Всемирное исследование психического здоровья показало, что тревожные расстройства относятся к числу наиболее распространенных психических заболеваний (Auerbach et al., 2018; Merikangas et al., 2010). По данным Polanczyk et al. (2015), распространенность психических заболеваний у детей и подростков во всем мире составляет 13,4%, при этом самый высокий процент случаев приходится на тревожные расстройства - 6,5%. Начало тревожных расстройств обычно происходит в возрасте от 6 до 17 лет (Auerbach et al., 2020; Lo et al., 2021); Merikang et al., 2030); Polancy et al. (2040)), и они могут проявляться в различных формах, включая тревогу разлуки, социальную тревогу, генерализованную тревогу, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и специфические фобии. Влияние на функционирование ребенка значительно, если его не лечить тревожность у детей часто развивается и становится сопутствующей с другими психическими расстройствами, которые могут ухудшать их функционирование и развитие. Состояния, которые могут сопровождать тревогу, включают расстройства настроения, проблемы с поведением, употребление психоактивных веществ и социальные трудности. Эти состояния также могут влиять на способность детей выполнять повседневные задачи. Также было обнаружено, что дети с тревожностью имеют более высокий риск столкнуться с вмешательством в их благополучие и счастье (Broeren et al., 2013; Ip et al., 2019; Muris et al., 2009; Stulmaker & Ray, 2015; Waite & Creswell, 2015). Поведенческие расстройства, которые часто возникают у тревожных детей, включают избегание социальных ситуаций, особенно со сверстниками, а также поведение, имитирующее симптомы депрессии (Bufferd et al., 2019; Draghi et al., 2020). Если детям не обеспечить адекватное лечение, они могут столкнуться со значительными негативными последствиями. Расстройство часто сохраняется во взрослом возрасте и тесно связано с различными долгосрочными негативными исходами (Гордон-Холлингсворт и др., 2015).
При лечении тревожных состояний часто используется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), но не все они эффективны для некоторых детей. Такие факторы, как демография, клинические состояния и социально-экономические различия, сопутствующая патология с расстройствами настроения и другими поведенческими проблемами, а также тяжесть симптомов тревоги, могут влиять на уровень тревожности у детей (Compton et al., 2014; Hudson et al., 2015; Zhu et al., 2019). Эти факторы указывают на необходимость проведения дополнительных исследований и разработки вариантов лечения тревожности у детей, включая игровую терапию как способ профилактики расстройств и управления ими.
Игровая терапия, которая предполагает использование игр и занятий, типичных для детства, является широко распространенным и эффективным клиническим вмешательством, особенно для детей. Игровая терапия — это форма терапии, основанная на подходах к развитию, адаптированных к потребностям детей. Тем не менее, ее часто критикуют за отсутствие прочной исследовательской базы, подтверждающей ее эффективность. Исследования показали, что игровая терапия может быть эффективным методом снятия тревоги у детей, страдающих тревожными расстройствами, особенно у детей дошкольного возраста и школьников. В дополнение к снятию тревоги игровая терапия также помогает улучшить социальные навыки. Она успешна для детей разного возраста, гендерной идентичности и с различными текущими проблемами. Хотя игровая терапия доказала свою эффективность, за последние 50 лет она занимает четвертое место среди различных методов лечения тревожности у детей. Несмотря на это, игровая терапия по-прежнему широко используется в исследовательских учреждениях из-за ее эффективности и потенциальных преимуществ. Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы повысить его эффективность по сравнению с другими широко используемыми методами лечения, такими как КПТ, семейная терапия и групповая терапия. Хига Макмиллан и др. (2016) подчеркивают важность обзора исследований, связанных с игровой терапией, прежде чем проводить дальнейшие исследования в этой области вмешательства у детей с тревожными расстройствами за последние пять лет. Цель этого обзора - представить обзор 15 исследований, опубликованных в международных журналах, связанных с темой, дизайном и обстановкой терапии, а также типами игр, используемых с 2015 по 2018 год. Ожидается, что результаты обзора дадут рекомендации для дальнейших исследований, чтобы они могли способствовать развитию игровой терапии, особенно связанной с тревожными расстройствами, как практически, так и теоретически.
