РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Березина Д.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день мы видим, как в мире специальностей задается избыточная среда, и для человека теперь нет профессии на всю жизнь. Разумеется, для того, чтобы специалисту быть востребованным на рынке труда и не терять своих компетенций, нужна постоянная практика, повышение квалификации и развитие своих softskills (гибких навыков).

Проблема профессионального самоопределения была описана еще в конце XIX-начале ХХ века. В то время появлялись службы по поиску работы, выпускались тематические журналы, профориентационная работа научно-практичного характера полностью отсутствовала. В 20-30 годы ХХ века появляются новые направления: воспитательный характер профориентации для «строителей коммунизма» (А.С. Макаренко и А.В. Луначарский) и трудовое обучение (В.М. Бехтерев, А.К. Гастев) [1].

В 80-е годы была создана государственная служба профориентации, формирование которой Постановлением Совета Министров СССР было возложено на Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам. Первой ступенью создания государственной службы профориентации стали центры профориентации молодежи, перед которыми были поставлены задачи: сломать сформированное годами ведомственное понимание профориентации; совместно с научными организациями страны создать принципиально новую систему профориентации, основанную на максимальном раскрытии творческого потенциала молодежи, изучении потребностей регионов в кадрах, прогнозировании потребностей в разрезе профессий и специальностей; разработать организационно-методические основы научно-обоснованных форм и методов профессиональной информации, профессиональной консультации, профотбора, профессиональной адаптации [2].

К началу XX в. сложились основные принципы, исходные для развития системы профориентационной работы:

– учет возрастных особенностей личности;

– учет индивидуальных и типологических особенностей человека, его личностного своеобразия;

– учет половых и гендерных особенностей личности;

– учет социального статуса семьи;

– учет этнических, национальных особенностей человека;

– учет культурно-исторической и социальной среды;

– учет региональных, географических, климатических и экологических условий его проживания и др. [11]

Для написания данного проекта были проанализированы научные работы В. Франкла [19], С. Фукуямы [20], А.П. Чернявской [21], Г.В. Резапкиной [16], Н.С. Пряжникова [14]. А.П. Чернявская отмечает, что выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Этому событию на жизненном пути человека – комплексному, фокусирующему в себе проблемы не только психологические, но и философские, медицинские, экономические и многие другие – посвящено большое количество исследований [21]. Н.С. Пряжников указывает, что главной (идеальной) целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, 25 чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления стремлений [14].

Характеристика целевой группы

Данная практика подойдет для человека, который уже получил высшее образование, устроился на работу, но не видит себя в данной профессии, либо же, для специалиста, имеющего трудности в продвижении по карьерной лестнице.

Практика может иметь свое воплощение в индивидуальной работе с клиентом возраста от 25-35 лет.

Для взрослого человека, который имеет за плечами определенный багаж знаний в виде высшего образования и опыт работы характерно:

  1. Несовпадение ожидания и реальности – зачастую новоиспеченный специалист сталкивается с проблемой: все его представления о своей профессии, о месте работы, об условиях его труда и заработной плате оказываются ложными, не имеющими практического подтверждения в реальной жизни;

  2. Неудовлетворенность выбранной профессией и как следствие – неудовлетворенность собой;

  3. Незнание своих умений, навыков и способностей, которые помогли бы понять в какой сфере лучше начать реализовывать свой потенциал;

  4. Отсутствие возможностей для повышения квалификации;

  5. Страх быть непонятым в обществе родных и знакомых, страх выхода из зоны комфорта.

Целью данного профориентационного проекта является предупреждение и выявление кризиса профессионального роста и кризиса профессиональной деформации.

Задачи: анализ профориентационных методик и разработка проекта профессиональной практики для дипломированных специалистов, столкнувшихся с проблемой карьерного продвижения в возрасте от 25-35 лет.

Результаты: адекватно сформированная личность, имеющая объективную оценку своих навыков и качеств, своих положительных и отрицательных сторон, правильно определившаяся с профессией, освоившая новые направления и стремящаяся построить свою карьеру и воплотить мечты в реальность.

Дипломированные специалисты, имеющие опыт работы, сталкиваются с проблемами:

- неудовлетворенность выбранной профессией

- неудовлетворенностью условиями труда и заработной платой

- нежелание/ невозможность повышения квалификации;

- неспособность идти вверх по карьерной лестнице и развиваться;

- стрессы и выгорания на почве всего выше перечисленного.

