В наше время наблюдается склонность повышения количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Формирование, прежде всего, связано с эмоциональным развитием человека. Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности [1, c.81].
Появление эмоций связано с уровнем удовлетворения потребностей ребёнка. Например, как только все потребности студентов удовлетворены, они испытывают чувство удовлетворения. А чувство неудовольствия наблюдается, когда потребности вовсе или не полностью удовлетворены. Основываясь на этом, эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические эмоции, прежде всего, связаны с приливом бодрости, появлением возбуждения, радостного волнения. А астенические эмоции связаны с такими видами переживаний, как печаль, подавленность, опустошение, уныние, беспричинный страх [5, c.86].
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется недостаточный психоэмоциональный статус. Психоэмоциональный статус школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения. Многие учащиеся не всегда могут сдерживать свои эмоции. Именно поэтому важно найти нужный подход для развития психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3, c.56].
С целью изучения психоэмоционального статуса детей с ОВЗ было проведено исследование среди учащихся МПГУ Ставропольского филиала. Всего приняли участие 25 человек с ограниченными возможностями здоровья. Были использованы следующие методы исследования: «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой), «Цветовой тест» (М. Люшера).
Для того, чтобы выяснить уровень тревожности и познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, была использована методика исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой).
Нормативные показатели мотивации учения и эмоционального отношения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Качественный показатель диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Познавательная активность |
Тревожность |
Гнев |
||||||
Выс. |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Средн. |
Низ. |
2 |
20 |
3 |
7 |
17 |
1 |
7 |
12 |
6 |
8% |
80% |
12% |
28% |
68% |
4% |
28% |
48% |
24% |
В результате было выявлено четыре уровня мотивации учения у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Средний уровень (III) мотивации показали 8 человек, 1 учащийся проявил высокий (II) уровень мотивации, 12 студентов показали (IV) уровень мотивации сниженную мотивацию и у 4 студентов обнаружили (V) уровень мотивации резко отрицательное отношение к учению. Обучающихся с (I) уровнем мотивации не выявлено.
С целью изучения психического состояния детей с ОВЗ была использована методика Люшера «Цветовой тест». В результате исследования выяснилось, что самыми часто используемыми цветами для студентов с ограниченными возможностями здоровья являются: красный (потребность добиваться успеха), синий (потребность в спокойствии), а также чёрный и фиолетовый. Но есть и те цвета, которые были менее предпочитаемыми: коричневый и жёлтый. Большим количеством учащихся зелёный цвет был отвергнут. Это означает какой-либо конфликт, тревожность из-за неблагоприятных обстоятельств.
В результате исследования нам представлены показатели психоэмоционального статуса обучающихся с МПГУ Ставропольского филиала. Можно сказать, что большинство обучающихся имеют низкий и средний психоэмоциональный статус.
Основываясь на этих результатах, были даны рекомендации по проведению занятия с использованием арт-терапии, а также организации коррекционных занятий для развития психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время широкое распространение получило использование методов арт-терапии при работе с детьми с ОВЗ. Арт-терапия - это направление в психотерапии, основанное на занятиях клиентов изобразительным творчеством [2, c.531].
Рекомендовано при проведении занятий учитывать особенности каждого ребёнка. Также необходимо провести работу с техникой «Песочная терапия». Техника проведения этого занятия даёт полностью изучить поведение ребёнка.
Не менее эффективным методом развития психоэмоционального статуса обучающихся с ОВЗ является игротерапия.
Игротерапия даёт возможность свободно выразить свои чувства и эмоции. Главная задача занятий: формирование и развитие психоэмоционального статуса обучающихся с ограниченными возможностями, а также образование умения работать в коллективе других учащихся [4, c.78].
По окончанию каждого занятия с применением арт-терапии показывать работы обучающимся, хвалить каждого из них за проделанную работу. Арт-терапия создаёт благоприятные условия между детьми, а также оставляет положительные воспоминания о ней.
Таким образом, развитие психоэмоционального статуса учащихся заключается:
- в определении индивидуальных методов работы, учитывая все особенности каждого обучающегося;
- в использовании техник арт-терапии при работе с обучающимися с ОВЗ, которые позволяют наиболее эффективно развивать психоэмоциональный статус студента.
Арт-терапия позволяет обеспечить полное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, а также способствует образованию дружного коллектива.
Список литературы:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Использование арт-педагогических технологий в коррекционной работе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева, В.О. Королева; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. 4-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 256 с.
3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: В.П. Кащенко. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.
4. Крыжановская Л.М., Гончарова О.Л., Кручинова К.С., Махова А.А. Основы психо-коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ: учеб. пособие для вузов / [Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. - 375 с.]
5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 351 с.