Психолого-педагогическая профилактика насилия над детьми в семье является одной из наиболее важных задач, которую ставит перед собой общество. Насилие в семье оказывает разрушительное воздействие на психологическое и физическое благополучие детей, оставляя глубокие следы на их дальнейшей жизни.
Сначала необходимо определить, что понимается под насилием в семье. В наиболее широком смысле это физическое, эмоциональное, сексуальное или экономическое насилие в отношении детей, осуществляемое одним или несколькими родителями, или другими членами семьи. Такое насилие может проявляться в виде физических наказаний, унижений, запугивания, сексуальных домогательств и других форм [4].
Можно выделить 4 теории возникновения причин семейного насилия над детьми.
1. Социологическая модель подчёркивает влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства.
2. Психиатрическая, медицинская теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребёнком как следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.
3. Социально – психологическая теория объясняет жестокое обращение с ребёнком личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.
4. Психологическая теория основывается на том, что ребёнок сам «участвует» в создании предпосылок для жесткого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско – родительских отношений [2].
Насилие в семье ставит отпечаток на ребенке, который будет выражаться в ближайших и отдаленных последствиях жестокого обращения и невнимательного отношения к ним.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия[1].
Основная цель психолого-педагогической профилактики – предотвращение насилия и защита детей от его воздействия. В настоящее время разрабатываются и реализуются различные программы и методики, которые направлены на предупреждение насилия и помощь пострадавшим детям.
Важным аспектом профилактики является информирование и образование родителей и общества в целом. Родители должны осознать вред, который наносят детям, и научиться альтернативным, ненасильственным способам воздействия на своих детей. При этом необходимо помочь родителям разобраться в собственных эмоциях и негативных установках, которые могут способствовать насилию.
Следующий важный аспект – формирование социально-позитивных навыков у детей. Дети должны уметь устанавливать границы личного пространства, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, разрешать конфликты без насилия. Это можно достигнуть через включение соответствующих тем в школьную программу и проведение специальных уроков и тренингов.
Также необходимы условия для своевременного выявления фактов насилия в семье и оказания помощи пострадавшим детям. Регулярные проверки, психологическая поддержка и консультации помогут предотвратить дальнейшее развитие ситуации и помочь детям преодолеть последствия насилия[3].
Дабы убедиться в наличие проблем с насилием в семьях нами было проведено исследование целью которого было – выявить что понимается в семье под понятием «насилие» и приверженцами каких методов воспитания являются родители.
Для реализации данной цели нами были проведены следующие методики: тест-опросник родительского отношения ОРО (А. Варга – В. Столин), позволяющий выявить особенности детско-родительских отношений в семье. Так же анкетирование детей и взрослых с целью изучения сущностных характеристик насилия в семье глазами взрослых, с помощью анкеты разработанной Л. Вассерманом, А. Горьковой, Е. Ромицыной, котораябыла адаптирована к условиям нашего эксперимента.
Данная анкета для родителей была выбрана с целью выявить, какие меры предпринимают взрослые при ослушании детей, сказывается ли их стрессовое состояние на детях и какой вид наказания приемлем в их семье. Результаты данного исследования, свидетельствуют о том, что родители предпринимают следующие меры при ослушании детей:
- подавляющее большинство родителей в стрессовом состоянии могут «разрядиться» на своем ребенке – 40%, причиной этого являются проблемы на работе, ссора с супругой (супругом), так как именно в этот момент они испытывают напряжение, тревогу, неуверенность в себе, бессилие, зависимость;
- повышают голос – 35%, могут избить – 15%, дают подзатыльники 15%;
- 35% опрошенных родителей ответили, что у них появляются желания предпринять жесткие меры по отношению к детям, такие как выгнать из дома, избить;
- наиболее распространенный вид наказания приемлем в семье со стороны родителей – битье – 20%, родители считают этот вид наказания наиболее эффективным и является адекватным методом в воспитании детей, а также повышение голоса – 45%.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Для выявления особенностей детско-родительских отношений в семье, нами была проведена методика А. Варга – В. Столина, которая включает в себя 61 вопрос и составляет пять следующих шкал, выдающих собой те или иные аспекты родительского отношения.
1. Шкала «Принятие – Отвержение»
2. Шкала«Кооперация»
3. Шкала «Симбиоз»
4. Шкала «Контроль»
5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка»
Обработав полученные баллы по данной методики, мы получили результаты исследования, отображенные на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели уровня детско-родительских отношений в семье, в % от общего числа опрошенных
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе преобладают дети по отношению к которым, со стороны родителей проявляются в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость. Считают, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей, воспринимают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности– 39%;
- 26% – считают ребенка маленьким неудачником. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям несерьезными, и они игнорируют их, стараются навязать ребенку во всем свою волю. Взрослые стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность;
- 13% опрошенных родителей не проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, препятствуют проявлению самостоятельности и инициативности ребенка, за проявления своеволия ребёнка сурово наказывают;
- 13% опрошенных родителей устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, не воспринимают себя и ребенка как единое целое.
