АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях быстрого развития технологий и роста конкуренции на рынке логистики, удовлетворение потребностей клиентов становится ключевым фактором успешной деятельности грузоперевозчиков. Удовлетворенность потребностей грузоотправителей имеет прямое отражение на репутации грузоперевозчиков и их успешности на рынке. Компании, способные предложить эффективные и инновационные решения для удовлетворения потребностей клиентов, имеют преимущество перед конкурентами. Поэтому вопросы анализа и формирования направлений развития дополнительных услуг регионального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» являются актуальными для удовлетворения потребностей грузоотправителей в современных условиях.

Одним из крупнейших грузоперевозчиков Свердловской области является Свердловский центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), которое реализует услуги грузоперевозок по пяти субъектам Российской Федерации: Пермскому краю, Свердловской области, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу.

Для Свердловской области характерна система транспорта с развитой инфраструктурой, которая способна удовлетворять не только потребности области в грузоперевозках, но и обеспечивать удовлетворение спроса на сопредельных территориях. Свердловская область является одним из крупных транспортных узлов, который по показателю плотности транспортной сети превосходит аналогичный средний показатель по стране. В частности, этому способствует то, что она занимает преимущественное геополитическое положение, а именно имеет срединное расположение по отношению к европейским и азиатским частям страны по экономическому и географическому принципу, находится на пересечении грузопотоков трансконтинентального характера, а именно сырья и товаров4, с.16.

Кроме того, для Свердловской области характерно приграничное расположение по отношению к Казахстану и республикам Средней Азии, что также способствует формированию грузопотоков. В результате формирования тренда динамики российских экономических интересов к северу и востоку, Свердловская область также приобретает преимущественное положения, так как располагаются в центре геополитического пространства, что позволяет области формировать активный грузопотоки и развивать комплекс дополнительных услуг грузоперевозки.

Структура основных грузов, которые формируются на территории Свердловской области, приведена на рисунке1.

Рисунок 1. Структура грузов на территории Свердловской области за 2022-2023гг., %1

Структура грузов в регионе в 2022-2023гг. представлена, в первую очередь, грузоперевозками строительных материалов, удельный вес которых составил в 2022 г.25% и увеличился в 2023 г. до 26%. На втором месте по удельному весу грузоперевозок стоят руда и металлы, удельный вес которых составил соответственно в 2022 г. 16% и 15%. В 2023г. удельный вес данных грузов увеличился до 17%, что обусловлено ростом абсолютной суммы перевозок данной.

ТЦФТО предоставляет следующие виды основных и дополнительных услуг:

реализует полный цикл обслуживания грузоперевозок железнодорожного транспортом;

 представляет решение транспортного и логистического характера при организации доставки грузов;

 предоставляет систему документооборота при грузоперевозках;

 реализует услуги по взаимодействию между участниками рынка транспортных услуг;

 предоставляет спектр работ по укреплению грузов, а также их целесообразному размещению;

 предоставляет услуги по формированию финансовых расчётов;

конкурирует по таможенному регулированию;

реализует спектр прочих дополнительных услуг в соответствии с потребностями клиентов6, с.445.

Структура грузоперевозок ТЦФТО за 2022-2023гг. приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура грузоперевозок ТЦФТО за 2022-2023гг.1

Структура грузоперевозок центра в 2022-2023гг. показала, что наиболее часто в перевозке участвует такой груз как химикаты, удельный вес которых занимает в 2022 г. 19% и увеличивается в 2023 г. до 20%. На втором месте стоят потребительские товары, удельный вес которых составил 2022 г. 17% и увеличился до 20% 2023г. Перевозка потребительских товаров является стратегическим сегментом грузоперевозок, так как имеет потенциал развития, основанный на контейнерных перевозках. Грузоотправители данного сегмента - торговые предприятия используют сервисные услуги в основном дополнительного характера, которые упрощают для них процедуру отправки товаров. Грузоотправителям химикатов также важны дополнительные услуги, так как данный груз является специфическим и требует дополнительного участия организаторов грузоперевозки2, с.35.

