ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лица с ограниченными особенностями здоровья нуждаются в комплексной реабилитации с помощью наиболее эффективных для этого методик. В связи с этим данный вопрос в рамках исследования является актуальным и требует более подробного раскрытия. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности. Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах.

Обращаясь к статистике, следует отметить, что на территории России проживает около 12 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что составляет около 8% населения.

Существует несколько основных направлений реабилитации инвалидов, прописанных в 9 статье федерального закона «О социальной защите инвалидов» No 181-ФЗ, одним из которые является социальная реабилитация [1]. Социальная реабилитация лиц с ограниченными особенностями здоровья средствами спортивно-оздоровительной деятельности в условиях общественной организации может иметь эффективность, так как решает ряд немаловажных задач. Вопрос социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья раскрывали Р. Р. Зиннатуллина, Д. К. Усольцева, Б.А. Федулов, Н.П. Мишина, Д.В. Гузев (социальная реабилитация спортом), Сычева Н.В. (социальная реабилитация детей с ОВЗ), Т. В. Андрюхина, В. С. Штоколок, Н. А. Дубровина, Л. А. Боярская, А. А. Токмаков и др.

Обращаясь к понятийному полю, можно конкретизировать, что социальная реабилитация инвалидов выводится как из международного законодательства, так и из законодательства многих государств, в том числе и российского, что указывает на высокую значимость данного явления в современной жизни и приводит к различным подходам к понятию «социальная реабилитация инвалидов» как в нормативных актах, так и в доктрине.

Был проведен теоретический анализ, в рамках которого раскрыто содержание определения «социальной реабилитации». Холостова В.И. в работе дает определение социальной реабилитации, характеризует в обобщенном виде, что это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [7].

Абросимова М.Е. дает следующее определение: социальная реабилитация представляет собой технологию, направленную на восстановление основных функций личности, навыков и способностей к самостоятельной деятельности. В нее входят социально-средовая ориентация, социально-бытовое образование, социально-бытовая адаптация и социально-бытовое устройство [2].

Социальная реабилитация лиц с ограниченными особенностями здоровья является важным процессом, который требует особого подхода и поиска специальных мер и средств, чтобы добиться эффективности и не показать обратный эффект. В связи с этим, многие исследователями определяются различные пути социальной реабилитации, которые, по их мнению, могут принести успех и показать весомый результат. В то же время имеют место быть и новые методы работы, которые будут обновляться с течением времени.

Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Технологии, используемые специалистами в социальной работе и остальными работниками этой сферы, применяются с целью восстановления утраченных способностей, навыков в бытовой, трудовой сфере, а также эмоционального благосостояния. Нужно отметить, что среди данных технологий мало внимания уделяется технологиям спортивного характера. В то же время — это ошибочное время и спортивная деятельность может принести достаточно большой эффект в данном направлении работы. Спортивная деятельность позволяет повысить уровень здоровья, развить физические навыки и многие другие важные способности к реализации образа жизни. Вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

Спорт всегда являлся актуальным средством в реабилитации лиц. Спортивно-оздоровительная деятельность может стать и актуальным средством реабилитации лиц с ограниченными особенностями здоровья. Посредством спорта индивид может значительно улучшить состояние своего физического и психического здоровья, расширить возможности своего организма, реализовать свой потенциал в необходимых или желательных для общества видах деятельности.

М.П. Цветковой спортивно-оздоровительная деятельность рассматривается в качестве важного средства, особо подчеркивается оздоровительный потенциал рассматриваемой деятельности, выделяются ее основополагающие функции, к числу которых данный автор относит адаптационную, образовательную, рекреационную и другие функции [8]. В работе С. И. Самыгина, П. С. Самыгина и А. В. Верещагиной отмечается значительная роль спортивно-оздоровительной деятельности в жизнедеятельности людей, отмечается ее влияние на физическое и духовное развитие. Исследователи выделяют четыре группы функций адаптивной физической культуры: реабилитационные, педагогические, социальные, функции физического воспитания и спорта.

Среди основных видов спортивно-оздоровительной деятельности, доступных для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья способных использоваться в социальном обслуживании, выделяются:

- Йога.

- Скандинавская ходьба.

- Гимнастика в помещении.

- Тренировка рабочей памяти.

- Занятия на улице.

Важным в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий является следующее:

  1. Учет уровня здоровья лиц, с которыми проводится работа.

  2. Включать разнообразие в работе по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Заниматься маленькими группами или индивидуально.

Таким образом, спортивно-оздоровительная деятельность является значимой работой, которая должна проводиться под контролем специалистов и своевременно отслеживаться с помощью диагностики. Необходимо развивать данное направление работы и проводить диагностику эффективности мероприятий спортивной направленности в процессе социальной реабилитации.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 января 1996 г.; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.

  2. Абросимова, М. Е. Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. С. 48–51.

  3. Бурцева Е. П. Проблемы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, и привлечения их к занятиям спортом // Материалы международного научно-практического форума. - Самара: Инсома-Пресс, 2013. 350 с.

  4. Валеева, Н.Ш. Социальная реабилитация. М: ИНФРА, 2013. 320 с.

  5. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // М.: ИЦ Академия, 2011. 224 c.

  6. Кокоулина, О.П. Роль и место спорта и физической культуры в социально-экономическом развитии современного общества // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. - С. 239

  7. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, 2007. 340с.

  8. Цветкова, Л. С. Социопсихологический аспект реабилитации больных с афазией // Проблемы афазии и обучения. М., 1980

Просмотров работы: 14