Тревожные расстройства Тревога - одна из основных реакций детей на опасности, которая может перерасти в дезадаптивную. Это нормальная реакция на стрессовые ситуации или новые ситуации. Тревога часто интерпретируется как страх, беспокойство или стыд. Тревога состоит из трех основных симптомов, а именно физиологических симптомов, поведения и когнитивных способностей или разума. Страх — это общая реакция ребенка на различные ситуации и объекты, которые могут причинить ему боль. Страх, как правило, является здоровой или адаптивной реакцией, направленной на защиту детей от опасности и подготовку их к угрозам, часто путем "драки или бегства". Реакции страха или тревожности могут быть очень тревожными и подавлять ребенка на определенном уровне (Drewes & Schaefer, 2015, 2018).
Основные категории тревожных расстройств определены в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5). Эти категории включают несколько различных типов расстройств, таких как генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, специфические фобии, социальное тревожное расстройство и тревога разлуки. Тревожные расстройства могут подавлять и нарушать повседневные функции. Они могут быть вызваны различными факторами и длиться в течение длительного периода времени. Они мешают повседневной жизни и вызывают серьезные психосоциальные проблемы, такие как социальные, эмоциональные трудности и трудности в обучении у детей. Терапевты и родители (или лица, осуществляющие уход) играют решающую роль в распознавании этих расстройств и потенциальных долгосрочных последствий. Они должны осуществлять вмешательства, которые наилучшим образом подходят для стадии развития их ребенка. (Drewes and Schaefer, 2018)
Игровая терапия: Язык детей. Игра — это мощный инструмент для самовыражения детей, исследования их мира и изучения новых вещей. С помощью игры дети могут выражать свои мысли, чувства и эмоции в безопасной и непредвзятой обстановке. Это делает игру ценным инструментом взаимодействия терапевтов и лиц, осуществляющих уход за детьми, помогая им понять и поддержать их в трудную минуту. Игровая терапия - это системный подход, который использует теоретические модели для установления межличностных связей между терапевтами и детьми. Терапевты используют терапевтическую силу игры, чтобы помочь детям в предотвращении и решении различных психологических проблем, таких как тревога, депрессия и травмы. Играя в игры и участвуя в других мероприятиях, терапевты помогают детям оптимально развиваться и полностью раскрывать свой потенциал. Доказано, что такой подход к игровой терапии эффективен в преодолении эмоциональных проблем, укреплении уверенности в себе и развитии позитивных социальных навыков. Это ценный инструмент в арсенале специалистов в области психического здоровья, поскольку он предоставляет детям безопасное пространство для изучения и терапевтической обработки своих эмоций.
Игровая терапия предлагает детям безопасный и естественный способ справляться с трудными жизненными событиями. Это полезное вмешательство для детей, которые проявляют различные проблемные формы поведения, такие как регрессия, тревога, чрезмерный гнев, агрессия и страх (Sen, 2017). Игровая терапия подходит большинству детей, независимо от их этнического или культурного происхождения. Ее можно проводить индивидуально или в групповых занятиях. Детям в возрасте до 5 лет и детям школьного возраста вплоть до школьного возраста может быть полезен этот вид терапии (Brothers, 2009; Frost, et al., 2012).
Исследования показывают, что обучение значительно ускоряется в среде, поощряющей исследования, открытия и игру. Благодаря игровой деятельности дети могут развивать знания и навыки различными способами. Игра играет важную роль в развитии детей, помогая им обрести уверенность в себе и овладеть новыми навыками. Предоставляя возможность для обучения, игра позволяет детям осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Игровая терапия может помочь детям развить уверенность в себе и самосознание посредством преодоления страхов, приобретения навыков и изучения новых задач. С помощью действий дети высвобождают эмоции и используют творческое мышление для решения проблем. Они также узнают больше о себе, обретают ясность в своей жизни и развивают лучшее понимание своих чувств и способностей (Brotherson, 2009; Frost et al., 2012b).
