ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ МПГУ СТАРОПОЛЬСКОГО ФИЛЛИАЛА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ МПГУ СТАРОПОЛЬСКОГО ФИЛЛИАЛА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Черепкова Н.В. 1, Богданова А.В. 1
1Московский педагогический государственный университет Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время наблюдается склонность повышения количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Формирование, прежде всего, связано с эмоциональным развитием человека. Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности [1, c.81].

Появление эмоций связано с уровнем удовлетворения потребностей ребёнка. Например, как только все потребности студентов удовлетворены, они испытывают чувство удовлетворения. А чувство неудовольствия наблюдается, когда потребности вовсе или не полностью удовлетворены. Основываясь на этом, эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические эмоции, прежде всего, связаны с приливом бодрости, появлением возбуждения, радостного волнения. А астенические эмоции связаны с такими видами переживаний, как печаль, подавленность, опустошение, уныние, беспричинный страх [5, c.86].

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется недостаточный психоэмоциональный статус. Психоэмоциональный статус школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения. Многие учащиеся не всегда могут сдерживать свои эмоции. Именно поэтому важно найти нужный подход для развития психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3, c.56].

С целью изучения психоэмоционального статуса детей с ОВЗ было проведено исследование среди учащихся МПГУ Ставропольского филиала. Всего приняли участие 25 человек с ограниченными возможностями здоровья. Были использованы следующие методы исследования: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой), «Цветовой тест» (М. Люшера).

Для того, чтобы выяснить уровень тревожности и познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, была использована методика исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой).

Нормативные показатели мотивации учения и эмоционального отношения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Качественный показатель диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Познавательная активность

Тревожность

Гнев

Выс.

Средн.

Низ.

Выс.

Средн.

Низ.

Выс.

Средн.

Низ.

2

20

3

7

17

1

7

12

6

8%

80%

12%

28%

68%

4%

28%

48%

24%

В результате было выявлено четыре уровня мотивации учения у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Средний уровень (III) мотивации показали 8 человек, 1 учащийся проявил высокий (II) уровень мотивации, 12 студентов показали (IV) уровень мотивации сниженную мотивацию и у 4 студентов обнаружили (V) уровень мотивации резко отрицательное отношение к учению. Обучающихся с (I) уровнем мотивации не выявлено.

С целью изучения психического состояния детей с ОВЗ была использована методика Люшера «Цветовой тест». В результате исследования выяснилось, что самыми часто используемыми цветами для студентов с ограниченными возможностями здоровья являются: красный (потребность добиваться успеха), синий (потребность в спокойствии), а также чёрный и фиолетовый. Но есть и те цвета, которые были менее предпочитаемыми: коричневый и жёлтый. Большим количеством учащихся зелёный цвет был отвергнут. Это означает какой-либо конфликт, тревожность из-за неблагоприятных обстоятельств.

В результате исследования нам представлены показатели психоэмоционального статуса обучающихся с МПГУ Ставропольского филиала. Можно сказать, что большинство обучающихся имеют низкий и средний психоэмоциональный статус.

Основываясь на этих результатах, были даны рекомендации по проведению занятия с использованием арт-терапии, а также организации коррекционных занятий для развития психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время широкое распространение получило использование методов арт-терапии при работе с детьми с ОВЗ. Арт-терапия - это направление в психотерапии, основанное на занятиях клиентов изобразительным творчеством [2, c.531].

Рекомендовано при проведении занятий учитывать особенности каждого ребёнка. Также необходимо провести работу с техникой «Песочная терапия». Техника проведения этого занятия даёт полностью изучить поведение ребёнка.

Не менее эффективным методом развития психоэмоционального статуса обучающихся с ОВЗ является игротерапия.

Игротерапия даёт возможность свободно выразить свои чувства и эмоции. Главная задача занятий: формирование и развитие психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями, а также образование умения работать в коллективе других учащихся [4, c.78].

По окончанию каждого занятия с применением арт-терапии показывать работы обучающимся, хвалить каждого из них за проделанную работу. Арт-терапия создаёт благоприятные условия между детьми, а также оставляет положительные воспоминания о ней.

Таким образом, развитие психоэмоционального статуса учащихся заключается:

- в определении индивидуальных методов работы, учитывая все особенности каждого обучающегося;

- в использовании техник арт-терапии при работе с обучающимися с ОВЗ, которые позволяют наиболее эффективно развивать психоэмоциональный статус студента.

Арт-терапия позволяет обеспечить полное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а также способствует образованию дружного коллектива.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Использование арт-педагогических технологий в коррекционной работе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева, В.О. Королева; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. 4-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 256 с.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: В.П. Кащенко. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

4. Крыжановская Л.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А. Основы психо-коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие для вузов / [Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 375 с.]

5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 351 с.

Просмотров работы: 4