В настоящее время, в системе непрерывного образования все большее внимание уделяется проблеме мотивации и мотивов познавательной и учебной деятельности студентов. Данный аспект объясняется тем, что современный мир с каждым годом предъявляет все более возрастающие требования к будущим специалистам. Обществу нужны профессионалы, люди, владеющие высокими уровнями профессиональной деятельности, развивающиеся в ходе осуществления труда, вносящие свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Высокий уровень мотивации учебной деятельности студента способствует его личностному развитию, постоянному пополнению, обновлению своих знаний, необходимых для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом. Так можно сказать о том, что положительная учебная мотивация – одно из условий благоприятного личностного развития и эффективная подготовка студента, как будущего профессионала [8].
Актуальность темы мотивации учебной деятельности студентов обусловлена тем, что в студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций. В период обучения в высшем учебном заведении у обучающихся с первых учебных дней происходит вхождение в новую социальную общность – «студенчество», мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами, т.е. происходит воспитание обучающегося как будущего специалиста, а также формируются умения самостоятельной деятельности, которые, в свою очередь могут успешно реализовываться только в случае создания мотивационных аспектов.
В разные годы теме мотивации уделяли внимание выдающиеся деятели науки Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Т.О. Гордеева и др. [3]. По нашему мнению, наиболее полно раскрывает понятие «мотивация» А.Г. Маклаков - доктор психологических наук, профессор. А.Г. Маклаков под мотивацией понимает «совокупность побудительных психических процессов, обусловливающая поведение человека, его начало, направленность и активность» [6]. В целом благодаря усилиям многих ученых на сегодняшний день сложилось представление о мотивации учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, умениями, навыками и способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности [5]. Но на сегодняшний день у большинства современных студентов мотивация учебной деятельности приобретает формальный характер, то есть, направлена не на получение новых знаний, не на стремление стать высококвалифицированным специалистом, а на успешную сдачу сессии любыми средствами или скорейшим получением диплома. Всё это характеризуется нежеланием студентов получать новые знания, углубляться в процесс обучения, что означает отсутствие мотивации к учебе, и, в результате, учебная деятельность осуществляется как вынужденное поведение. В таком случае основной задачей современного вуза является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а подкрепление его прочными знаниями.
В основе мотивации лежат мотивы – стремление, определенные интересы, желания, цели, потребности, идеалы, в которых молодые люди осуществляют свой выбор действий и поступков. Под мотивом учения понимается направленность студента на процесс обучения и усвоения материала, побуждение к активному и самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками, их применение на практике [2].
Мотивов для обучения очень много. Выделяются два основных типа учебных мотивов — внутренние и внешние, которые обычно называют внутренней и внешней мотивацией (Э. Деси, Р. Райан, М. Леппер, Х. Хекхаузен, В.И. Чирков) [4]. При внутренней мотивации сам человек является источником мотивации, он заинтересован в приобретении новых знаний, познавательная деятельность является для него ценностью, предоставляет интерес. Студент замотивированный внутренне будет стремиться к пониманию изученного материала, ставить перед собой различные учебные цели и получать удовлетворение от их достижения. К внутренним мотивам относится: становление высококвалифицированным специалистом, постоянная подготовка к учебным занятиям и тому подобное.
Понятие «внешняя мотивация» используется для описания разного типа стремлений, стимулирующих выполнение деятельности не ради нее самой, а ради вознаграждений, которые дает достижение высокого результата в ней: стремление превзойти других, избежать критики, получить награду и прочее.
С целью выявления особенностей мотивации учебной деятельности студентов педагогического колледжа, нами были использованы и проведены следующие методики: «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» (Т.И. Ильина); «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А.Реан; В.А.Якунин). Методики проводились на выборке студентов 2 курса специальность «Преподавание в начальных классах».
Методика «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» (Т.И. Ильина) направлена на выявление преобладающих мотивов обучения студентов, позволяет определить, на что главным образом ориентирован студент при обучении. Методика включает три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
«Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний).