Метод
Исследования предметов
Объектами этого исследования были дети в возрасте от 3 до 12 лет, страдающие различными типами тревожных расстройств. К ним относятся общая тревожность, социальная тревожность, тревога разлуки и специфические фобии. Они были обнаружены в больницах, где проходили лечение. В общей сложности в рассмотренных исследованиях участвовало от 30 до 304 детей с тревожными расстройствами. Тревожные расстройства также были обнаружены у детей с такими заболеваниями, как рак или проблемы с сердцем, а также у тех, кто перенес операцию. Число детей с тревожностью варьировалось от 30 до 60 в зависимости от конкретного расстройства. Возраст испытуемых варьировался от дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) до школьного возраста (от 6 до 13 лет). В четырех исследованиях использовались дети как дошкольного, так и школьного возраста, в то время как в одном исследовании участвовали испытуемые в возрасте 9-16 лет. Не было никакой разницы в терапии для мальчиков и девочек.
Как дошкольники, так и подростки испытывают тревогу при прохождении лечения в больнице. Дети, проходящие лечение в больницах, имеют относительно высокий уровень тревожности из-за переживания негативных эмоций, которые могут препятствовать процессу лечения. Это беспокойство может быть вызвано длительным процессом лечения, болезненными фантазиями, разлукой с родителями и новыми неприятными ситуациями. Беспокойство также может исходить от собственного окружения ребенка, например, от его родителей. Алтай и др. (2017), Дэвидсон и др. (2017) и Li et al. Игровая терапия может помочь снизить тревожность у детей во время лечения в больнице, в то время как уровень негативных эмоций и агрессии, связанных с тревогой, значительно снижается (Koolaee et al., 2016; Li et al., 2016). Однако другие исследования показывают, что нет существенной разницы в уровнях тревожности детей, проходящих стационарное лечение, независимо от того, получают они игровую терапию или нет, возможно, из-за небольшого числа испытуемых в исследовании и того факта, что испытуемые были выбраны потому, что у них был низкий уровень тревожности. В таких случаях игровая терапия может оказаться неэффективной, и необходимы новые исследования с большим объемом выборки и различными типами пациентов.
Социальная тревожность была обнаружена в двух исследованиях, которые сопровождались проблемами с низкой самооценкой. Уровень тревожности ребенка значительно снизился при проведении игровой терапии. Снижение социальной тревожности также привело к повышению самооценки и социальных навыков детей, которые развились в процессе игровой терапии. (Атайи и др., 2018, Молламохаммади и Йездхасти, 2007) Высокая тревожность также была обнаружена у детей с академическими проблемами, такими как академическая успеваемость и неспособность к обучению. (Мохаммадиния и др., 2016; Стулмейкер и Рэй, 2021)
Тревога разлуки и специфические фобии были обнаружены только в 1 исследовании. Игровая терапия для детей с тревогой разлуки уменьшает симптомы расстройства, поскольку переносится на мать, которая является близкой фигурой для ребенка (Nasab & Goudarzand, 2015). У детей со специфическими фобиями происходят значительные изменения. Через три месяца после игровой терапии симптомы фобии и родительской тревожности больше не соответствуют критериям клинической диагностики специфических фобий (Фаррелл, Кершоу и Оллендик, 2018).
Кроме того, в рассмотренных статьях не было обнаружено ни одного дневного лечения, проводимого детям с несколькими отдельными предметами. Кажется, что игровая терапия более эффективна, чем проводимая в контексте групповой игры с участием многих предметов. Играющие дети могут развивать себя за счет развития других навыков, таких как социальные навыки и успеваемость детей школьного возраста, которые тесно связаны с проблемами детской тревожности. Кроме того, игровая терапия может проводиться как в социальном, академическом контексте, так и в медицинской среде с детьми, которые испытывают тревогу во время лечения в больнице. Исходя из приведенного выше объяснения, известно, что игровая терапия эффективна в снижении уровня тревожности у детей, но все еще необходимы дальнейшие исследования, особенно с более конкретными вариациями темы.