Обобщив результаты, полученные на основе анкетирования детей и взрослых, и методики ОРО (А. Варга – В. Столин), мы выделили три уровня проявления насильственной позиции родителей по отношению к своим детям:
1 уровень – высокий, характеризуется тем, что подавляющее большинство детей подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, оскорблениям, являются разрядкой в их стрессовых ситуациях. Ребенок в семье воспринимается как неудачник, у родителей вызывает чувства раздражения, злости, тем самым ограничивают ребёнка в родительской любви, семейном уюте, тепле домашнего общения.
2 уровень – средний, характеризуется тем, что родители повышают голос, низко оценивают способности ребенка, родители устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, требуют от него безоговорочного послушания, пресекают любое проявление самостоятельности со стороны ребенка, увлечения, чувства ребенка кажутся взрослым несерьезными, они игнорируют их.
3 уровень – низкий, характеризуется тем, что родители пытаются разъяснить ребенку, в чём он не прав, ставят в угол, запрещают гулять, иногда проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, поощряют его самостоятельность, стараются быть с ребенком на равных, оградить от неприятностей.
Результаты обобщенного исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели насильственной позиции родителей, в процентах от общего числа опрошенных
Полученные результаты (рисунок 2) свидетельствуют о том, что преобладает высокий уровень насильственной позиции родителей 50%, который заключается в отвержение собственного ребенка, в стрессовом состоянии родители могут «разрядиться» на ребенке, предпринимают жесткие меры, которые заключаются в физическом наказании. Родители воспринимают своего ребенка неприспособленным, неудачливым, испытывают к нему злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяют ребенку и не уважают его. Следует отметить, что большинство радетелей понимают, что неправильно поступают по отношению к своим детям, но в порыве гнева никак не могут регулировать свое психоэмоциональное состояние.
- средний уровень – 30% опрошенных родителей устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем, низко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Взрослые стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
- низкий уровень – 20% опрошенных родителей предпринимают следующие меры: пытаются разъяснить ребенку, в чём он не прав, ставят в угол, запрещают гулять, повышают голос в стремлении воспитать ребенка, стараются быть с ним на равных, доверяют ребенку.Родители стремятся проводить время вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
По результатам проведенных нами методик мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. При ослушании детей родители предпринимают жесткие меры, которые заключаются в рукоприкладстве, пренебрежительном отношении, оскорблении, что является неприемлемым для нормально функционирующей семьи.
Важно отметить, что первопричины насилия со стороны родителей могут быть самые разные, а именно:
Перенос негативного опыта. Человек перенимает особенности внутрисемейных отношений от своих родителей, переносит физические методы наказания, манипуляции, угрозы на своих детей. Побои, доминирование, унижение являются способами «воспитания», потому как иного способа человек не знает и не видел.
Декомпенсированное психическое состояние. Комплекс неполноценности, неудовлетворенная детская обида, невымещенная агрессия, вспыльчивый неуравновешенный характер, психопатическое расстройство личности родителя – факторы, повышающие вероятность семейного насилия.
Асоциальный образ жизни. Алкоголизм, наркомания, преступная деятельность родителей часто сопровождаются насильственными действиями над детьми.
Социальный стресс. Рост напряженности между членами семьи может быть вызван разногласиями супругов относительно способов воспитания, внезапной беременностью, разводом, потерей работы, постоянного дохода.
Культурные, религиозные нормы. Отдельные системы воспитания рассматривают физическое наказание, психологические манипуляции как способы формирования послушного, «праведного» поведения. Родители используют порку, домашние аресты, принуждают к непосильному труду.
Подводя итог нужно говорить о том, что причины домашнего насилия могут возникать самые разные и в таком случае первоочередно стоит говорить о том, что психолого-педагогическая профилактика насилия над детьми в семье является важной и сложной задачей общества. Ее реализация требует информирования и образования родителей, формирования социально-позитивных навыков у детей и своевременного выявления и оказания помощи пострадавшим. Только совместными усилиями можно достичь снижения уровня насилия и создать безопасную и здоровую семью в которой будет воспитываться будущее поколение.
Список литературы:
Голубь Марина Сергеевна Особенности функционирования системы защиты детей от насилия в России // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-sistemy-zaschity-detey-ot-nasiliya-v-rossii (дата обращения: 23.01.2024).
Грицай А. Г. Проблема насилия над ребенком в семье и формы его проявления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nasiliya-nad-rebenkom-v-semie-i-formy-ego-proyavleniya (дата обращения: 23.01.2024).
Крук Е.Г. Профилактика жестокого обращения с подростками в семье // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-zhestokogo-obrascheniya-s-podrostkami-v-semie (дата обращения: 23.01.2024).
Орлова В.Н. Жестокое обращение с детьми как социально педагогическая проблема // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhestokoe-obraschenie-s-detmi-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 23.01.2024).