ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Нигматуллин В.В. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы, связанные с экологией и экологическим образованием, с каждым годом становятся актуальнее и требуют всестороннего рассмотрения с использованием различных образовательных инструментов. В этой связи, тенденции по экологизации школьного образования целиком и полностью нашли свое отражение в обновленных Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования по биологии (далее ФГОС ООО), которые в настоящее время претерпели изменения, в связи с устаревшей редакцией предыдущих и несоответствием современным требованиям образования.

В обновленных ФГОС ООО по биологии максимально конкретизированы требования к школьной программе по биологии, четко указано, что именно обучающийся должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам изучения курса в каждом классе к окончанию учебного года. Сохраняется акцент на совершенствование метапредметных результатов обучения, что предполагает формирование у обучающихся навыков, необходимых для самостоятельного поиска информации и ее использования не только в рамках учебного курса «Биология». Особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности как приоритетной задаче обучения.

Таким образом, для реализации основных образовательных программ, школам, а в частности учителям предметникам, необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний, что позволит обучающимся функционировать в современном обществе, и обучаться в течение жизни [4].

Обращая внимание на содержание федеральной рабочей программы по биологии, можно заметить четкие тенденции по экологизации школьного биологического образования, проходящие сквозь все тематические разделы курса. Особенно изменения коснулись предметного содержания дисциплины в 5 классе. Так, в ней предусмотрены шесть разделов, три из которых носят сугубо экологический характер. К таким разделам относятся: четвертый раздел: «Организмы и среда обитания»; пятый раздел: «Природные сообщества»; шестой раздел: «Живая природа и человек». Таким образом, содержание обучения в 5 классе сильно расширено именно за счет введения экологического компонента.

Одной из целей учебного предмета биология, в соответствии обновленным ФГОС ООО, является формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды, а также воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды [4].

Экологическая культура является высшим выражением экологической грамотности. Она описывает точку, в которой компетентности, знания и установки приведены в действие в конкретном контексте [2]. Экологическая культура формируется на основе универсальных компетентностей, с одной стороны, а также знаний и представлений об окружающем мире и принципах его существования, с другой.

Наряду с традиционными технологиями и методами формирования у школьников экологического сознания и культуры, целесообразно использовать современные формы организации учебного процесса с использованием цифрового оборудования. Одной из таких форм является реализация научно-просветительского проекта, где посредством проведения различного рода мероприятий, достигаются цели и задачи проекта, что в конечном итоге формирует необходимые предметные, метапредметные, личностные результаты обучения [1].

В качестве примера, иллюстрирующей возможность формирования экологической культуры, рассмотрим реализацию проекта «Научно-просветительский трек для школьников «ЭКОколесо».

Основной целью проекта является проведение трех научно-просветительских мероприятий по экологии: «ЭКОквест», «ЭКОлаборатория», «ЭКОкадр» для школьников двух возрастных категорий: 5-6 классы, 7-8 классы города Шадринска для формирования у экологической грамотности и экологического поведения посредством работы с цифровым оборудованием по экологии. Проект реализуется силами студентов биологов Шадринского государственного педагогического университета в течение 2022-2023 учебного года.

Серию мероприятий проекта открывает пригласительный «ЭКОквест», методическое содержание которого представлено двумя модулями, для учащихся 5-6 и 7-8 классов соответственно. Модули содержат задания мотивационного характера, в условии которых описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся [3]. В процессе решения задачи от учащихся требуется осуществить анализ, осмысление и объяснение этой ситуации (контекста) и/или выбор способа действия в ней, а ответом к задаче является разработанный способ решения проблемы [5]. Контекстными заданиями проверялся общий уровень экологической грамотности, а также уровень функциональной грамотности учащихся, что является ядром обновленных ФГОС ООО. По результатам пригласительного этапа формируются группы для участия в следующем этапе проекта.

Далее следует основной этап проекта, проведение серии мастер-классов «ЭКОлаборатории» с использованием цифровой лаборатории по экологии. В рамках данного этапа участники все также производят решение контекстных задач, в данном случае посредством работы с цифровыми датчиками по экологии. В ходе реализации «ЭКОлаборатории», для проведения исследований использовался функционал цифровой лаборатории «Релеон. Экология»

Цифровая лаборатория «Релеон» – это комплект беспроводных мультидатчиков (датчики измеряющие несколько показателей). Данное оборудование предназначено для проведения учебного экологического мониторинга инструментальными методами. Лаборатория работает в комплекте с персональным компьютером. Комплект используется при проведении урочных и внеурочных занятий по экологии, биологии, химии, географии, а также для индивидуальных исследований и проектной и деятельности школьников.

В состав цифровой лаборатории по экологии входит следующее оборудование:

1. Программное обеспечение:

2. Лабораторный практикум, методические указания по проведению экспериментов.

3. Набор мультидатчиков:температуры почвы;влажности почв; УФ излучения; ИК излучения; уровня шума; электромагнитного излучения; температуры; освещенности; относительной влажности; атмосферного давления (барометр); рН; Концентрации ионов.

В ходе данного этапа участники получают и анализируют количественные результаты, выстраивают гипотезу, определяют выводы. Соединяют теоретическую и практическую часть в одно целое, и получают необходимое решение, исходя из определенного контекста. Проведение мастер-классов с использованием цифровой лаборатории по экологии способствуют большему интересу обучающихся к проектной и исследовательской деятельности. А также влияют на повышение мотивации детей к познанию, изучению предмета. Исследование становится более интересным и познавательным в практическом плане.

Завершает серию мероприятий проекта творческий экологический конкурс фоторабот «ЭКОкадр». В период мастер-классов участникам групп предлагается выполнить фотоотчеты, отражающие творческий подход к решению экологически направленных задач посредством работы с цифровой лабораторией по экологии. Далее фотографии будут использованы в конкурсе фоторабот «ЭКОкадры».

Таким образом, организация обучения посредством реализации просветительских проектов экологической направленности благотворно сказывается на формировании экологической культуры, а также воспитании биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Использование в процессе проведения мероприятий различных ситуационных (контекстных) заданий , а также кейсов для решения которых необходимо использование цифровых датчиков, способствует мотивации к работе, а также, формированию функциональной грамотности учащихся.

Список литературы

  1. Валиева, М. Проектная деятельность по экологии / М. Валиева. - Текст : непосредственный // Учитель. - 2017. - № 2. - С. 61-63 : ил. - Библиогр.: с. 63 (3 назв.) . - ISSN 1997-7735

  2. Осеева, Е. И. Формирование экологической культуры школьников / Е. И. Осеева. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 8. - С. 3-7. - Библиогр.: с. 7 (5 назв.) . - ISSN 0130-0776

  3. Петров,А.Н. Формирование экологической культуры школьников через проектную деятельность / А. Н. Петров, И. В. Савватеев. - Текст : непосредственный // Школа и производство. - 2022. - № 4. - С. 15-21 : 4 рис. - Библиогр.: с. 20-21 (6 назв.) . - ISSN 0037-4024

  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования «Биология». Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21- Текст:электронный //ФГОСреестр: [Офиц. сайт]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-biologiia / (дата обращения: 08.02.2024). 

  5. Слепенкова, Е. А. Социальный проект в системе профессиональной подготовки педагога / Е. А. Слепенкова, Н. П. Щетинина, Н. Д. Базарнова. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2021. - N 3. - С. 115-123. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0130-6928

Просмотров работы: 61