестнице.
Практика может иметь свое воплощение в индивидуальной работе с клиентом возраста от 25-35 лет.
Для взрослого человека, который имеет за плечами определенный багаж знаний в виде высшего образования и опыт работы характерно:
Несовпадение ожидания и реальности – зачастую новоиспеченный специалист сталкивается с проблемой: все его представления о своей профессии, о месте работы, об условиях его труда и заработной плате оказываются ложными, не имеющими практического подтверждения в реальной жизни;
Неудовлетворенность выбранной профессией и как следствие – неудовлетворенность собой;
Незнание своих умений, навыков и способностей, которые помогли бы понять в какой сфере лучше начать реализовывать свой потенциал;
Отсутствие возможностей для повышения квалификации;
Страх быть непонятым в обществе родных и знакомых, страх выхода из зоны комфорта.
Целью данного профориентационного проекта является предупреждение и выявление кризиса профессионального роста и кризиса профессиональной деформации.
Задачи: анализ профориентационных методик и разработка проекта профессиональной практики для дипломированных специалистов, столкнувшихся с проблемой карьерного продвижения в возрасте от 25-35 лет.
Результаты: адекватно сформированная личность, имеющая объективную оценку своих навыков и качеств, своих положительных и отрицательных сторон, правильно определившаяся с профессией, освоившая новые направления и стремящаяся построить свою карьеру и воплотить мечты в реальность.
Дипломированные специалисты, имеющие опыт работы, сталкиваются с проблемами:
- неудовлетворенность выбранной профессией
- неудовлетворенностью условиями труда и заработной платой
- нежелание/ невозможность повышения квалификации;
- неспособность идти вверх по карьерной лестнице и развиваться;
- стрессы и выгорания на почве всего выше перечисленного.
Для устранения обозначенных проблем был разработан проект профориентационной практики, включающей в себя 4 этапа (таблица 1).
Таблица 1 – План-график реализации профориентационного проекта
Этапы |
Цель |
Деятельность |
Вводный (до 1 месяца) |
Создание условий для успешного вхождения в процесс самоопределения (адаптации) |
Знакомство, удовлетворение запросовданной целевой аудитории:
|
Проек-тиро-вочный (до 1 месяца) |
Создание условий для становления человека как субъекта социально-профессиональной деятельности, раскрытия его личностно-ресурсного потенциала |
Прохождение профориентационной практики подразумевает прохождение специализированных методик, работа на профориентационных платформах, составление своей профессиограммы. Для профессионального самоопределения понадобится прохождение следующих методик:
Профориентационные платформы, способные помочь в профессиональном самоопределении: https://profilum.ru/, https://skillometer.ru/, https://p-strana.ru/, https://icareer.ru/ |
Органи-зацион-но-деятель-ностный (до 6 месяцев) |
Создание условия для построения участниками основы своей профессиональной деятельности путем их погружения в ресурсы и возможности внешней среды |
Для того, чтобы помочь специалистам понять свои реальные возможности, выявить трудности в поставленных целях и задачах, а также, завести новые полезные знакомства, мы приготовили подборку интересных ресурсов и событий, посетив которые, человек сможет лучше узнать себя, а также, развить свои Soft Skills.
|
Рефлек-сивный (до 1 месяца). |
Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие |
По итогу нашей работы с клиентом, им должны быть достигнуты следующие результаты:
|
Определение результатов практики
Данная практика будет результативна, если поможет человеку лучше узнать себя и найти высокооплачиваемую должность, удовлетворяющую всем запросам клиента. Также для достижения результата необходимо организовать минимум 10 офлайн встреч.
Организационно-управленческие условия воспроизводства практики
Продолжительность практики – 10-12 месяцев.
Прохождение практики подразумевает под собой встречи смешанного типа: онлайн-встречи (10 раз) и встречи очного формата (минимум 10 раз за все прохождение практики).
Продолжительность встречи составляет 1-1,5 часа свободного времени.
Практика рассчитана на индивидуальную работу с клиентом.
Условия необходимые для прохождения практики – отдельный кабинет в офисе.
Дополнительные средства, необходимые для работы с клиентом – WhatsApp Web, Skype, телефон с выходом в интернет, ноутбук.
Ресурсы необходимые клиенту – время, пространство, мотивация к действию.
Требования, предъявляемые к человеку, который бы смог проводить данную практику: дипломированный специалист – психолог-консультант, имеющий в себе такие качества, как открытость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмпатия, умение слушать и разрешать конфликты. Для психолога требуется постоянно быть на связи, личное транспортное средство, финансовые ресурсы для проведения встреч в интересных и эксклюзивных местах.
Список использованных источников
Белова С.Н., Чаплыгина А.В. Анализ современных подходов к проблеме профессионального самоопределения обучающихся в мировом образовательном пространстве // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-podhodov-k-probleme-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-mirovom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 01.02.2024).
Из истории профориентации // Сайт Центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР». URL: https://profvector.spb.ru/publication/o-proforientacii/iz-istorii-proforientacii/ (дата обращения: 01.02.2024).
Карта интересов Голомштока. URL: https://psytests.org/work/mapG.html (дата обращения: 01.02.2024).
Лидер / Диагностика лидерских способностей. URL: https://psytests.org/work/dlsjk.html (дата обращения: 01.02.2024).
Методики для профотбора и профориентации. URL: https://rspu-rt.ru/wp-content/uploads/2018/06/Подборка_методик_для_диагностики.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
Мотивационный профиль личности по В.Э. Мильману. URL: https://psytests.org/emvol/milman-run.html (дата обращения: 01.02.2024).
Неделямоды Pacific Style Week. URL: https://vladivostok.travel/events/pacific-style-week/ (дата обращения: 01.02.2024).
Онлайн-тренинг «Тайм-менеджмент». URL: https://cis.academyb1.ru/tproduct/459072307-760739993881-taim-menedzhment
Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. URL: https://psytests.org/work/oopg-run.htm (дата обращения: 01.02.2024).
Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ. URL: https://psytests.org/stress/maslach-run.html (дата обращения: 01.02.2024).
Опросник профессиональных склонностей Авторы: Г.В. Резапкина (2005); Л.А. Йовайша (1983). URL: https://psytests.org/work/yovrez-run.html (дата обращения: 01.02.2024).
Парнов Д.А. Жундрикова С.В. Профориентация подростков: теория и практика: монография. – М. : МИТУ–МАСИ, 2020. – 262 .
Профессиограммы. URL: https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram (дата обращения: 01.02.2024).
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 501 с.
Психодиагностическая методика «Профассоциации». URL: https://azps.ru/tests/proforientation/associacii.html (дата обращения: 01.02.2024).
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
Тест Томаса-Килманна, TKI. URL: https://psytests.org/confl/tki-run.html (дата обращения: 01.02.2024).
Тест Холланда. URL: https://careertest.ru/tests/test-hollanda/ (дата обращения: 01.02.2024).
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989. – 108 с.
Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
Шкала профессиональной апатии, JAS. URL: https://psytests.org/work/japs-run.html (дата обращения: 01.02.2024).