ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Героев А.Х. 1
1Ингушский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бюджетная политика является важнейшим структурным элементом финансовой политики, во многом определяющим экономический курс развития государства. Наиболее эффективным методом исполнения бюджетных расходов во всем мире считается программно-целевой метод, реализуемый посредством целевых программ.[1]

Наибольшие успехи во внедрении программного метода в бюджетный процесс были достигнуты в США, где первые попытки их использования осуществлялись в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ в. С этого времени в названной стране шло интенсивное развитие и освоение методологии программно-целевого бюджетирования, которое продолжается и сегодня.[2]

Поэтому при изучении зарубежного опыта первоочередной интерес вызывает именно опыт США, прежде всего в части методологии.

Сегодня в России и за рубежом развитию и модернизации программно-целевого бюджетного планирования уделяется особое внимание. Это обусловлено тем, что рассматриваемый метод управления бюджетными расходами в наибольшей степени отвечает современным требованиям государственного финансового регулирования социально-экономических процессов, так как ориентирует органы власти и организации, прежде всего, на достижение поставленных целей.

Вопросы о внедрении в России программно-целевого метода формирования бюджета были заложены еще в 2004 г. В 2010 г. возобновились разговоры о программном бюджете, когда 14 мая 2010 г. Председатель Правительства России В. В. Путин на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития России высказал: «По сути, речь идет о коренных переменах в организации государственного управления. О переходе к новой, программно-целевой структуре бюджета. В основу деятельности Правительства будут положены государственные программы. Это позволит увязать деятельность каждого федерального органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в наших программных документах. Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат».[5]

Далее в Бюджетном Послании Президента России Федеральному Собранию было указано, что в целях достижения высоких показателей в социально-экономической политике и обеспечения общественного контроля за качеством данных показателей, формирование и исполнение бюджета должно осуществляться в рамках реализации государственных программ. [5]

Затем вышло Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 2593-р, которым была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными, муниципальными) финансами, включающая мероприятия по улучшению качества управления финансовыми ресурсами и повышению степени эффективности государственных программ при планировании расходов бюджета.[3, с. 66]

Основная цель перехода к программному бюджету – это повышение эффективности расходов. Под эффективностью следует понимать отношение или соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление.

Государственная программа представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.[5]

Государственные программы в России формируются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития РФ, основными направлениями деятельности Правительства России в сфере стратегического планирования.

В 2011 году были приняты 2 государственные программы «Доступная среда» и «Информационное общество». А на конец 2013 года в России реализовывалось 39 государственных программ.

В 2023 году федеральный бюджет был исполнен через функционирование государственных программ, но не в полном объеме. Показатели государственных программ затронули около 57 % расходов федерального бюджета.

Основываясь на положениях нормативно-правовых актов, регулирующих разработку и применение государственных программ в России, можно утверждать, что при составлении государственных программ независимо от уровня государственной власти необходимо отражать следующие звенья: ответственные исполнители программы; цели и задачи программы; целевые показатели программы; сроки и этапы ее реализации; объемы бюджетных ассигнований и ожидаемые результаты реализации программы.

Исходя из информации Портала государственных программ, следует, что в настоящее время в России функционируют 43 программы, которые сгруппированы в 5 боков.

Следует обратить внимание, что наибольшая часть средств федерального бюджета расходуется по направлению «Новое качество жизни» (3 851,6 млрд рублей), куда входят государственные программы, направленные на обеспечение доступности населению социальных услуг в сфере образования и здравоохранения требуемого качества, необходимого уровня жилищного обеспечения, культурного развития, а также условий, позволяющих жителям страны систематически заниматься физической культурой и спортом.

1 785,2 млрд рублей направляется на программный блок «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающий в себя 20 государственных программ, обеспечивающих формирование условий для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Указанные программы направлены на создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Чуть меньше бюджетных средств (1 561,1 млрд рублей) расходуется по направлению «Эффективное государство» и только 1 115,0 млрд рублей – на программный блок «Сбалансированное региональное развитие».

