Патриотическое воспитание как средство профилактики безнадзорности несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Патриотическое воспитание как средство профилактики безнадзорности несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Кошелев К.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема безнадзорности очень частое явление в нашей стране, так и во всём мире. Множество детей, подростков в виду независящих от них обстоятельств оказываются без опеки родителей, также это может случатся по вине самих родителей, которые предпочли вести аморальный образ жизни, чем воспитывать детей. Само понятие неблагополучные семьи обозначает семью, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. По оценкам МВД на начало 2024 года, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены сами себе. В Ульяновской области эта статистика составила 716 беспризорных несовершеннолетних [7]. Документ, являющийся основным и регламентирующим данную проблему является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", также его дополняет Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" [1].

Перейдём к рассмотрению ключевых понятий и их сущности. Безнадзорность – это социальное положение несовершеннолетнего, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию родителей или законных представителей либо должностных лиц. Также выделим схожее понятие – беспризорность. Беспризорность – это социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий. Оба эти понятия похожи, но отличие в том, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков. Катализаторами попадания несовершеннолетних в СРЦ могут быть экономические и социальные проблемы в мире, малые выплаты, нехватка рабочих мест, всё это может плохо сказываться на эмоциональном статусе родителей, что не редко приводит их к алкоголизму и отречению от своих основных обязанностей по воспитанию. В современном мире всё чаще и чаще всплывает проблема нехватки времени на детей. Воспитание детей все чаще списывают на детские сады или школы, однако воспитание в садике, в школе не может заменить родительской любви и заботы, не следует полагаться целиком на то, что воспитатели и учителя обучат вашего ребенка всему, что ему требуется. Родители не должны перестать работать из-за необходимости воспитания ребенка, но им необходимо вместе с рождением ребенка пересмотреть свой распорядок дня, оставив в нем максимально возможное время для общения с ребенком. Теперь определим что же такое Социально-реабилитационный центр(СРЦ) – это центр предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18-ти лет, оставшихся без попечения родителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; ушедших из семей и других учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детей-инвалидов, нуждающихся в социально-правовой помощи и реабилитации. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев [5]. Профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Профилактика играет главную роль в решении проблемы безнадзорности несовершеннолетних, поэтому в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» акцентируется внимание на необходимости первичной, вторичной, третичной профилактики [6].

- В первичную профилактику безнадзорности входит комплекс психологических, образовательных, воспитательных и социальных мер, предупреждающих безнадзорность среди несовершеннолетних, а также увеличение беспризорности и пристрастие детей к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.

- Во вторичную профилактику безнадзорности, входит комплекс социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предотвращающий на ранних этапах уходы из дома и образовательных учреждений, развития бродяжничества и зависимости у лиц, периодически прибегающих к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, но не раскрывающих признаков болезни, а также их криминализацию.

- В третичную профилактику безнадзорности входит комплекс образовательных, социальных и медико-психологических реабилитационных мер, нацеленных на ликвидацию рецидивов и срывов безнадзорности, бродяжничества и противоправной деятельности [2].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактика безнадзорности предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью подростка.