Для устранения обозначенных проблем был разработан проект профориентационной практики, включающей в себя 4 этапа (таблица 1).

Таблица 1 – План-график реализации профориентационного проекта

Этапы

Цель

Деятельность

Вводный

(до 1 месяца)

Создание условий для успешного вхождения в процесс самоопределения (адаптации)

Знакомство, удовлетворение запросовданной целевой аудитории:

  • узнать свои истинные потребности относительно профессионального труда;

  • выявить свои достоинства и недостатки для выбранной профессии (насколько хорошо я могу реализоваться в выбранной профессии);

  • провести диагностику профессионально важных качеств и умений$

  • сформировать/спрогнозировать свой карьерный путь (каким я вижу себя через 5-10 лет и как мне этого достичь);

  • начать реализовывать свой потенциал и достигать поставленных целей.

Проек-тиро-вочный

(до 1 месяца)

Создание условий для становления человека как субъекта социально-профессиональной деятельности, раскрытия его личностно-ресурсного потенциала

Прохождение профориентационной практики подразумевает прохождение специализированных методик, работа на профориентационных платформах, составление своей профессиограммы.

Для профессионального самоопределения понадобится прохождение следующих методик:

  • Мотивационный профиль личности – метод измерения мотивационной структуры личности, основанный на иерархической модели классификации потребностей А. Маслоу. Методика позволяет получить оценки по семи мотивационным шкалам и двум шкалам эмоционального поведения [6];

  • Опросник для определения типа мышления – данный опросник поможет определить вам тип своего мышления [11];

  • Тест «Карта интересов» А.Е. Голомштока – предназначен для изучения интересов и склонностей личности [3];

  • Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен [9]

  • Психодиагностическая методика «Профассоциации», основанная на ассоциативном методе. Испытуемый дает ассоциации на профессии. Оценивается профессиональная направленность. Может применяться как в индивидуальной, так и групповой профориентационной работе [15];

  • Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда – помжет определить профессионально ориентированный тип личности [18];

  • Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г.В. Резапкиной). Предназначен для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности – сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми и др.[11];

  • Тест Томаса-Килманна, предназначенный для определения предпочитаемого стиля управления конфликтом и измерения выраженности пяти основных типов стиля поведения в межличностном конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [17];

  • Опросник выгорания Маслач (в российской адаптации – профессиональное выгорание (ПВ), предназначенный для измерения основных показателей синдрома профессионального выгорания (перегорания): эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений [10];

  • Шкала профессиональной апатии (Job Apathy Scale, JAS) позволяет измерять возникающие в профессиональной деятельности апатичные мысли (отсутствие интереса и эмоциональной приверженности к работе в организации) и апатичные действия (отсутствие стремления к реализации действий, необходимых для успешного решения рабочих задач) [22];

  • Саомоопросник «Лидер», предназначенный для оценки персональных психологических качеств, необходимыми лидеру [4];

  • Построение профессиограммы [13].

Профориентационные платформы, способные помочь в профессиональном самоопределении: https://profilum.ru/, https://skillometer.ru/, https://p-strana.ru/, https://icareer.ru/

Органи-зацион-но-деятель-ностный (до 6 месяцев)

Создание условия для построения участниками основы своей профессиональной деятельности путем их погружения в ресурсы и возможности внешней среды

Для того, чтобы помочь специалистам понять свои реальные возможности, выявить трудности в поставленных целях и задачах, а также, завести новые полезные знакомства, мы приготовили подборку интересных ресурсов и событий, посетив которые, человек сможет лучше узнать себя, а также, развить свои Soft Skills.

  1. Мастер-класс «Профориентация. Как найти свое предназначение и определиться с профессией»;

  2. Онлайн-фестиваль практик развития Evolution Festival;

  3. Онлайн-тренинг «Тайм-менеджмент» [8];

  4. Консультации у коуча (по запросу);

  5. Неделямоды Pacific Style Week . Цель фестиваля — развивать творческую среду региона и создавать условия для реализации талантливых людей [7];

  6. Ежегодный Тихоокеанский туристский форум и Международная туристская выставка Pacific International Tourism Expo (PITE).

Рефлек-сивный (до 1 месяца).

