КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Барахоев А.А. 1
1Ингушский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственный финансовый контроль – это деятельность органов государственной власти, закрепленная законодательными, правовыми нормами и иными нормативными документами и управления на всех уровнях государственной власти по выявлению, предотвращению и пресечению нарушений, недостатков и злоупотреблений в использовании бюджетных денежных средств и других материальных капиталов, а также применяемыми в хозяйственной деятельности нематериальными объектами государства, вследствие чего влечет за собой прямо или косвенно финансовый материальный ущерб государству.[2]

Налаженность функционирования эффективной системы финансового контроля – один из важнейших элементов финансовой политики страны.

Государственный финансовый контроль, оказывает существенное значение в обеспечении функционирования страны, вместе с тем может являться важным рычагом социального управления и правового регулирования.[6]

Государственные учреждения или государственный сектор весьма неоднородны по своему характеру, и поэтому характер финансового контроля во многих отношениях полностью отличается от характера частного сектора. Следовательно, в силу неоднородного характера государственного сектора финансовые положения, регулирующие деятельность или финансовые операции в государственном секторе, содержатся в законе, устанавливающем его.

Нормативная база бухгалтерского учета в государственном секторе применяется различными способами в зависимости от режима работы государственных органов или министерства. Концепции бухгалтерского учета в государственном секторе многочисленны. Концепция соответствия государственного учета означает, что затраты и расходы должны быть привязаны к выручке, а связанные с ней затраты и расходы учитываются в одном и том же отчетном периоде. Эта концепция кратко объясняет финансовую подотчетность в государственном секторе. [1, с.135]

Внутренний финансовый аудит является формой финансового контроля за работой территориальных органов и учреждений, которым охватываются все направления финансово-хозяйственной деятельности или представляет собой контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке финансово-хозяйственной деятельности.

Целью проверки финансово-хозяйственной деятельности является осуществление контроля за эффективностью использования бюджетных средств территориальными органами и учреждениями, соблюдением внутренних стандартов и процедур ведения бюджетного учета средств федерального бюджета, иных источников, определенных законодательством Российской Федерации.[5]

Основной задачей проверки является обследование финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и учреждений, по направлениям, изложенным в Программе проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Планирование контрольной деятельности является важной областью финансового аудита и способствует концентрации внимания на потенциальных проблемах при минимальных затратах, что позволяет выполнять контрольные мероприятия качественно и своевременно, а также эффективно распределять работу между работниками, участвующими в проверке, координировать их деятельность.

Планирование контрольной деятельности осуществляется путём составления и утверждения Плана проведения проверок на предстоящий календарный год. По каждому контрольному мероприятию в Плане устанавливается субъект и объект финансового контроля, проверяемый период и срок проведения контрольного мероприятия. [4, с. 530]

При планировании проверок в основу положен принцип соблюдения периодичности проверок органов и учреждений, соответствии с определенными сроками законодательством.

Для достижения целей и выполнения задач финансового аудита:

  • проверяются и оцениваются эффективность и результативность деятельности, а также ее соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

  • осуществляются идентификация и оценка рисков неэффективной деятельности;

  • проверяются и оцениваются надежность и эффективность функционирования системы внутреннего контроля, действенность применяемых на практике контрольных процедур, их адекватность существующим рискам и соответствие целям и задачам;

  • устанавливаются и анализируются причины выявленных в деятельности нарушений;

  • формируются предложения по предупреждению нарушений в дальнейшей деятельности проверенных органов;

  • контролируется составление планов мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проведенных аудиторских проверок, контролируются и оцениваются качество, полнота и своевременность исполнения запланированных корректирующих мероприятий;

  • оцениваются полнота и достоверность информации, содержащейся в базах данных и иных информационных ресурсах проверяемых органов;

  • оцениваются своевременность, полнота, достоверность и объективность представляемой статистической отчетности;

  • представляется руководству информация о деятельности проверенных органов, в том числе о надежности и эффективности организованной в этих органах системы внутреннего контроля;

  • анализируется и доводится до сведения информация о нарушениях, выявленных по результатам проверок внутреннего аудита, проведенных за определенный период (полугодие, год). [3, с. 310]

Выполняются иные отвечающие целям и задачам внутреннего аудита функции, направленные на повышение качества и эффективности деятельности органов власти.

В настоящее время возникла необходимость надлежащего правового регулирования системы финансового контроля и деятельности исполнительных органов государственного контроля, потому как контрольная деятельность в государстве пока малоэффективна.

Список использованных источников:

  1. Геймур О. Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. -№ 3. – С. 133–140.

  2. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / Я.С. Клейменов //Административное и муниципальное право. – 2010. – № 6.

  3. Цурова Л.А. Анализ состояния факторов общественного воспроизводства в России. Поиск драйверов роста. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Магас, 2015. С. 301-316.

  4. Цурова Л.А.Правовые аспекты государственного финансового контроля в России. В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета Магас, 2011. С. 529-533.

  5. Черников Ю. С., Геймур О. Г. Правовое регулирование государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 502-504. – URL https://moluch.ru/archive/79/14173/ (дата обращения: 24.11.2019).

  6. www.garant.ru/products/ipo/prime.

Просмотров работы: 2