ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИДЖИТАЛ-СПОРТУ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИДЖИТАЛ-СПОРТУ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Маслов Р.Е. 1, Тропина Л.К. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фиджитал спорт официально был признан видом спорта и занесен во Всероссийский реестр видов спорта в январе 2023 года. Россия является местом зарождения фиджитал спорта, а успехи российских команд по киберспорту содействовали появлению нового вида спорта. Этот вид спорта набирает популярность, проводятся международные соревнования по фиджитал-спорту, наблюдается повышенное внимание со стороны руководства Российской Федерации к его популяризации и развитию. Фиджитал спорт не только набирающий популярность вид спорта, это социальный тренд, который может стать новым видом увлекательного модного современного вида досуга молодежи, несущего в себе развивающую и оздоровительную функции.

При этом на сегодняшний момент всего 31 аккредитованная спортивная федерация по виду спорта фиджитал спорт в России, что составляет 27,5% от общего числа субъектов Российской Федерации. Проблемой также является явный недостаток специализированных тренировочных площадок для подготовки к соревнованиям и привлечения большего числа занимающихся к этому виду спорта. Основное противоречие в том, что международные турниры проводятся на масштабном уровне с использованием новейших технологий, но тренировочных арен для подготовки к таким соревнованиям нет.

Первый турнир по фиджитал спорту в России состоялся в Казани 21-23 сентября 2022 года по четырем дисциплинам: фиджитал-футбол (FIFA Volta + минифутбол), фиджитал-баскетбол (NBA2K + баскетбол 3x3), Best Saber (ритмическая играв виртуальной реальности) и гонки дронов [1].

Второй турнир состоялся в Казани, ТЦ Kazan Mall, Дворец единоборств «Ак Барс», «Татнефть Арена» 24, 26 ноября 2022 года и 9-10 декабря 2022 года.

Соревнования проводились по дисциплинам:

  1. фиджитал-хоккей (NHL 22 + хоккей 3*3);

  2. фиджитал-единоборства (Mortal Kombat 11 + MMA);

  3. фиджитал-гонки (Assetto Corsa + картинг).

Третий турнир также проходил в Казани, ИТ-парк и Казань Экспо с 5 по 11 февраля 2023 года по следующим дисциплинам: Speedrun; MLBB; Dota 2; Warface; CS:GO; Лазертаг.

В турнирах принимали участие международные спортсмены из Республики Беларусь, Бразилии, Ирана, Турции, Казахстана, Аргентины, Вьетнама и Камбоджи [1].

19 февраля Федерация Фиджитал-Спорта города Москвы провела финал Первого Московского фиджитал-турнира по Just Dance 2023 Edition.

Соревнования прошли на базе Агентства развития компьютерного и иных видов спорта. Just Dance – уникальная дисциплина, в которой сливаются цифровая и физическая реальности. В танцевальном турнире приняли участие двенадцать спортсменов в двух категориях: новички (серебряный дивизион) и профессионалы (золотой дивизион) [1].

Сфера фиджитал-игр набирает все большую популярность
в Российской Федерации. В настоящее время государство оказывает немалую поддержку популяризации и развитию данного вида спорта. Масштабная компьютеризация, создание новых технологий, популяризация спорта среди населения – все это является основой для успешного развития фиджитал-игр.

В 2024 году в Казани запланированы первые международные соревнования нового формата «Игры будущего». Это инновационный турнир для «поколения фиджитал». Соревнования объединят спорт, киберспорт и технологии. Участники соревнований будут проявлять себя не только физической, но и в цифровой игре. В концепцию данного мероприятия войдут пять категорий:

  1. Спортивная (двоеборье, в котором спортсмены сначала соревнуются в видеоигре, а затем – в ее физическом аналоге);

  2. Тактическая (двоеборье, в котором видеоигры жанров Шутер и Battle Royale объединены с лазертагом);

  3. Боевая (соревнования в играх жанра MOBA, сражение в цифровом пространстве с использованием фэнтези-героев, а в фиджитал-суперфинале – в аналоговой спортивной игре, имеющей признаки жанра MOBA);

  4. Техническая (фиджитал-дисциплины, в которых спортсмены используют технические устройства);

  5. Прохождение игр на скорость (соревнования на различных платформах и приставках; прохождение популярных игр на скорость) [2].

В рамках изучения проблемы организации соревнований и тренировочного процесса по фиджитал спорту мы рассмотрели проект Всероссийской федерации фиджитал спорта, направленный на реализацию Фиджитал-центров [3].

Фиджитал-центры объединены в экосистему с единой системой и специальным программным обеспечением для функционирования центров, сайтом и мобильным приложением для посетителей и спортсменов, что позволяет оперативно отслеживать результаты, бронировать спортивные и игровые зоны, а также участвовать в событиях центра. Техническое оснащение центров позволяет мониторить достижения на спортивных площадках и в компьютерных играх, обрабатывать полученные данные и отображать прогресс и общий уровень физической и цифровой активности в личном фиджитал-профиле .

В проекте рассматриваются два типа спортивных сооружений фиджитал-спорта.

Первый тип – полукрытый Фиджитал-центр. Включает в себя открытые спортивные площадки (поле для мини-футбола, стритбола и зона воркаута)
и закрытые административные и игровые зоны (фудкорт, компьютерный зал, зоны игровых консолей и виртуальной реальности).