Услугами по грузоперевозкам в регионе пользуются более 2500 грузоотправителей. Крупнейшими грузоотправителями из них являются более 130 предприятий, которые формируют 90% оборота. Перечень грузов предприятий-грузоотправителей, использующих долгосрочное сотрудничество на основе договора, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень грузов предприятий-грузоотправителей, использующих долгосрочное сотрудничество с ТЦФТО по данным 2023г.1

Отрасль грузоотправителя

Наименование грузов

Химикаты

Производство прочих резиновых изделий, производстве хромовых соединений технической и реактивной квалификации, производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик, производство фармацевтических субстанций, производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии

Потребительские товары

Производство верхней одежды из текстильных материалов, производство спецодежды, производство нательного белья, производство фотоштор и фототюли, производства инструмента

Машины и станки

Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения

Продовольственные грузы

Производство пива, производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, производство какао, шоколада, производство колбасных изделий

С целью изучения потребительского спроса на услуги, предоставляемые Свердловским ТЦФТО, был проведен опрос представителей предприятий-грузоотправителей, использующих долгосрочное сотрудничество на основе договора по данным 2023г. Анкета состояла из 8 вопросов закрытого типа. Всего было опрошено 96 представителей предприятий-грузоотправителей.

Для анализа данных удовлетворённости услугами предприятий-грузоотправителей, в первую очередь, руководителю организации предлагалось назвать услуги, стимулирующие на долгосрочное сотрудничество. Предприятия-грузоотправители, использующие долгосрочное сотрудничество на основе договора, были едины во мнении о том, что ключевыми услугами при организации базовой услуги являются:

транспортно-экспедиционная услуга (услуга по разработке схемы по внесению изменений в местные Технические условия, по проведению комиссионного обследования железнодорожного хозяйства заявителя по выдаче грузополучателю таможенных грузов в соответствии с декларацией;

 выдача расчетно-финансовых документов за текущий период (справка о расчетах, приложение к акту сверки расчетов, перечень первичных документов, акт оказанных услуг, счет-фактура, счет на оплату);

 хранение грузов в вагонах общего парка, собственных и арендованных вагонах в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования железнодорожных станций и на железнодорожных путях общего пользования3, с.610 .

Кроме данных услуг, предприятия-грузоотправители отметили ряд услуг, оказывающих существенное влияние на долгосрочное сотрудничество, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3. Дополнительные услуги, оказывающие существенное влияние на долгосрочное сотрудничество, %

Наибольшую ценность для потребителей услуг центра имеют такие услуги как проверка веса и состояния груза по просьбе грузополучателя (удельный вес респондентов, отметивших ее как наиболее важную, составил 22%) и передача информации по электронной почте(удельный вес респондентов, отметивших ее как наиболее важную, составил 18 %).Внеплановое составление и выдача акта сверки расчетов за месяц важно для 16% респондентов. Заполнение накладной за грузоотправителя и обеспечение грузоотправителей запорно-пломбировочными устройствами, закрутками занимает четвёртое место по важности востребования данных услуг. Кроме указанных услуг в дополнительные услуги, оказывающие существенное влияние на долгосрочное сотрудничество на основе договора, включены копировальные услуги при сканировании схем грузов на железнодорожном подвижном составе, информирование грузоотправителя по их запросу о движении денежных средств на лицевом счете и обеспечение грузоотправителей бланками перевозочных документов взамен испорченных по вине грузоотправителя5, с.68.

Также были выявлены факторы, сдерживающие развитие транспортных услуг центра (рис.4).

Рисунок 4. Факторы, сдерживающие развитие транспортных услуг центра, %

В первую очередь заказчики услуг отметили отсутствие возможности перевозки всех грузов, заявленных грузоотправителем, по причине того, что ТЦФТО не практикует рассмотрение возможности перевозки грузов железнодорожным транспортом и не оказывает помощь по подготовке груза к перевозке при оказании услуги в центральном отделе рабочего снабжения и на станции. Данный фактор отметили 31% респондентов. На втором месте стоит фактор отсутствия возможности непосредственного руководства погрузочными работами по причине того, что просьбы грузоотправителя в данном контексте не учитывают в силу отсутствия подобной дополнительной услуги. Последнее место занял фактор невозможности внесения коррекций (разрешений), не предусмотренных правилами перевозок грузов.

