Введение. Несмотря на широкий интерес профессионального сообщества к феномену персонального брендинга, все еще существуют сложности формулировки точного определения, полноценно описывающего понятие личного бренда как важного инструмента для формирования лояльной аудитории. Для публичных личностей, в том числе и артистов, разработка и продвижение персонального бренда в интернет-пространстве является одной из важнейших насущных задач.
Цель исследования состоит в том, чтобы показать, что благодаря грамотной стратегии брендирования, продвижению в социальных медиа, можно многократно расширить свою целевую аудиторию, выделиться среди других специалистов на перенасыщенном рынке музыкальной продукции, а также популяризовать свое творчество, как в своей стране, так и за рубежом.
Материал и методы исследования
Исследование строится на материале анализа эмпирического опыта построения бренда музыкантов, работа опирается на общенаучную методологию, а также сравнительный тип анализа.
Результаты исследования и их обсуждение.
Личный бренд артиста – это имидж (образ), который формируется вокруг его творчества и личности [1, с.54]. В качестве уточнения следует пояснить термин «имидж – воспринимаемый образ бренда в обществе, то, что думают непосредственно сами потребители о бренде, то, с чем он у них ассоциируется.» [2, с.10] Бренд может быть представлен различными атрибутами, такими как образ, логотип, слоган и т.д., которые помогают узнавать и запоминать артиста среди других музыкантов. Персональный бренд позволяет артисту сформировать свою индивидуальность и раскрыть творческий потенциал, в результате чего его целевая аудитория получает положительный эмоциональный опыт, связанный с конкретным образом, возникает любовь зрителя. Бренд дает гарантии потребителю получить желаемые эмоции и гарантирует качество предлагаемой художественной продукции, а также вызывает определенное доверие.
Для достижения наиболее эффективного результата своей деятельности, артисту необходимо постоянно совершенствовать и прорабатывать свой образ, вести стратегически и целенаправленно спланированную работу, особенно, в социальных сетях. «Как отмечают большинство специалистов-практиков, 80% успешного продвижения личного бренда – это работа с социальными сетями». [3, с. 26-36.]
Артист, который понимает свою аудиторию и умеет взаимодействовать с ней, а также опирается на высокие моральные принципы, может создать бренд, который будет иметь большую социальную ценность и вызывать уважение у слушателей. Социальная ценность – это то, насколько успешно артист отражает социальные ценности и убеждения своих поклонников.
Сильный личный бренд способствует формированию лояльности и привлечению новых людей, что позволяет снизить затраты на маркетинг и рекламу. Его узнаваемость и приверженность поклонников способствует распространению информации о нем без помощи платных рекламных кампаний, кроме того, создавая своеобразную опору и поддержку. Устойчивый личный бренд также способствует накоплению известности, дает конкурентное преимущество и время артисту для эффективного реагирования на конкурентов, изменения на рынке музыкальной продукции и потенциальные «угрозы». Он помогает адаптироваться и оставаться актуальным в сфере своей деятельности. Хорошо продуманный персональный бренд может помочь артисту выделиться на фоне конкурентов, показать свою уникальность и стать признаком идентификации, позволяя выгодно использовать специализацию музыканта и привлечь целевую аудиторию, которая ищет конкретный стиль или направление в его творчестве.
Формирование личного бренда – это многогранный и сложный процесс, который включает в себя разнообразные элементы, такие как создание соответствующего визуального имиджа, взаимодействие и коммуникация с фанатами в социальных сетях [см. об этом 4], установление связей и партнерств с профессионалами музыкальной индустрии и множество других факторов. О. Звагольская выделяет две типовые стратегии, используемые при формировании личного бренда: подражание и кристаллизацию [5].
Подражание, (то есть копирование бренда или образа личности) может вызывать негативные реакции. Попытки быть похожим на известную личность или стандарт обычно не приводят к хорошему результату, так как люди относятся к таким копиям критично. Подражание может быть вызвано восхищением, идентификацией, недостатком уверенности или влиянием трендов и социальных медиа. Важно помнить, что развитие собственной уникальности важнее, чем простое подражание другим, чтобы создать сильный личный бренд, целесообразнее обратиться к стратегии «кристаллизации». «Данный термин означает, что мы из наших собственных, но пока аморфных и расплывчатых личных качеств, и особенностей формируем свой личный “кристалл”, то есть красивый и мощный бренд, который описывает именно нас». [5, с. 24]
Таким образом, личный бренд имеет множество преимуществ и ценностей как для самого артиста, так и для его поклонников, а также имеет статус актуального явления. Он способствует узнаваемости, привлечению людей, снижению затрат на маркетинг, созданию конкурентного преимущества, укреплению связи с целевой аудиторией и формированию успешного образа для инвесторов.