Второй тип – крытый Фиджитал-центр. Реализуется как в типовом варианте – все спортивные и игровые зоны первого типа в едином крытом центре, так и в индивидуальном – большие крытые центры с хоккейной площадкой и другими игровыми зонами, например, арены для лазертаг, скейтпарк.

В фиджитал-центрах будет создана необходимая инфраструктура для проведения тренировок, командных соревнований и обучающих курсов для развития и популяризации движения фиджитал. Самые активные спортсмены и команды центров получат уникальную возможность попасть в список участников отборочных турниров на Игры Будущего [3]. В сегодняшних же реалиях, к сожалению, тренировочный процесс по фиджитал спорту происходит в основном уже в формате турниров, информации об организованных специализированных площадках для тренировок по фиджитал-спорту нами не было найдено.

Говоря о развитии фиджитал спорта в Свердловской области, следует отметить, что в данный момент в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Свердловской области на 2023 и 2024 годы не включены соревнования по фиджитал спорту, это объясняется тем, что аккредитованной региональной спортивной федерации по данному виду спорта нет.

Тем не менее, 29 ноября 2023 года в Екатеринбурге прошел первый турнир по фиджитал-баскетболу в рамках фиджитал фестиваля, организатором, которого стал Уральский федеральный университет. Фиджитал фестиваль объединил более 150 студентов. Помимо баскетбола, участники принимали участие в турнирах по «Just Dance» и футболу.

Также в рамках Кубка России и Кубка Урала по тхэквондо ИТФ 4-5 ноября 2023 года в виде развлекательной программы для болельщиков
и спортсменов был проведен фиджитал турнир по тхэквондо, где спортсмены соревновались в видеоигре в жанре «Файтинг».

Проблема спортсменов, участвовавших в данных соревнованиях, заключалась в том, что специализированного места для тренировочных мероприятий не было. Из данных, полученных от организаторов турнира в УрФУ, спортсмены по дисциплине «Just Dance» готовились на специализированной VR-арене на контрактной основе. Спортсмены в дисциплине фиджитал баскетбол спортивную часть тренировки проводили в зале для баскетбола, а для проведения тренировки цифровой части приходилось искать место с хорошей аппаратурой и интернет-соединением, при этом зачастую спортсмены готовились к турниру в общежитии при своем университете.

В рамках анализа перспектив организации тренировочных площадок по фиджитал-спорту в городе Екатеринбурге, мы просмотрели два основных места, где потенциальный потребитель сможет потренироваться в своей дисциплине. Как было сказано раньше, на сегодняшний момент нет реализованного прототипа тренировочной площадки по фиджитал-спорту, поэтому мы рассматривали количество компьютерных клубов и количество футбольных площадок, а также их расположение относительно друг друга.

Согласно электронному справочнику с картами городов «2ГИС» в городе Екатеринбурге насчитывается 56 компьютерных клубов, из них только шесть компьютерных клубов являются сетевыми и имеют более двух компьютерных клубов по всему городу. Самая известная сеть компьютерных клубов в Екатеринбурге – «Colizeum», у этой компании множество интересных сотрудничеств, включая Уральский Федеральный Университет.

Футбольных полей же по городу Екатеринбургу, а также в окрестностях Екатеринбурга насчитывается 181, но так как некоторые футбольные поля принадлежат футбольному клубу «Урал», а также их академии, мы вычитаем их из этого списка и получается, что футбольных полей 179 по городу Екатеринбургу.

Следующим шагом в исследовании был анализ расположения компьютерных клубов и футбольных площадок. Таким образом мы составили список из шести компьютерных клубов, где можно на начальном этапе самостоятельно заниматься фиджитал-футболом. Из их числа было определено место, которое в теории может быть использовано для тренировочного процесса, единственный компьютерный клуб «Colizeum», так как его филиалы находятся практически во всех районах города Екатеринбурга и имеют соседство с множеством открытых и закрытых футбольных полей.

Тем не менее, исходя из проведенного анализа, становится очевидно, что специально организованная тренировочная площадка по фиджитал-спорту будет намного практичнее и удобнее, нежели посещение отдельно компьютерного клуба и футбольной площадки. В этом варианте все необходимые условия для профессионального и досугового занятия фиджитал-спортом будут созданы в одном помещении. Одним из вариантов объектов для организации подобной площадки могут стать крупные торговые центры, где есть возможность разместить спортивную площадку и место для цифровой инфраструктуры. Такое решение может стать не только местом предоставления услуг для спортсменов, но и форматом досуговых услуг на коммерческой основе для взрослой и подростковой аудитории.

Литература

  1. Мисбахов А.А., Ибрагимов И.Ф., Баченина Е.А., Хакимов И.Ш., Валиева А.М., Хисамиев И.М. История и перспективы развития популярного вида спорта «фиджитал-игры» // Современный ученый. 2023. № 4. С. 168 – 173.

  2. Игры будущего // Всероссийская федерация фиджитал-спорта. URL: https:// gamesofuture.com/igry-budushhego/ (дата обращения: 07.01.2023).

  3. Официальный сайт Всероссийской федерации фиджитал спорта https://phygitalsport.ru (дата обращения 10.01.2023)

Просмотров работы: 175