Создание условий для дальнейшего самоопределения обучающихся, поддержка мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие

По итогу нашей работы с клиентом, им должны быть достигнуты следующие результаты:

  • определение ключевой позиции в профессиональной деятельности, максимально соответствующей индивидуальности клиента;

  • знание своих природных способностей, навыков и качеств, на которые стоит опираться при выборе профессии;

  • умение мотивировать себя, не останавливаться на достигнутом;

  • сведение к минимуму рисков, связанных с принятием важных решений в отношении своей работы;

  • соответствие своих желаний и своих возможностей.

Определение результатов практики

Данная практика будет результативна, если поможет человеку лучше узнать себя и найти высокооплачиваемую должность, удовлетворяющую всем запросам клиента. Также для достижения результата необходимо организовать минимум 10 офлайн встреч.

Организационно-управленческие условия воспроизводства практики

  1. Продолжительность практики – 10-12 месяцев.

  2. Прохождение практики подразумевает под собой встречи смешанного типа: онлайн-встречи (10 раз) и встречи очного формата (минимум 10 раз за все прохождение практики).

  3. Продолжительность встречи составляет 1-1,5 часа свободного времени.

  4. Практика рассчитана на индивидуальную работу с клиентом.

  5. Условия необходимые для прохождения практики – отдельный кабинет в офисе.

  6. Дополнительные средства, необходимые для работы с клиентом – WhatsApp Web, Skype, телефон с выходом в интернет, ноутбук.

  7. Ресурсы необходимые клиенту – время, пространство, мотивация к действию.

  8. Требования, предъявляемые к человеку, который бы смог проводить данную практику: дипломированный специалист – психолог-консультант, имеющий в себе такие качества, как открытость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмпатия, умение слушать и разрешать конфликты. Для психолога требуется постоянно быть на связи, личное транспортное средство, финансовые ресурсы для проведения встреч в интересных и эксклюзивных местах.

Список использованных источников

  1. Белова С.Н., Чаплыгина А.В. Анализ современных подходов к проблеме профессионального самоопределения обучающихся в мировом образовательном пространстве // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-podhodov-k-probleme-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-mirovom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 01.02.2024).

  2. Из истории профориентации // Сайт Центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР». URL: https://profvector.spb.ru/publication/o-proforientacii/iz-istorii-proforientacii/ (дата обращения: 01.02.2024).

  3. Карта интересов Голомштока. URL: https://psytests.org/work/mapG.html (дата обращения: 01.02.2024).

  4. Лидер / Диагностика лидерских способностей. URL: https://psytests.org/work/dlsjk.html (дата обращения: 01.02.2024).

  5. Методики для профотбора и профориентации. URL: https://rspu-rt.ru/wp-content/uploads/2018/06/Подборка_методик_для_диагностики.pdf (дата обращения: 01.02.2024).

  6. Мотивационный профиль личности по В.Э. Мильману. URL: https://psytests.org/emvol/milman-run.html (дата обращения: 01.02.2024).

  7. Неделямоды Pacific Style Week. URL: https://vladivostok.travel/events/pacific-style-week/ (дата обращения: 01.02.2024).

  8. Онлайн-тренинг «Тайм-менеджмент». URL: https://cis.academyb1.ru/tproduct/459072307-760739993881-taim-menedzhment

  9. Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. URL: https://psytests.org/work/oopg-run.htm (дата обращения: 01.02.2024).

  10. Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ. URL: https://psytests.org/stress/maslach-run.html (дата обращения: 01.02.2024).

  11. Опросник профессиональных склонностей Авторы: Г.В. Резапкина (2005); Л.А. Йовайша (1983). URL: https://psytests.org/work/yovrez-run.html (дата обращения: 01.02.2024).

  12. Парнов Д.А. Жундрикова С.В. Профориентация подростков: теория и практика: монография. – М. : МИТУ–МАСИ, 2020. – 262 .

  13. Профессиограммы. URL: https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram (дата обращения: 01.02.2024).

  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 501 с.

  15. Психодиагностическая методика «Профассоциации». URL: https://azps.ru/tests/proforientation/associacii.html (дата обращения: 01.02.2024).

  16. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с.

  17. Тест Томаса-Килманна, TKI. URL: https://psytests.org/confl/tki-run.html (дата обращения: 01.02.2024).

  18. Тест Холланда. URL: https://careertest.ru/tests/test-hollanda/ (дата обращения: 01.02.2024).

  19. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

  20. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989. – 108 с.

  21. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

  22. Шкала профессиональной апатии, JAS. URL: https://psytests.org/work/japs-run.html (дата обращения: 01.02.2024).

Просмотров работы: 10