Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей.  Дети остаются одни без попечения родителей по разным причинам, попадая в центры социальной помощи.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, духовных, семейных ценностей. Семья является основой любого государства, что само по себе имеет абсолютную ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности.

Необходимость формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей обусловлена сегодня несколькими обстоятельствами. С одной стороны, непреходящей ценностью семьи для жизни и развития каждого человека, поворотом общества к проблемам и нуждам семьи, разработкой и реализацией комплексных целевых программ по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, господством новой системы ценностей, распространением негативного отношения к браку и семейной жизни среди молодежи, возникновением процессов, приводящих к обострению семейных проблем.

В настоящее время под влиянием многих факторов в нашей стране имеют место нестабильность и неблагополучие семьи и брака, нарушение традиционных функций семьи, модификация прежней системы семейных ценностей.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностного отношения к семье, браку, который включает в себя определенные знания о семейных ценностях, заинтересованность в создании благополучных собственных семейных отношений. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят заметные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее. Усвоенные привычки и отношения к окружающим явлениям и обществу у подростков постепенно переходят в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение – все это создает благоприятную основу для формирования устойчивой системы семейных ценностей.

Образ жизни неблагополучных семей и сложившийся в них стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и браку. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, укрепление и повышение у них ценности семьи и семейного образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема формирования семейных ценностей молодежи достаточно активно исследуется в философской и психолого-педагогической литературе.

Роль образования и воспитания в формировании семейных ценностей описана в работах Б. Р. Псавко, И. С. Кона, П. Я. Старожицкого, А. Б. Добрович, О. М. Стельниковой[3].

Изменение ценностных ориентаций у молодежи, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений в условиях общественных трансформаций, анализируется в работах Г. Л. Сафарова, А. А. Клецина, Н. Е. Чистяковой, А. В. Петрова [2].

Анализ научно-педагогической литературы, изучение реальной педагогической практики показывает, что формированию ценностных ориентаций в общей системе воспитания уделяется недостаточно внимания.

Существуют различные подходы к классификации ценностей. По объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями, выделяют материальные и духовные, большие и малые; по субъекту – ценности общества, народа, нации, коллектива, личности; по типу потребностей индивида различают экономические, политические, религиозные.

Большинство ученых (А. В. Архангельский, И. В. Бестужев-Лада, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган и др.) отмечают, что ценности выступают специфическим социальным определением объектов окружающей действительности, выявляющих положительное или отрицательное значение для личности, общества [4].

Ценности влияют на поведение личности в семье (с точки зрения социальных ролей), а семья является способом реализации семейных ценностей, т. е. социальной практикой. Семья определяет отношение личности к общественным ценностям и программу реализации этих ценностей, т. е. ценностых установок.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей, семей, имеющих одного ребенка, неблагополучных семей.

Под неблагополучной мы понимаем семью, которая характеризуется:

  • во-первых, низким социальным статусом;

  • во-вторых, нарушением структуры;

  • в-третьих, отсутствием должного воспитания подрастающего поколения;

  • в-четвертых, обесцениванием или игнорированием семейных функций, ролей, традиций, ценностей.

Неблагополучные семьи – это семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка.

Процесс формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей в учреждениях образования представляет собой совокупность воспитательных взаимодействий, имеющих целенаправленный характер.

Исходя из этого, на основании теоретико-практического исследования мной была предпринята попытка разработки модели формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей, которая представляет целостную систему работы в данном направлении (рисунок).

Разработка модели формирования семейных ценностей осуществлялась с учетом следующих принципов:

  • принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка, реализация которого позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в ее сознании образ «Я – будущий семьянин» («Я – будущая мать», «Я – будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи;

  • принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки подростка как будущего семьянина, направленный на оказание содействия и помощи учащимся в сознательном формировании семейных ценностей как основы их готовности к семейной жизни и воспитания ответственного родительства (материнства или отцовства), а также помощь им в решении их индивидуальных проблем;

  • принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социальную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми.

Структура разработанной мной модели представляет целостное образование и состоит из четырёх основных блоков: целевого, содержательного, организационного и диагностико-результативного.

Целевой блок содержит цели и задачи содействия становлению позитивных установок на семейные ценности. В качестве методологической основы взяты принципы системно-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования семейных ценностей учащихся.

Содержательный блок определяет характеристику учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование знаний, ценностей и социальной компетентности в сфере личных перспектив семейно-брачных отношений (учебная работа, воспитательная работа, факультативная работа, лекторий и др.).

Технологический блок реализуется через образовательную деятельность посредством методов управления учебным процессом (проблемное изложение, решение проблемных ситуаций) и форм организации обучения (лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, диспуты, дискуссии, конференции).

Диагностико-результативный блок предполагает отражение в сознании учащихся результата овладения знаниями о ценностных аспектах супружества и родительства в контексте семейно-брачных отношений. Данный блок даёт представление о сформированности нового, обогащённого образа семьи и позитивных стратегий поведения в супружеских и родительских отношениях.

Рисунок – схема «Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей»

Выводы

В процессе исследования мной была разработана экспериментальная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей.

Представленная модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей базируется на анализе современного социально-экономического, демографического состояния общества, современных тенденций развития семьи и социальном заказе общества на формирование готовности учащихся к семейной жизни и ответственному родительству.

Так же, мной была проведена диагностика опираясь на программу социально-педагогической направленности по формированию культурно-нравственных основ у детей школьного возраста: «Я в этом большом мире». Проведены занятия: «Традиции моей семьи», «О какой семье я мечтаю». Содержание таких занятий направлены на формирование у детей мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за свои достижения. К занятию, или в ходе его ребята выполняют различные творческие задания.

Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения является основой для подготовки их к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

Литература

  1. Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2. – С. 51–54.

  2. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников – М. : Просвещение, 2021. – 157 с.

  3. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. – СПб. : Петрополис, 2018. – 271 с.

Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. – М. : Наука, 2019. – 112 с.

Просмотров работы: 32