Формирование межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Формирование межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Игнатьева А.Д. 1, Дедюкина М.И. 2
1Северо-Восточный Федеральный университет Педагогический институт
2СВФУ имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Группа детского сада для ребенка 5 – 6 лет – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др. [1].

Одной из важных коррекционно-развивающих задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением вообще, и учреждением для детей
с нарушениями зрения, является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование самосознания. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой [4].

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит
к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Общение – это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений
и познание другого человека [3].

Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется
на основе разработанной тифлопсихологами теории с учетом основных закономерностей нормального развития.

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сенситивный периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи – в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительнойдеятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты. 

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции
на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и меж функциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.

Особенности взаимоотношений слабовидящих детей проявляются 
в следующих аспектах. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения илинедоступностьв работе, требующей большой зрительной нагрузки. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника. Ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом малыш, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем [2].

Основнаяцельэкспериментальногоисследованиясостоитвизучении взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения,а также выявлению факторов обучения и воспитания, развивающих взаимоотношению этих детей.

Методы исследования:

1. Методика «Два домика» на изучение психологической комфортности пребывания детей в одной группе.

2. Методика «Сделаем вместе» для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

3. Методика социометрия «Секрет» на изучение взаимоотношений между детьми в группе

Диаграмма 1

Результаты исследования по методике «Два домика» экспериментальная группа на контрольном этапе

Диаграмма 2

Результаты исследования по методике «Два домика» экспериментальная группа на контрольном этапе

В результате проведенной формирующей работы дети экспериментальной группы показали более высокий результат по сравнению с констатирующим этапом. У обеих групп не наблюдается низкий уровень. Высокий уровень и средний уровень у обеих групп. В контрольной группе также произошло улучшение.

Для повышения уровня развития формирование межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения мы использовали комплекс игр:

  1. Игра «Утреннее приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие

навыков общения, привитие навыка приветствия каждого ребенка в группе.

  1. Игра «Сделай как Я»

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

  1. Игра:  «Иди сюда!»

Цель: отработка навыков эффективного взаимодействия, стимулирование эмпатии.

Формированию позитивного взаимодействия в игре и вне её способствовали проводимые мероприятия по изменению низких показателей социометрического статуса детей в коллективе сверстников, расширению представлений слабовидящих дошкольников о социальных взаимоотношениях и способах общения, обогащению игровых действий.

Контрольное проведение социометрических срезов показало увеличение числа детей входящих в I и II высшие статусные подгруппы и уменьшение числа детей в низших. Показатели изучаемого контингента оказались максимально приближены кпоказателям возрастной нормы.

Произошли изменения и в самих отношениях внутри микрогрупп. Так проведённыеконтрольные срезы продемонстрировали динамику в показателях коэффициента групповой взаимности, где существенно увеличились номинации высших уровней. Изменилась мотивация слабовидящих дошкольников, появились общественно-значимые характеристики оправдания выбора, увеличилось обоснование дружественными отношениями и интересами совместной деятельности. Показатели удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками и устойчивости выбора максимально приблизились к аналогичным у детей, развивающихся в норме.

Наблюдается снижение существовавших ранее различий в содержательной стороне общения слабовидящих и детей развивающихся в норме. Меньше времени стало отводиться сообщениям информационного характера, больше учитываются социальные нормы и правила, используются коммуникативные средства поддержания позитивного взаимодействия, появилось осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям, что приближает изучаемый контингент к возрастной норме.

Таким образом, модель поэтапного формирования межличностных отношений и организация сюжетно-ролевой игры для её реализации, приводит к изменениям социометрического статуса и характеристик микрогруппы; увеличению их количественного состава и состава игровых объединений; овладению способами позитивного и бесконфликтного взаимодействия; а также изменению межличностного восприятия как в игре, так и вне её.

Использованная литература

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.

  2. Кон, И. С. Дружба: этико-психологический очерк / И. С. Кон – М.: Политиздат, 1987. – 255 с.

  3. Литвак, А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. Научно-пед. Конф. Тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 1997. – С.87-89.

  4. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 330 –420.

Просмотров работы: 12