Для оценки влияния макросреды была составлена матрица PEST-анализа и проранжирована вероятность наступления событий (таблица 2).

Таблица 2

Матрица PEST-анализа макросреды ТЦФТО

Фактор

Наименование фактор

Вероятность

Балл

Взвешенный

балл

Политические

Расширение требований по отношению к показателям качества логистики услуг по грузоперевозкам

1

3

3

Расширение спектра мер наказания при нарушении показателей качества транспортировки

1

3

3

Экономические

Расширение масштаба интернет-торговли на основе маркетплейса

0,5

-2

-1

Недостаточные показатели удовлетворённости спроса в высококачественных услугах транспортной логистического характера

0,9

-3

-2,7

Отсутствие влияния на экономическую среду вследствие низкого уровня качества транспортной системы

0,8

-3

-2,4

Социо-культурные

Ценовая конкуренция на рынке услуг грузоперевозок

0,7

-1

-0,7

Расширение спектра услуг для повышения её распространённости

0,7

-1

-0,7

Технологические

Повышение показателей модернизации инфраструктуры транспортного хозяйства

1

3

3

Недостаток возможностей для взаимного обмена опытом ведения грузоперевозок

1

3

3

В результате анализа можно сделать вывод о том, что для центра имеют положительные влияние экономические факторы, в частности развитие интернет-торговли, что окажет влияние на рост услуг по перевозке. Социокультурные факторы также оказывают положительные влияние, так как увеличивается количество потребителей транспортно-логистических услуг, что приводит к снижению стоимости.

Для минимизации влияния негативных факторов на процесс развития дополнительных услуг при организации базовой услуги по грузоперевозке предлагается:

  1. Рассмотрение возможности перевозки грузов железнодорожным транспортом и оказание помощи по подготовке груза к перевозке при оказании услуги на станциях.

  2. Осуществление непосредственного руководства погрузочными работами на месте общего пользования по просьбе грузоотправителя (дорожный центр стандартизации и метрологии).

  3. Передача разрешения на выполнение действий, связанных с перевозкой грузов. При запросе грузоотправителя, грузополучателя имеется возможность принять решение о выдаче разрешения в случаях, когда такие ситуации не регулируются правилами перевозки грузов. Например, это может быть изменение условий транспортировки, внесение изменений в подтверждения оплаты или прочие особые требования по просьбе грузоотправителя, грузополучателя в случаях, не предусмотренных правилами перевозок грузов (в том числе внесение изменений в телеграммы, подтверждающие оплату перевозок).

На сегодняшний день в условиях развития экономической среды и повышения степени конкуренции на рынке грузоперевозок на основе железнодорожного транспорта расширение спектра дополнительных услуг является инструментом по увеличению сбыта базовых услуг. Непрерывный процесс оценки удовлетворённости заказчиков процессом грузоперевозок, а также повышение коэффициентов индивидуализации сервиса позволит адаптировать имеющиеся ресурсы под потребности клиентов и реализовывать процесс грузоперевозок с учётом их удовлетворённости качественными показателями спроса.

Список литературы:

  1. Официальный сайт АО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=628& (дата обращения: 20.01.2024).

  2. Инкина С.А., Бадараева Р.В. Железнодорожные грузоперевозки: преимущества и недостатки // Вестник магистратуры. 2019. №10-1 (97). С. 34-37.

  3. Изотов О. А. Технологические решения для организации отправок сборных грузов посредством контейнерных транспортно-технологических систем / О. А. Изотов, А. В. Кириченко, А. Л. Кузнецов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 4. — С. 609-620.

  4. Крылов П.М. Проблемы и перспективы территориального планирования внегородского транспорта в России // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С.16

  5. Козлова И. Н., Перминова А. А. Конкурентоспособность и влияющие на нее факторы на рынке железнодорожных перевозок контейнеропригодных грузов // Вестник ГУУ. 2015. №11. С67-69.

  6. Сидоренко А.М. Инфраструктурные ограничения развития транспортно-логистической системы Свердловской области // Russian Journal of Management. 2017. Т. 5.№ 3. С. 444-449

Просмотров работы: 98