Отсюда плавно переходим к анализу сущности патриотического воспитания, как средства профилактики безнадзорности детей. Определим, что же такое патриотическое воспитание на примере описания нескольких авторов. Так, Полонский В.М. раскрывает данное понятие, как целенаправленный процесс формирования у детей и молодежи чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите [4]. А педагогический словарь под авторством Загвязинского В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. характеризует его как, систематическую и целенаправленную деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины. П.в. направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Основой для формирования патриотических чувств и сознания граждан являются героические события отечественной истории; выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта. Меры, направленные на воспитание патриотизма: организация и проведение фестивалей, военно-спортивных игр, соревнований, художественных выставок военной тематики, «вахт памяти», юбилейных мероприятий, посвященных памятным датам, встреч молодежи с ветеранами, проведение поисковых работ по захоронению непогребенных останков воинов, павших в Великой Отечественной войне, а также создание музеев боевой и трудовой славы, организация профильных смен юных патриотов и др. Главное в П. в. — стимулирование гражданской активности воспитанников, направленной на ускорение прогресса, преодоление недостатков. Важно формировать критическое отношение к отрицательным явлениям прошлого и настоящего, стремиться к их преодолению [3]. Из этого выходит, что патриотическое воспитание является многогранным понятием и каждый рассматривает его по-разному. Роль патриотического воспитания в профилактике безнадзорности проявляется в прививании детям гражданственности, любви и уважении не только к Родине, но и к своим родным, близким, умение уважать других людей, их образ жизни. Выделяя патриотическое воспитание как самостоятельное направление воспитательной работы, можно отметить его взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), это даёт понять о более сложном и комплексном характере патриотического воспитания. С помощью него дети, которые лишены любви и заботы со стороны родителей или других не зависящих от них обстоятельств могут научиться терпимости, раскрыть себя, уважать и ценить, понять, что вести безнадзорный образ жизни не есть правильный путь и что их проблемы можно преодолеть. Через различные мероприятия патриотической направленности сотрудники и педагоги социальных учреждений могут вести эффективную профилактику безнадзорности, на примере походов в музеи, встреч с ветеранами и проходящими службу людьми, дети перенимают опыт и умения, становятся взрослее как личности, что даёт гарантию становления добрых и отзывчивых граждан нашего общества. Также педагогики и психологи могут устраивать различные треннинги, вечера памяти, беседы, которые будут эффективно исполнять профилактику безнадзорности и девиантного поведения в целом.

Перейдём к рассмотрению реализации профилактики безнадзорности средствами патриотического направления из регионального опыта. Так, в честь дня снятия блокады Ленинграда был проведён урок памяти «Нам не забыть об этих днях…» Он напомнил воспитанникам об исторических событиях того времени, их значении для современного поколения. В этот же день они посетили ветерана, который относится к категории дети войны, в те далекие года он был малолетним участником Ленинградской блокады. Дети услышали рассказ о тех страшных годах и получили наставления для дальнейшей жизни. Также в честь 81 года со Дня образования Ульяновской области ребята поучаствовали в викторине «Сокровища Ульяновской области» Несовершеннолетние ознакомились с известными людьми и достопримечательностями, которые поистине являются настоящими сокровищами нашей малой Родины. А после этого события воспитанники встретились с Почетным гражданином города Барыша Шурмелёвым Е.А. Евгений Александрович- историк - краевед Барышского края. Он любезно пригласил ребят на экскурсию в музей Боевой славы, руководителем которого является. На ней воспитанники слушали историю образования нашей области, символы, люди, которые прославили наш край, исторические артефакты. На этой встрече поняли, что «Трудами предков край наш жив!» [8]. Также во время прохождения практики в этом СРЦ я смог провести своё мероприятие патриотической направленности, оно заключалось в просмотре военно-драматического фильма «Солдатик» и последующего обсуждения его с воспитанниками. Можно сделать вывод, что патриотическое воспитание является не только интересным, но и полезным, особенно как метод профилактики безнадзорности.

Итак, обобщив всё вышесказанное, в настоящее время профилактика безнадзорности является важной проблемой в работе педагогов и психологов различных учреждений и для её предотвращения эффективным методом будет патриотическое воспитание, которое через успешную реализацию вдохновляет детей, учит любить и уважать свою и чужие жизни и не сдаваться, не смотря на трудности.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  2. Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: сб. материалов VII Всерос. совещания. М., 2020. 195 с.

  3. Педагогический словарь, Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А., 2019.

  4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике, 2019. - № 4. – С.73-76.

  5. [Профилактика детской безнадзорности: выпускная квалификационная работа / А.Е. Савельева, 2016].

  6. Рябец, В. А. Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних /.

  7. https://мвд.рф/opendata/7727739372.

  8. http://plandet2000.ucoz.net/.

Просмотров работы: 55