Дизайн и сеттинг исследования:
Доминирующим дизайном, используемым в исследованиях игровой терапии для детей с тревожными расстройствами, является экспериментальное исследование с предтестовым и посттестовым дизайном с использованием контрольной группы. В этом исследовании участвуют две группы: экспериментальная группа, получившая вмешательство в форме игровой терапии, и контрольная группа, которая не получала никакого вмешательства. Благодаря такому дизайну исследователи могут наблюдать эффект лечения, сравнивая результаты лечения экспериментальной группы после получения терапии с группой, которая не получала никакой терапии. Результаты будут более точными при сравнении результатов до и после получения терапии в каждой исследуемой группе (Латипун, 2015). Однако исследования игровой терапии для детей с тревожными расстройствами еще не нашли применения в качественных тематических исследованиях.
Основываясь на этом описании, исследования игровой терапии в основном проводятся в форме экспериментов, чтобы увидеть эффективность игры как одного из методов лечения, используемых для лечения детей с тревожными расстройствами.
Условия игровой терапии, используемые в исследованиях тревожных расстройств, обычно классифицируются как школьные условия, игровые комнаты и палаты для пациентов. Терапия может включать в себя различные стороны, такие как терапевты, учителя, родители, сверстники или другие дети с аналогичными проблемами, помещенные в контрольную группу. Игровая терапия представлена как форма вмешательства в виде игровой терапии, которая проводится в несколько сеансов с разной частотой и продолжительностью. Как правило, сеанс игровой терапии длится более двух часов в течение нескольких дней, а продолжительность колеблется от 30 до 60 минут. В некоторых случаях это может проводиться в течение более длительного времени или с несколькими сеансами одинаковой продолжительности. При тревоге разлуки игровая терапия длилась один сеанс продолжительностью 10 часов. Дети, испытывающие сильную тревогу во время пребывания в больнице, проходят сеансы терапии продолжительностью от 1 до 10 дней в течение периода лечения. Для детей с проблемами социальной и академической тревожности в течение одной недели проводится от 8 до 10 занятий, сочетающих детские игры с предметами или видами деятельности.
Типы игр:
Игра, используемая при проведении терапии для детей с тревожными расстройствами, довольно разнообразна и адаптирована к стадии развития ребенка. Игра предполагает использование кукол, глины, песка и фигурок детей и животных, которые широко используются детьми дошкольного возраста. Однако для детей школьного возраста и подростков используются игры с использованием ладони, такие как рисование, игры с мячом, сказки, рисование и письмо, карточные игры и другие игры. Такое разнообразие игр указывает на то, что в качестве терапевтических инструментов можно использовать множество различных видов игр.
Функция игровой терапии в проведении игры заключается в том, чтобы дети могли выражать себя и учиться как средство и символ. Благодаря игре дети обретают чувство способности решать проблемы и осваивают новый опыт и идеи, что помогает им обрести уверенность в себе и достичь поставленных целей (Drewes & Schaefer, 2015; 2018). Это демонстрирует, что игровая терапия также может быть использована с детьми, которые испытывают тревогу, связанную с плохой успеваемостью. Различные виды игр способствуют развитию различных навыков детей посредством игровой деятельности. Игры, включающие физическую и сенсорную активность, помогают развивать сенсомоторные способности детей, такие как мячи, скакалки, рикши, самокаты, коробки и водные игрушки. Сенсорные игры включают в себя прикосновения, слушание, видение, обоняние, дегустацию, музыкальные инструменты, мыльные пузыри, бусины, веревки и игры-головоломки.Игры, которые развивают творческие способности, включают пластилин или цветные карандаши, краски, цветную бумагу, пастилу и ножницы. Социальные игры включают кукол со стирающейся одеждой, одежду для взрослых, автомобили, самолеты и кукольные домики, в то время как конструктивные игры включают блоки и коробки. Каждая игра имеет различные преимущества, основанные на характеристиках игры (Bratton & Dafoe, 2015; Frost et al., 2012; Naderi et al., 2010).
