ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ТРЕТЬИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ТРЕТЬИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Калашникова Е.С. 1, Долженко М.С. 1
1Московский педагогический государственный университет Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблеме стресса и стрессоустойчивости было посвящено много различной научно-исследовательской литературы, но данная проблема и по сей день является актуальной. И это вполне объяснимо, ведь процесс стремительного развития различных социально-экономических слоёв требует от личности высокие навыки к стрессоустойчивости, умения к быстрому преодолению трудных ситуаций, а также стремительную реализацию себя в профессиональном плане. [1] Однако увеличение различных требований к личности отрицательно воздействует на психическое состояние человека, что несомненно приводит к снижению уровня противостояния различным стрессовым ситуациям.

Особое внимание следует уделить студентам педагогических вузов. Студенты, связавшие свою профессиональную деятельность со взаимодействием с другими людьми с самого начала учебной деятельности наиболее подвержены различным стресс-факторам. Интенсивное общение, сдерживание различных эмоций, высокая ответственность, а также высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в период обучения, повышенные требования к студентам, всё это является основополагающим при обучении в высшем заведении и может привести к возникновению и развитию стресса. [6] Поэтому развитие такого навыка как стрессоустойчивость является одной из приоритетных задач современного образования.

По мнению К. В. Судакова, наиболее распространенным источником отрицательного воздействия на учащихся является именно экзаменационная сессия. [3] В период сессии нагрузка на студентов возрастает в несколько раз из-за чего происходит негативное воздействие на психоэмоциональное состояние студентов, а также на их самочувствие.

Основоположником изучения стресса и стрессоустойчивости является великий канадский учёный Ганс Силье. По его определению «стрессом является реакция организма на любые неблагоприятные воздействия». [4]

Именно Гансом Силье было отмечено, что стресс имеет две предрасположенности воздействия на человека. Стресс может оказать не только отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека (дистресс) – который может проявляться в неуспеваемости, затруднённости в усвоении материала, но также оказать и положительный эффект на организацию личности – (эустресс) – замотивировать студента для повышения эффективности обучаемости. [4]

Основное понятие стрессоустойчивости изучались такими учеными как Марищук В.Л, Кондратьева, О.В. Лозгачева, В.А.Бодров и многими другими – но все они отмечали что основным компонентом развития здорового психического развития является «стрессоустойчивость» - способность личности противостоять различным стрессовым факторам. [2]

По мнению А.А. Андреевой, стрессоустойчивость студентов в образовательной деятельности рассматривается главным свойством личности, которое проявляется в адаптации студента к влиянию внешних и внутренних воздействий в процессе организации учебной деятельности.

Данными учёными были выделены следующие компоненты стрессоустойчивости личности: поведенческие, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные. Причём все выделенные факторы взаимосвязаны друг с другом, другими словами, если одна особенность компонента плохо проявляется в личности, она может быть компенсирована за счёт наибольшей интенсивности проявления другого компонента.

Для изучения особенностей проявления стрессоустойчивости, было проведено эмпирическое исследование среди студентов первых и третьих курсов педагогических специальностей. Для его проведения были отобраны и использованы следующие методики: тест уровня стрессоустойчивости (Щербатых Ю.В.), направленный на выявление особенностей проявления стрессоустойчивости в различных ситуациях, а также «Тест на определение уровня самооценки стрессоустойчивости» (Н.В. Киршева, Н.В.Рябчикова), который выявляет личностные характеристики оценки стрессоустойчивости.

Результаты проведённого «Теста на определение уровня самооценки стрессоустойчивости» (Н.В. Киршева, Н.В.Рябчикова), проведённого среди студентов первых и третьих курсов были представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

По полученным результатам можно сделать вывод, что очень высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 11% респондентов 1 курса и у 9% респондентов 3 курса, что предполагает, что данные студенты не подвержены различным стрессовым ситуациям. Высокий уровень стрессоустойчивости выявлен только у студентов 3 курса 18%, данные студенты редко подвержены различным стрессовым ситуациям. Результаты выше среднего выявлены у 17% студентов 1 курса, среди 3 курсов данные показатели выявлены у 18%. Для этих респондентов также характерно справиться с напряжёнными ситуациями, только это происходит быстрее, чем у респондентов со средней стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость чуть выше среднего выявлена у 20% респондентов 1 курса, среди 3 курсов данный показатель обнаружен у 36%. Средний уровень стрессоустойчивости испытывают 44%, а среди студентов 3 курса данный показатель проявляется у 18%. Для данных студентов характерна способность справиться с напряжёнными ситуациями хоть и через некоторое время. Также выявлен уровень чуть ниже среднего, который выявлен только у студентов 3 курса 9%, данные студенты более склоны к различным стрессовым ситуациям, а также продолжительнее переживают стресс.

