Проблемы и опасности социализации воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Проблемы и опасности социализации воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной целью социальной политики Российской Федерации является достижение благополучия личности и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Становление человека как личности – естественный, закономерный процесс. Для этого образования характерно такое явление, как социализация. Ввиду важности этого явления к нему наблюдается большой интерес в российской и зарубежной литературе. Так, Мустаева Ф.А. представляет основные подходы к пониманию ее сущности. В зарубежной литературе под социализацией понимают:

– процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит его адаптация к ней (Т. Парсонс, Р. Мертон);

– процесс самоактуализации «Я-концепция», самореализации потенциала и творческих способностей человека, как процесс преодоления негативных воздействий среды, препятствующих его саморазвитию и самоутверждению (Г Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

– процесс развития навыков и социальных установок личности, соответствующих их социальным ролям (американский социолог Н. Смелзер); В связи с тем, что термин «социализация» активно разрабатывался за рубежом, мнения иностранных авторов существенно повлияли на подходы отечественных авторов к его пониманию и развитию ее сущности. Анализ приведенных определений позволяет утверждать, что социализация – это не только процесс усвоения правил поведения и усвоения системы мыслей и отношений, но и развитие самооценки человека. Поведенческий компонент является лишь частью сущности социализации [1, с. 19-21].

В настоящее время в Российской Федерации система интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена ​​следующими видами учреждений: социальные приюты для детей и подростков; детские дома; детские дома семейного типа; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий для успешной социализации детей в этих учреждениях; осуществление их социальной защиты; проведение реабилитационных, медико-социальных мероприятий; организация общего образования детей [2, с.206].

По мнению Т.И. Шульги, существуют различные виды семей плохо влияющих на социализацию ребенка. При этом отмечается, что существуют определенные виды семьи, препятствующие нормальному формированию личности ребенка. Приведем краткую характеристику понятий подобных семей. Рискованная семья – это неблагополучная семья, в которой присутствуют два типа риска. Первый тип риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй тип риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут нормально развиваться, поскольку в семье нет условий для нормального психического и физического развития ребенка. В результате ребенка изымают из семьи, а родителей лишают родительских прав по отношению к своим детям. При наличии в семье одного из типов риска при своевременной помощи удается преодолеть ситуацию неблагополучия семьи и социализировать ее.

Антисоциальная семья – это вид семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, несбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, поведением детей.

Неблагополучная семья – это вид семьи, характеризующийся низким социальным статусом в различных сферах жизни, вследствие чего она не может справляться с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптационные возможности значительно снижены.

Семья, находящаяся в зоне риска – это вид семьи, в которой имеется определенное отклонение от нормы, не позволяющее определить ее как благополучную. Отклонения не стали дезадаптивным фактором, но осложнились другими негативными признаками. Члены семьи не признают несоблюдение социальных стандартов важной проблемой, которая может нарушить жизнь такой семьи [3, с.12-15].

По мнению Дж. Коулмена, «…большинство подростков в целом благополучно минуют период взросления, потому что в конкретный период времени каждый подросток имеет дело с одной наиболее значимой для него проблемой и, разрешая ее, сталкивается с другой».

Так, по данным ученого, проблема конфликтных отношений с родителями становится актуальной для более чем 60 % английских подростков лишь к 17 годам. В то же время проблема отношений со сверстниками, боязнь быть отторгнутым группой сверстников приоритетна почти у 60 % детей к 15 годам. Поэтому Дж. Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека [4, с.8-9].

Определенные негативные стороны поведения подростков, а также та их незначительная часть, для которой характерно это поведение, по его мнению, вызывают неадекватно пристальный интерес у средств массовой информации, придающих гласности чаще всего материалы именно такого рода. Благодаря этому в глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т.е. вольно или невольно формируется некий «социо-нормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность. Следует отметить, что концепция Дж. Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления [4, с.12].

Социализация конкретных людей, по мнению А.В Мудрика, в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иныхопасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно по­являются целые группы людей, становящихся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Следует отметить, что на каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове­ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди­телей, их пьянство и беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная эко­логическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические трав­мы; аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нище­та семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и их дети.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и сверстников; отрицательное влияние сверстников и старших ребят (привле­чение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка; непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия меж­ду идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; поте­ря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания; нищета, безработица; изнасилование, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то­талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя­заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив­ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека. [5, с.14-15].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социализация достаточно сложный процесс, особенно для воспитанников реабилитационного центра для несовершеннолетних. Существуют определенные проблемы и опасности, с которыми дети-подростки могут столкнуться. Они заключаются в том, что неблагополучная атмосфера семьи или группы сверстников препятствуют нормальной социализации ребенка, из-за чего у него нарушается система ценностей, что приводит к отклонениям от нормы его поступков и асоциальному поведению. Для того, что бы избежать подобных ситуаций, специалистам, ведущих семью на сопровождении, и родителям нужно уметь грамотно разбираться в сути самого процесса социализации детей-подростков, тогда формирование личности ребенка пройдет незаметно и успешно.

Список литературы

1.Мустаева, А.Ф. Социальная педагогика: Учебник для вузов / А.Ф. Мустаева. – Екатеринбург: Деловая книга. – 2003.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2003.

3. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга. — Москва: Дрофа. – 2005.

4. Мудрик, А.В. Социализация человека : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. – М. : Изд. Центр «Академия», 2004.

5.Мудрик, А.В Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. – М. : Изд. Центр «Академия», 2000.

Просмотров работы: 20