В настоящее время существует большое разнообразие подходов к брендингу, однако, процесс формирования бренда артиста остается недостаточно исследованным. Этот недостаток теоретической базы является существенной проблемой в изучении музыкального брендинга.
В данной работе автор предлагает собственный алгоритм формирования личного бренда артиста. Следует отметить, что музыкальный бренд может значительно отличаться от бренда в других сферах, таких как юриспруденция, медицина или потребительские товары. В этих областях бренд строится, в основном, на положительных качествах и имидже. Однако в мире музыки, образ артиста или музыкальной группы часто формируется на основе комплекса качеств, который может включать в себя и социально неприемлемые аспекты, связанные со скандальными образами. Например, группа «Ленинград» в 2002 году во время концерта в Нюрберге вышла на сцену полностью нагими; в 1982м году музыкант Оззи Осборн на концерте откусил голову летучей мыши и бросил в зал. Существует множество подобных примеров среди образов музыкантов. О рок-музыкантах так же пишет А. В. Чечева: «Часто чувственность у рок-музыкантов приобретает характер эпатажа, выливаясь в агрессивной манере исполнения, неканонизированном внешнем виде, в комплексе поведенческих паттернов, суммируемых в понятие имиджа.» [6]
Процесс формирования бренда для музыканта или группы требует особого внимания к аутентичности и способности вызвать эмоциональную реакцию у аудитории. Брендирование артиста – это комплексный и многогранный процесс, который включает в себя ряд этапов. Вот общий обзор того, как выглядит процесс брендирования артиста:
1. Самоопределение и цели. Первый и главный шаг на пути формирования личного бренда связан с необходимостью определить свою уникальность, стиль и музыкальное направление, в рамках которого разрабатывается индивидуальный образ, а также осуществляется постановка целей.
2. Исследование целевой аудитории. Для успешного брендирования важно понимать, кто ваша аудитория. Исследуйте их интересы, предпочтения и потребности, чтобы создать контент и музыку, которая будет привлекать внимание публики.
3. Создание визуального стиля и аудио идентификации. Этот этап включает в себя разработку логотипа, обложек альбомов, стиля фотографий, видеороликов, а также сценического образа. Важно, чтобы визуальный стиль соответствовал музыке и имиджу артиста.
4. Создание уникального контента. Артист должен регулярно выпускать новую музыку, видеоролики, фотографии и другие медиа материалы, чтобы поддерживать интерес своей аудитории. Контент должен быть качественным и соответствовать бренду.
5. Продвижение в социальных сетях и онлайн-платформах. Активность в социальных сетях, стриминговых платформах и видеохостингах помогает артисту привлекать новую аудиторию и взаимодействовать с фанатами.
6. Выступления и гастроли. Живые выступления и турне играют важную роль в брендировании артиста. Они предоставляют возможность лично встретиться с фанатами и создать неповторимые впечатления.
7. Сотрудничество и партнерство. Взаимодействие с другими артистами, брендами или организациями может помочь расширить аудиторию и укрепить бренд.
8. Анализ и адаптация. Регулярный анализ результатов и обратная связь от аудитории помогают артисту адаптироваться и улучшать свой бренд со временем.
Вывод. Важно понимать, что бренд артиста – это долгосрочная и динамичная работа по созданию имиджа. Он должен быть искренним и отражать личность артиста, чтобы привлекать лояльную аудиторию и поддерживать ее интерес на протяжении длительного времени.
Список литературы
1.Тимофеева М. Личный бренд артиста: Гайд и чек-листы для формирования бренда / Марианна Тимофеева. — (б. м.): Издательские решения, 2023.
2. Т.Б. Фейлинг, Т.В. Каткова, В.В. Третьяк Современный брендинг. Часть 1: учебное пособие / Т.Б. Фейлинг, Т.В. Каткова, В.В. Третьяк. – Санкт-Петербург: РГГМУ, 2022
3. Кузьмина В.А., Терских М.В. Формирование личного бренда музыканта в социальных сетях (на примере П. Дранги и А. Воробьева) // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 2 (109).
4. Крылова А.В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства // Медиа-технологии в современной музыкальной культуре: образование, наука, творчество. Ростов-на-Дону, 2013. С. 67-72.
5. Звагольская О. Я-бренд. 3 шага к созданию личного бренда. М., 2018.- 160 с.
6. Чечева А.В. Рок музыка как компонент духовности неформальных молодежных субкультур // Вестник МГУКИ июль-август 4 (30) 2009.