Государственные программы блока «Обеспечение национальной безопасности» содержат сведения ограниченного доступа, не подлежащие раскрытию в сети Интернет.

Довольно успешно применяется программно-целевой подход к планированию бюджета в субъектах Российской Федерации. В качестве примера приведем опыт по реализации государственных программ в Северо-Кавказском федеральном округе на 2023 год. В Ставропольском крае функционируют 22 государственные программы, в Республике Ингушетия реализуются 19 программ, в Республике РСО-Алания – 30, в Чеченской Республике – 17, в Кабардино-Балкарской Республике – 25, в Карачаево-Черкесской Республике – 20, в Республике Дагестан – 42. [4,с. 350]

В настоящее время в указанных субъектах Российской Федерации удельный вес программных расходов в общем объеме расходов бюджетов составляет более 95 %.

Применение государственных программ в бюджетном планировании и прогнозировании – это важный шаг в процессе оценки эффективности расходования бюджетных средств, поскольку программно-целевой метод состоит в определении приоритетных целей и задач социально-экономического развития, в реализации взаимосвязанных мероприятий по их достижению.

К преимуществам применения государственных программ в бюджетном процессе можно отнести следующие:

  • определение целей, задач, основных приоритетов расходования бюджетных средств, обеспечение их реализации;

  • наличие увязки между ожидаемыми результатами реализации программ и объемом требуемых для этого финансовых средств;

  • наличие возможности по результатам исполнения бюджета оценить, достигнуты ли поставленные на этапе планирования цели и выполнены ли задачи;

повышение уровня прозрачности деятельности органов государственной власти в сфере исполнения бюджета, и как следствие, повышение доверия населения к власти. Благодаря тому, что государственные программы находятся в открытом доступе, граждане имеют возможность ознакомиться с детализированным перечнем мероприятий той или иной программы, объемом затрачиваемых на их исполнение бюджетных ассигнований, а также сроками их реализации. [6,с. 1175]

Однако применение программно-целевого метода к планированию бюджета сопряжено с определенными сложностями.

Анализ литературы и практики за последние годы показал, что вопросы управления финансами посредством реализации государственных программ недостаточно изучены, ввиду чего необходимо дополнительное исследование конкретных показателей результативности государственных программ к сложившимся условиям.

Остается множество нерешенных вопросов в части эффективности реализации государственных программ.

В качестве причин можно выделить:

  • нечеткое формулирование целей программ, что нарушает эффективную систему контроля за достижением запланированных программами результатов;

  • низкое качество планирования целевых показателей и индикаторов оценки реализации государственных программ; возможность корректировки целевых показателей реализации программ в случае недофинансирования мероприятий;

  • неотрегулированность механизмов ответственности заказчиков и исполнителей за неэффективное исполнение программ;

  • отсутствие единых правил составления программы, что приводит к несоответствию конструкции региональной программы структуре федеральной государственной программы, в рамках которой она разработана.

Все существующие недостатки связаны с тем, что данный метод является достаточно новым для нашей страны. Для успешного развития данного направления необходимо более детальное научное изучение программно-целевого подхода планирования бюджета, создание единых стандартов, которые помогут государственным программам совершенствовать российскую бюджетную систему.

Решение выявленных проблем должно повысить качество и эффективность применения программного подхода в бюджетном планировании на всех уровнях власти и управления.

Список использованных источников:

  1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

  2. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

  3. Становихина А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы // Молодой ученый. – 2017. – № 37. – С. 66-67.

  4. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика / под ред. Я.М. Миркина. М.: Магистр, 2015. 496 с.

  5. Портал госпрограмм https://programs.gov.ru/Portal/.

  6. Цурова Л.А., Мальсагов Р.М., Яндиева М.С., Оздоева З.Х. Оценка движущих факторов экономического развития России. Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69). С. 1172-1176.

Просмотров работы: 35