Наукой о происхождении человека считается эволюционная антропология, которая начала формироваться как самостоятельное научное направление благодаря трудам Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871) [2].
Антропогенез является частью науки антропологии – наукой о человеке. Понятие антропогенеза происходит от следующих греческих слов: anthropos – человек и genesis – происхождение. Таким образом, антропогенез – учение о происхождении и развитии человека [5].
«Антропогенез» является одной из ключевых тем в школьном курсе биологии, в рамках которой предусмотрено изучение ряда понятий, важных для формирования у школьников материалистической научной картины происхождения человека как биологического вида.
В ХХI веке учёными были сделаны ряд открытий, которые изменили некоторые первоначальные представления об эволюции человека, и, прежде всего о филетическом, последовательном характере антропогенеза. Открыты новые виды рода Ноmо. Всё это определило необходимость совершенствовать методики преподавания данной темы в основной и средней общеобразовательной школе.
Антропогенез изучается в выпускном, 11 классе средней школы в конце блока об эволюции и охватывает темы, связанные с антропогенезом, такие как: 1 – Гипотезы происхождения человека. Антропология. Сравнение человека и приматов; 2. – Разум. Речь. Изготовление орудий труда. Эволюция человека. Этапы эволюции человека; 3 – Происхождение человеческих рас. Понятие о единстве человека как вида. Критика расизма.
Учебники по общей биологии для 10-11 классов содержат следующие вопросы: 1) Доказательства животного происхождения человека. Сходство человека и животных; 2) Место человека в зоологических системах.; 3) Этапы и направления эволюции человека; 4) Предшественники человека (Австралопитеки. Древнейшие люди. Человек-умелый. Человек-прямоходящий. Древние и ископаемые люди современного типа; 5) Движущие силы антропогенеза и их особенности. Предпосылки антропогенеза; 6) Биологические и социальные факторы. Роль труда в развитии человека. Общественный образ жизни как фактор эволюции; 7) Человеческий род, происхождение рас и их единство. Характеристика эволюции человека на современном этапе [3].
Большое внимание в школьной программе «Биология» уделяется об
Педагогический подход к изучению вопросов эволюции и методика преподавания антропогенеза в школьной биологии включает подготовку учителя к обеспечению предметных результатов путём логического структурирования содержания учебного предмета; разработку систем учебного задания, построения индивидуальной образовательной траектории учащихся; учителю необходимо уделить внимание самостоятельности, инициативе учащихся; проводить мониторинг результатов обучения.
Выбор того или иного метода будет зависеть от особенности предмета, цели и задач обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня образования, развития и воспитания ученика, материально- технической оснащенности учебного заведения, компетентности и возможности учителя, его мастерства и личного качества, наличие времени на решение дидактических задач.
Основная организационная форма обучения в школе – это урок, а фундаментом построения урока является умение преподавателя использовать методы, средства обучения, а также сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с учащимися и умение учитывать их индивидуально- психологические особенности.
Изучая тему «Происхождение и эволюция человека» в зависимости от располагаемого количества уроков и содержания обучения могут быть использованы разнообразные типы уроков [7]:
комбинированные уроки (наиболее распространенные типы уроков в массовой практике), которые имеют следующую структуру: организационную часть (1 -2 мин); проверку домашнего задания (10-12 мин); изучение нового материала (15-20 мин); закрепление (10-15 мин); подведение итога урока (5 мин); домашнее задание (2-3 мин);
уроки, которые полностью посвящаются изучению нового материала, это могут быть: уроки-лекции, проблемные урок, уроки-конференции, уроки- исследования. Предметным результатом данного урока является итоговое качество и уровень освоения нового учебного материала всеми учениками;
уроки закрепления знаний и совершенствования умений и навыков можно провести в виде семинаров, практикума, экскурсий, самостоятельной и лабораторной работы;
уроки обобщения и систематизации. Цель данных уроков - системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, которые имеют решающее значение для овладения предметом в целом;
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков, который оценит результаты учения, диагностирует уровень обученности учеников, степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Это могут быть устные или письменные опросы, диктанты, изложения или самостоятельные решения заданий, выполнения практических работ, зачеты, экзамены, самостоятельные или контрольные работы, тестирования.
В педагогической практике отечественной школы можно применить следующие виды обучения:
догматическое обучение – механическое запоминание со слов учителя или из книги и воспроизведение по памяти услышанного или прочитанного текста;
объяснительно-иллюстративное обучение иногда называют пассивно- созерцательным;
сократовский вид обучения идет с помощью наводящих вопросов;
проблемное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит идея о способе развития сознания человека через разрешение проблем. Проблемная ситуация активизирует стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения, когда ученику не хватает данных и он должен сам их искать;
развивающее обучение – всестороннее развитие учащихся. Учитель в этом случае не информирует, не передает знания или истину, а активизирует познавательную деятельность учащихся. Здесь ученики (при поддержке учителя) дискутируют, спорят, доказывают или опровергают выдвигаемые ими же предположения и совместно с учителем формулируют гипотезы, версии, обобщения.
При преподавании антропогенеза в нынешних условиях необходимо соблюдать психолого-педагогические условия, такие как обеспечение демократического стиля общения и учитывать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды учащихся [7].