По результатам проведённого «Теста на выявление уровня стрессоустойчивости» (Щербатых Ю.В.) среди 1 и 3 курсов, было получены следующие результаты, которые были представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.

Около 50% обучающихся 1 курсов и 36% студентов 3 курсов проявляют склонность в низкой стрессоустойчивости, которая может проявляться в повышении уровня тревожности, сложности в усвоении учебного материала, повышенной реакцией на различные раздражители. Около 25% студентов 1 курсов и 28% студентов 3 курсов испытывают средний уровень проявления стрессоустойчивости, что интерпретирует у них наличие такого качества, как умение спокойного перенесения стресса и способности противостояния личности стрессовым ситуациям. Высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 25% респондентов 1 курсов и 36% респондентов 3 курсов, что интерпретирует у данных студентов низкую склонность к различным стрессовым ситуациям.

Также по данному тесту были интерпретированы 5 шкал, которые определяют следующие показатели: 1) Повышенная реакция на неконтролируемые ситуации; 2) Склонность личности всё излишне усложнять; 3) Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям; 4) Деструктивные способы преодоления стресса; 5) Конструктивные способы преодоления стресса.

Проанализировав результаты по данным шкалам было выявлено, что студенты имеют высокую склонность к повышенной реакции при воздействии различных социальных и политических факторов (повышение цен, строгость преподавателя и т.д.).

Шкала, направленная на изучение особенностей личности к её излишнему осложнению различных ситуаций, причём усложнять те обстоятельства, на которые не могут напрямую повлиять показала, что для студентов 1 и 3 курсов характерно среднее проявление данной характеристики.

Тревожит шкала предрасположенности личности к деструктивным способам преодоления стресса (просмотр телевизора, употребление алкогольных напитков, табака). По данной шкале средний показатель выявлен у 65% студентов 1 курсов и 55% студентов 3 курса, которая показывает, что около половины студентов используют деструктивный способ преодоления стресса.

Шкала на выявление конструктивных способов преодоления стресса, также имеет средний показатель среди студентов, 50% студентов 1 курсов и 64% студентов 3 курса, снимают стресс физической активность, а также общением с друзьями.

Таким образом, проанализировав результаты эмпирического исследования было установлено, что студенты 1 курса умеют удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. В целом, большинство испытуемых склонны к различным переживаниям стресса, а также имеют неспособность быстро адаптироваться к новым условиям окружающей действительности.

По подсчётам результатов 3 курса, было выявлено, что студенты испытывают средний уровень стрессоустойчивости в образовательной среде, что характеризует у них нормальный психологический климат в группе, умение самостоятельно противостоять стрессовой ситуации, а также возвращаться в устойчивое эмоциональное состояние.

Данные результаты помогают сделать вывод о том, что студенты первого курса наиболее подвержены стрессу и стресс-факторам по сравнению со студентами третьего курса.

Таким образом можно сделать вывод, что для студентов педагогических специальностей в вузе необходимо создать условия по развитию стрессоустойчивости. Ведь развитие данного умения поможет студенту справиться с различными факторами стресса, уравновесит эмоциональное состояние, принесёт положительные результаты в успеваемости, а также улучшит отношение студента к учебной деятельности.

Библиографический список:

  1. Баст Е.И /Особенности проявления стрессоустойчивости у студентов-первокурсников педагогических специальностей вуза/ Баст Е.И //статья в журнале - научная статья: вестник социально-гуманитарного образования и науки – 2019.- №3 - С. 4-8. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26674558

  2. Жуина Д.В., Казакова Е.М. /Особенности стрессоустойчивости выпускников педагогического колледжа // Жуина Д.В., Казакова Е.М./ Современные исследования социальных проблем. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stressoustoychivosti-vypusknikov-pedagogicheskogo-kolledzha/viewer

  3. Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева С. П. Акутина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 26.04.2023).

  4. Одинцова М. А.  Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05254-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451167 (дата обращения: 26.04.2022).

  5. Психическое здоровье в современных реалиях: сборник статей заочной Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 25 декабря 2020 г.) / Башкирский государственный университет; ответственный редактор В.Р. Алгушаева. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - URL:https://elib.bashedu.ru/dl/local/Algushaeva_otvred_Psihicheskoezdorovyevsovremennyhrealiyah_sb_2020.pdf>.

  6. Теплякова И.В. Формирование стрессоустойчивости как актуальная проблема студентов-первокурсников вуза/ Теплякова И. В. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1(22)

Просмотров работы: 45