Проведя методику изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной, нами были вычислены средние значения и выделены показатели (высокий, средний, низкий) по каждой шкале. Результаты проведенной методики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты по методике «Мотивация обучения в ВУЗе»
Результаты диагностики показали, что у 40% респондентов были выявлены высокие показатели мотивации «приобретение знаний», которые представляют собой активное стремление студентов к познавательной деятельности. Студенты проявляют интерес к самостоятельным приемам приобретения знаний, ориентированы на освоение конкретных учебных предметов. Низкие показатели были выявлены у 30% студентов: они менее всего заинтересованы в получении знаний, не способны рационально организовывать свой учебный процесс.
Второй мотивацией является «овладение профессией». Высокий показатель данной мотивации был выявлен у 35% оптантов, что означает сильное стремление студентов овладеть профессиональными знаниями, сформировать профессионально важные качества. Низкие показатели у 45% студентов, свидетельствуют о слабом стремлении студентов к овладению профессиональных знаний.
Третий тип мотивации «получение диплома». Для 45% студентов данная мотивация является наиболее значимой: они стремятся приобрести диплом, при формальном усвоении знаний и минимальных усилиях при сдаче экзаменов и зачетов. Низкие показатели были выявлены у 40% респондентов, для них наиболее важным является усвоение знаний при получении диплома.
Таким образом, анализируя полученный диагностический материал можно отметить, что доминирующим мотивом учебной деятельности студентов 2-го курса является «получение диплома», что может быть связано с возрастающей престижностью высшего образования, а также приобретением диплома только механическим заучиванием учебного материала и без достаточного понимания и умения использовать знания на практике. Самый низкий показатель имеет мотив “овладение профессией” Это свидетельствует, по Т. И. Ильиной, о неадекватном выборе этими студентами профессии. Другими словами, эти студенты уже на первом курсе не планируют в будущем работать по выбранной при поступлении специальности. Также необходимо отметить, что у 4 человек были выявлены низкие показатели по всем трем шкалам мотивов. На эту категорию студентов стоит обратить внимание педагогов и в случае необходимости провести консультацию у квалифицированного психолога.
Вторая методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А.Реан; В.А.Якунин)» помогает определить, какой из представленных мотивов преобладает у каждого конкретного испытуемого, позволяет оценить, какие мотивы внешние или внутренние являются ведущими для всей группы респондентов. При обработке результатов тестирования было подсчитано среднее арифметическое значение каждого мотива по всей обследуемой выборке (рис.2) и выявлено три наиболее и наименее значимых мотивов.
Согласно полученным результатам было установлено, что преобладающими мотивами среди группы студентов 2 курса являются:
1. «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (6,55%);
2. «Приобрести глубокие и прочные знания» (6,45%);
3. «Выполнять педагогические требования» (6,25%);
По полученным данным можно сказать, что значимыми мотивами по отношению к учебной деятельности студентов 2 курса являются как внешние, так и внутренние учебно-познавательные мотивы, но доминирующими остаются внутренние мотивы.
Менее значимыми мотивами учебной деятельности студентов 2 курса явились:
1. «Быть примером сокурсникам (4,6%);
2. «Добиться одобрения родителей и окружающих(4,6%);
3. «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (4%)
Из этого следует, что для студентов данной группы наименее значимыми являются внешние мотивы, система воспитания через общественное поощрение и порицание малоэффективна, студенты руководствуются больше внутренними побуждениями, не зависят от мнения окружающих.
Таким образом, в ходе проведенных исследований было выявлено, что студенты первого курса педагогического колледжа имеют средний уровень мотивационно-профессиональной направленности обучения. В основном ими движут внутренние мотивы, такие как приобретение знаний, интерес к учебной деятельности, стремление к саморазвитию, но при этом наблюдается и получение знаний при формальных условиях, наибольшие показатели низкой мотивации к овладению профессии. Это может объясняться тем, что у студентов-первокурсников только еще только формируется собственная система личностных ориентиров и ценностей, еще не сложились мотивационные установки. Для более точных интерпретаций данных выводов требуются дальнейшие масштабные исследования.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что мотивация для обучающихся – это один из эффективных способов, влияющих на образовательный процесс и результат обучения, с помощью которого можно достичь высоких результатов в процессе обучения. И большое значение имеет общий уровень сформированности интереса и мотивов ученика к учебно-профессиональной деятельности, его готовность в настоящее время и в дальнейшем заниматься учебно-профессиональной деятельностью. Главное, чтобы задачи, которые ставятся перед студентом в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него.