Игра, используемая в игровой терапии, может быть использована в качестве средства вмешательства, подходящего для мира ребенка, который является синонимом игровой деятельности. Доказано, что игра эффективна для снижения тревожности у детей и помогает развить различные навыки, которые поддерживают развитие детей.
Вывод
Эффективная игровая терапия используется для лечения тревожных расстройств у детей. Типы используемых игр зависят от возраста ребенка, уровня развития и индивидуальных потребностей. В различные типы терапевтических игр можно играть в различных условиях, например, на общественных собраниях, в учебных заведениях или во время приема у врача. В дополнение к тому, что игровая терапия помогает детям чувствовать себя менее тревожными, она также помогает уменьшить негативное мышление, повышает эффективность, повышает самооценку и улучшает успеваемость у людей с тревожными расстройствами.
Список используемой литературы:
1. Аль-Ятим, Н., и Росситер, Р. С. (2016). Неструктурированная игра для снятия тревоги в педиатрической стационарной помощи. Журнал для специалистов по сестринскому делу в педиатрии, 22 (1), 1-7. https://doi.org/10.1111/jspn.12166
2. Алтай, Н., Киликарслан-Торунер, Э., & Сари, Ч. (2017). Влияние техники рисования и письма на уровень тревожности детей, проходящих лечение от рака. Европейский журнал сестринского дела в области онкологии, 28, 1-6. https://doi.org/10.1016/j.ejon.2017.02.007
3. Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам : DSM-5.—5-е изд. (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия, Лондон, Англия: Американская психиатрическое издательство.
4. Атайи, М., Хашеми Разини, Х. и Хатами, М. (2018). Влияние когнитивно-поведенческой игровой терапии на самооценку и социальную тревожность студентов. Журнал исследований и здравоохранения, 8 (3), 278-285. https://doi.org/10.29252/jrh.8.3.278
5. Ауэрбах, Р. П., Мортье, П., Бруффертс, Р., Алонсо, Дж., Беннетт, С., Кейперс, П., ... Кеслер, Р. С. (2018). Международный проект ВОЗ по всемирным обследованиям психического здоровья студентов колледжей: распространенность и распределение психических расстройств. Журнал аномальной психологии, 127 (7), 623-638. https://doi.org/10.1037/abn0000362
6. Айдын, Г. Б., Юксель, С., Эргил, Дж., Полат, Р., Акела, Ф. К., Экичи, М., ... Адабаш, О. (2017). Влияние отвлечения игрой на тревожность перед введением премедикации: рандомизированное исследование. Журнал клинической анестезии, 36, 27-31. https://doi.org/10.1016/j.jclinane.2016.04.044
7. Брэттон, С. К., и Дефо, Э. К. (2015). Игровая терапия. Энциклопедия психического здоровья: Второе издание, 3 (1942), 278-283. https://doi.org/10.1016/B978 - 0-12-397045-9.00072-0
8. Брэттон, Сью К., Рэй Д., Рейн Т. и Джонс Л. (2005). Эффективность игровой терапии у детей: обзор результатов метаанализа лечения. Профессиональная психология: исследования и практика, 36 (4), 376-390. https://doi.org/10.1037/0735 - 7028.36.4.376
9. Броерен, С., Мурис, П., Диамантопулу, С., & Бейкер, Дж. Р. (2013). Течение симптомов детской тревожности: траектории развития и связанные с ребенком факторы у нормальных детей. Журнал психологии аномального ребенка, 41 (1), 81-95. https://doi.org/10.1007/s10802-012-9669-9
10. Баффер, С. Дж., Догерти, Л. Р. и Алина, Т. М. (2019). Картирование частоты и тяжести тревожного поведения у детей дошкольного возраста. Журнал тревожных расстройств, 63 (август 2018 г.), 9-17. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2019.01.006