Информационно-коммуникационные технологии являются средствами обеспечения качественных изменений в формах и методах обучения, существенных расширений доступных человеку сведений, средств их получения и обработки. Мультимедийное обучение – это такой способ обучения, где одновременно используется зрительное, слуховое, осязательное ощущение и мышление. Здесь задействованы все виды памяти и поэтому знание и умения формируются полнее. Использование аудиовизуальных средств даёт возможность включать ученика в процесс рассуждения. На уроках по антропогенезу учебная тема может излагаться с помощью использования метода презентаций (например, тема: «Происхождение человека») и видеосюжета [1].
В таких презентациях, например, могут отражаться основные блоки вопросов: «Развитие представлений о происхождении человека»; «Положение человека в системе животного мира»; «Факторы антропогенеза «Итоги эволюции человека». На последнем слайде для закрепления темы можно предложить заполнить таблицу, отражающую этапы эволюции человека, в которой надо указать время появления ископаемых видов людей, прогрессивные черты их анатомического строения и прогрессивные социальные черты.
Представляется, что требования к программе по антропогенезу должны быть обязательно дополнены самостоятельным глубоким исследованием темы. Для этого важно обратить внимание на книги конкретных авторов, статьи из веб-сайтов, учебные видеокурсы, учебные материалы (например, интерактивное пособие К.Н. Задорожного «От обезьяны к человеку») [4].
Также есть соответствующие сайты, и лучший на мировом уровне сайт «Антропогенез.ру», к которому надо настойчиво отсылать ребят.
При изложении вопросов об антропогенезе следует также уделить внимание следующим основным аспектам:
методика определения артефактов и датировок: ископаемые остатки; инверсия палеомагнитных эпох; климатические изменения; смена фауны; волны похолоданий, зоны распространения ледников; изменение уровня мирового океана;
морфологические и анатомические изменения гоминид (черепа, тела, походки, рук и ног) в ходе эволюции;
эволюция орудий. Значение производства орудий и статьи Энгельса – «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;
особенность образа жизни доисторических видов людей: использование огня; каннибализм; строительство жилищ; расселение по миру; типы захоронений; одежды; культы; украшения; музыка; полихромные наскальные и пещерные живописи; и др.
Для закрепления полученных на уроках предметные знания, можно предложить школьникам темы индивидуальных исследований и докладов: Проблема определения первых представителей рода Ноmо; Каким образом и в какое время зародилась орудийная деятельность; Каким образом происходило заселение Земного шара; Какова история открытия и изучение палеоантропов и новых людей; Происхождение людей; Наше генетическое родство с неандертальцами и денисовцами; Наши эволюционные морфологические различия от доисторических людей [6].
В качестве домашнего задания учитель заранее готовит и задаёт персонально по блиц-вопросу, на который есть блиц-ответ, но ученикам необходимо будет его поискать, например: Сколько тысячелетий отделяют митохондриальную Еву и Y-хромосомного Адама? Кто древнее? (сравниваем два вида или два рода ископаемых гоминид).
В программу образовательного учреждения включено достаточное количество часов для внеклассной работы, и это время можно использовать, чтобы к началу занятий по антропогенезу школьники имели определённый багаж знаний по эволюции.
В методике обучения биологии выделяют виды, методы и формы контроля достижения педагогических результатов. Проверка и контроль знаний – важная сторона обеспечения предметного результата на любом уроке биологии. Учитель на уроке часто использует словесный, наглядный и практический методы контроля знаний и умений [8]. Например, есть следующие формы учета знаний: сообщения учащихся с демонстрацией; участия в дискуссиях; заполнения обобщающих таблиц; ответы по тестовым заданиям; написания рефератов; и др.
Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Самая распространенная форма контроля знаний считается устная проверка знаний. Школьники здесь дополняют, исправляют ошибки, задают дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивают знания товарища.
Тестирование считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Преимущественный принцип тестирования – это четкая определенность, однозначность, надежность, комплексность по сравнению с другими формами проверки знаний.
Список использованных источников
Гостева Л.З. Антропология. Учебное пособие / Л.З. Гостева. – Текст: непосредственный // Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2021 – 96 с.
Георгиевский, А.Б. Чарльз Дарвин – основоположник эволюционной антропологии/ А.Б. Георгиевский – Текст: электронный // Историко-биологические исследования. 2009 Т. 1 № 1 С. 137–150. – URL: Георгиевский А.Б.. Книги онлайн (koob.ru) (дата обращения: 07.02.2024).
Каменский, А.А. Биология. Общая биология. 10–11 классы: учебник/ А.А. Каменский, В.В. Пасечник, Е.А. Криксунов – Текст: электронный// 7-е издание, стереотип. – Москва: Дрофа – 2019. – 365. – URL: https://books.google.ru/books?id=v8U0DwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 09.02.2024).
Козлова, М.С. Особенности изучения эволюции человека на разных исторических этапах. Учебно-методические материалы (в помощь преподавателю истории биологии) / М.С. Козлова – Текст: непосредственный//Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия – 2019. – 17 с.
Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; под ред. А.П.Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Текст: непосредственный //. РГ-Пресс, 2023 г., 496 с.