11. Бульбена-Кейбл, А., Дано, Л., Алмейда, С., Батл, С., Кампродон-Росанас, Э., Мартин-Лопес, Л. М., & Бульбина, А. (2019). Гипермобильность суставов является маркером тревожности у детей. Обзор психиатрии и психического здоровья, 12 (2), 68-76. https://doi.org/10.1016/j.rpsm.2019.01.004
12. Вехбе, Р. Р., Уотсон, Д. К., Тонделло, Г. Ф., Ганаба, М., Сток, М., Ли, А., и Снейк, Л. Э. (2016). НАД ВОДОЙ: обучающая игра от тревожности. CHI PLAY 2016 - Материалы ежегодного симпозиума по взаимодействию компьютера и человека в Play Companion, 79-84. https://doi.org/10.1145/2968120.2971804
13. Гордон-Холлингсворт, А. Т., Беккер, Э. М., Гинзбург, Г. С., Китон, К., Комптон, С. Н., Бирмахер, Б. Б., ... Марч, Дж. С. (2015). Тревожные расстройства у детей белой расы и афроамериканцев: сравнение клинических характеристик, переменных процесса лечения и результатов лечения. Детская психиатрия и развитие человека, 46(5), 643– 655. https://doi.org/10.1007/s10578-014-0507-x
14. Дэвидсон Б., Сатчи Н. С. и Венкатесан Д. Л. (2017). Эффективность игровой терапии при тревожности у госпитализированных детей. Международный журнал передовых исследований, идей и инноваций в области технологий, 3(5), 441– 444. Извлечено из https://www.ijariit.com/manuscripts/v3i5/V3I5 - 1295.pdf
15. Драги, ТТГ., Кавальканте Нато, Дж. Л., Рар, Л. А., Джельсма, Л. Д., и Тудела, Э. (2019). Симптомы тревоги и депрессии у детей с нарушением координации развития: систематический обзор. Журнал педиатрии, (xx). https://doi.org/10.1016/j.jped.2019.03.002
16. Drewes, A. A., & Schaefer, C. E. (2015). Терапевтические возможности игры. Руководство по игровой терапии: Второе издание, 35-60. https://doi.org/10.1002/9781119140467.ch3
17. Канадская ассоциация психического здоровья. (2002). Видения: Журнал психического здоровья Британской Колумбии "Тревожные расстройства у детей и молодежи". Журнал психического здоровья Британской Колумбии, (14), 1-36. https://doi.org/10.1007/978-3-319 - 55721-2_9
18. Кули, А. К., Вазифехдан, Р., Бахари, Ф., и Акбари, М. Исмаил. (2016). Влияние живописной терапии на агрессию и тревожность детей, больных раком. Каспийский журнал педиатрии, 2 (2), 135-141. https://doi.org/10.22088/acadpub.BUMS.2.2.135
19. Мерикангас, К. Р., Он, Дж. П., Бурштейн, М., Свенсон, С. А., Авеневоли, С., Цуй, Л., ... Свендсен, Дж. (2010). Пожизненная распространенность психических расстройств у подростков США: результаты национального обследования сопутствующих заболеваний replication-adolescent supplement (NCS-A). Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 49 (10), 980-989. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2010.05.017
20. Мохаммадиния, Н., Фатеми, Ф., Нассири, М. и Перния, Б. (2018). Эффективность когнитивно-поведенческой игровой терапии в отношении тревожности и академической успеваемости у детей с лд. Международный журнал прикладных поведенческих наук, 5 (1), 41-48. https://doi.org/10.22037/ijabs.v5i1.23334
21. Молламохаммади, Ф., & Яздхасти, Ф. (2017). Влияние игровой терапии на снижение социальной тревожности и повышение социальных навыков у детей дошкольного возраста в Омидии. Международный журнал образовательных и психологических исследований, 3 (2), 128. https://doi.org/10.4103/2395-2296.211644
22. Надери, Ф., Хайдари, А., Бурбон, Л., и Асгари, П. (2010). Эффективность игровой терапии при СДВГ, тревожности и социальной зрелости у детей-клиентов столичных консультационных клиник Ахваза в возрасте от 8 до 12 лет. Журнал прикладных наук, 10 (3), 189-195.
23. Насаб, Х. М., & Гударзванд, Р. (2015). Влияние игровой терапии на симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет. Международный журнал обучения и развития, 5 (2), 48-55. https://doi.org/10.5296/ijld.v5i2.7468
24. Планчик, Г. В., Салон, Г. А., Сугак, Л. С., Кайе, А., & Роде, Л. А. (2015). Ежегодный обзор исследований: Мета анализ распространенности психических расстройств у детей и подростков во всем мире. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин, 56(3), 345– 365. https://doi.org/10.1111/jcpp.12381
25. Сен, С. (2017). Исследование по оценке эффективности игровой терапии в отношении тревожности у госпитализированных детей. Международный журнал перспективных исследований (ISAR), 8 (5), 1540-1546. https://doi.org/10.9790/1959-03531723
26. Сильва, С. Г. Т. да, Сантос, М. А., Флориано, К. М. де Ф., Дамиао, АБК., Кампос, Ф. В. да, и Росадо, Л. М. (2017). Влияние терапевтической игры на тревожность госпитализированных детей школьного возраста: клиническое исследование. Ревиста Бразилеира де Энфермагем, 70(6), 1244-1249. https://doi.org/10.1590/0034 - 7167-2016-0353
27. Уэйт, П., & Кресуэлл, С. (2015). Наблюдение за взаимодействиями между детьми и подростками и их родителями: Влияние тревожного расстройства и возраста. Журнал аномальной детской психологии, 43 (6), 1079-1091. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0005-z
28. Фаррелл, Л. Дж., Кершоу, Х. и Оллендик, Т. (2018). Односессионное лечение с игровой модификацией для маленьких детей со специфической фобией собак: серия из нескольких исходных случаев. Детская психиатрия и развитие человека, 49 (2), 317-329. https://doi.org/10.1007/s10578-017-0752-x
29. Хига-Макмиллан, К. К., Фрэнсис, С. Э., Ритх-Наджарян, Л., и Чорпита, Б. Ф. (2016). Обновление базы фактических данных: 50 лет исследований по лечению детской и подростковой тревожности. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 45 (2), 91-113 https://doi.org/10.1080/15374416.2015.1046177
30. Хадсон, Дж. Л., Рапид, Р. М., Лайнхэм, Х. Дж., Маклеллан, Л. Ф., Вутрих, В. М., и Шниринг, К. А. (2015). Сравнение результатов лечения детей с различными тревожными расстройствами после когнитивно-поведенческой терапии. Поведенческие исследования и терапия, 72, 30-37. https://doi.org/10.1016/j.brat.2015.06.007
31. Чжу, Ю., Чен, Х., Чжао, Х., Чен, М., Тан, Ю., Лю, С., ... Цинь, С. (2019). Различия в социально-экономическом статусе влияют на тревожность детей и реакцию пробуждения кортизола, чувствительного к стрессу, через родительскую тревогу. Психонейроэндокринология, 103 (19), 96-103. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2019.01.008
32. Шоаказеми, М., Дэвид, М. М., Тазе канд, Ф. Э., Ред, З. С. и Голами, Н. (2012). Влияние групповой игровой терапии на снижение тревожного расстройства при разлуке у детей младшего школьного возраста. Procedia - Социальные и поведенческие науки, 69 (Iceepsy), 95-103. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.11.387
33. Яда В. П., Раджу, С. К., Маховер, Т., Прадеш, У., & Прадеш, У. (2018). Эффективность игровой терапии для улучшения социальных навыков у детей дошкольного возраста: описательный обзор. 40–42.