Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения.
Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического и познавательного развития детей. Для этого необходимо искать новые способы развития. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят развивающие математические игры и пособия.
Как указывает ряд исследователей (В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков, А.А. Столяр и др.) в образовательном процессе ДОУ недостаточно эффективно применяются игровой занимательный материал, логические блоки, коды, символы, что отрицательно влияет на развитие универсальных интеллектуальных умений [5, с. 11]. Присоединяясь к этому суждению, а также считая, что проблема эффективного использования нетрадиционных средств логических блоков Дьенеша, в развитии мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, выбранная нами тема исследования актуальна и своевременна.
Логические блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал разработан венгерским педагогом и математиком, профессором Зонтаном Дьенешем, основателем игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Логические блоки Дьенеша, широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников [1, с. 94].
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие), цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение). Освоить их помогают высказывания с использованием специальных слов; «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый» и др..
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.
Решая задачи, задания по схемам и моделей дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляют при этом творчество.
С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие [1, с. 95].
Далее рассмотрим методику проведения игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Методика проведения игр с логическими блоками Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.
На первой стадии познание происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – ребенок изучает фигуры и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные [3, с. 43].
Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Ребенку предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.
На третьем этапе игры ребенок продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Ребенок начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.
Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы
и т. д.
Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.
Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства [3, с. 44].
Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные логические задачи [2, с. 30].
Учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста, занятия следует проводить с продолжительностью 25-30 минут.
Занятия надо построить на основе дидактических принципов:
принцип учета индивидуальных особенностей;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип активной позиции ребенка.
Исследователи Н.Я. Большунова, Т.И. Ерофеева, Т.А. Шарыгина считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей [4, с. 16].
Хотим отметить, что логические игры имеют в работе с детьми фактически неограниченное поле применения. В этом отношении следует подчеркнуть, что на практике ДОО Республики Саха (Якутия) и в научно-исследовательском мире накоплен определенный опыт применения логических игр. Структура и методика применения, например блоков Дьенеша ещё не усовершенствованы. В этом контексте применение блоков можно рассматривать на основе регионального материала, в частности, якутских сказок. Поэтому можно разработать логические блоки Дьенеша на основе таких якутских сказок, как например «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», сказка Тимофея Сметанина «Куорэгэй» и др. Эти сказки более близки по своему содержанию и сюжетной линии.
Рассмотрим наши игры-упражнения.
Игра «Опиши героев сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»»
Цель: развитие умений анализировать, рассуждать, раскодировать.
Составь описание героев сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами» при помощи блоков Дьенеша и кодовых карточек.
Задания детям:
Вспомните все свойства блогов Дьенеша, и, используя кодовые карточки, раскодируйте героев сказки. Вспомним, какие герои есть
в сказке. Как они выглядят? Соберите фигуры из блоков на столе.
Побеждает тот, кто больше всех установит и запишет на карточках.
Игра-упражнение «Цветы» (по сказке «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»).
Цель: формирование классифицирующей деятельности по цвету, форме и величине.
Материал: блоки Дьенеша, макеты цветка Сарданы, колокольчика, одуванчика.
Задание. «Мы будем выращивать те цветы, которых нашла старуха Бэйбэрикээн, используя логических блоков Дьенеша и классифицируя по цвету, величине и форме.
Игра-упражнение «Найди клад» (по сказке Тимофея Сметанина «Куэрэгэй»).
Цель: учить детей выявлять и называть цвет, форму и толщину. Осуществлять логические приемы мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать, планировать.
Материал: логические блоки Дьенеша, круги из бумаги («клады»).
Задание. «Перед вами лежат логический набор Дьенеша. Сегодня
мы будем помогать любимой мышке Куэрэгэй искать клад. А клад спрятан только под одним блоком. Вы будете искать клад, правильно называя свойства блоков. Хотите помочь мышке найти клад?».
Игра-упражнение «Мышки» (по сказке Т. Сметанина «Куэрэгэй»)
Цель: научить детей различать цвета и размеры, формировать представления о символическом изображении предметов.
Материал: кодовые карточки (маленький синий квадрат, желтый большой квадрат, желтый большой треугольник, красный маленький треугольник, красный маленький круг, желтый маленький прямоугольник, желтый маленький круг)».
Ответ. Любимая мышка сидит на желтом маленьком круге.
Задание. «На каком блоке сидит любимая мышка Куэрэгэй,
если она сидит не на маленьком синем квадрате, не на большом желтом квадрате, не на большом желтом треугольнике, не на маленьком красном треугольнике, не на маленьком красном круге, не на маленьком желтом прямоугольнике».
Ответ. Любимая мышка сидит на желтом маленьком круге.
Итак, для образовательной системы занятий мы использовали следующие методы и приемы работы:
игровой прием;
демонстрация блоков, карточек-символов свойств;
показ с проговариванием действий.
Формы организации работы:
занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности;
совместная и самостоятельная игровая деятельность;
вне занятий, в развивающей предметно-пространственной среде (изобразительная деятельность, режимные моменты).
Педагогам ДОО рекомендуем следующее:
Прежде всего, обратить внимание на те педагогические условия, которые предопределяют эффективность развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша.
В процессе игровой деятельности необходимо:
развивать у детей интеллектуальные умения;
комплексно осуществлять логические приемы мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать, планировать, прогнозировать, синтезировать, классифицировать.
В организации обучения детей следует учесть поэтапность
и последовательность усложнения задач игровой деятельности.
На первом этапе нужно ориентировать содержание работы: ознакомление детей с логическими играми.
На втором этапе нужно обратить внимание на обучение детей самостоятельно-творческой познавательной деятельности.
Предлагаем практическим работникам постоянно отслеживать развитие мыслительной деятельности у детей. С этой целью провести предварительное обследование.
Для того, чтобы грамотно построить и провести работу нужно проанализировать психолого-педагогическую литературу и основываться
на идеях, теоретических положениях научных исследований известных педагогов и психологов.
Результативность от игр с логическими блоками Дьенеша зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от профессионализма педагога.
Таким образом, считаем, что применение логических блоков Дьенеша при грамотной и оптимальной организации процесса обучения может эффективно влиять на развитие мыслительной деятельности у старших дошкольников. Использование логических блоков позволяет получить детям знания, умения, находящиеся на стыке игровой деятельности и развития интеллекта. Эти знания, умения являются особо ценными в связи с тем, что, для дошкольной педагогики применение блоков Дьенеша напрямую не входит в основные структурные разделы программ и, следовательно, такие знания и умения могут быть получены лишь при изучении использовании средства в познавательной деятельности. В этом плане разработанные нами игры и упражнения предлагают принципиальную схему последовательности этапов обучения детей с последовательным развивающим эффектом, позволяют классифицировать игры и упражнения по сложности решения интеллектуальных задач и помогают оптимизировать процесс развития мыслительной деятельности.
Ссылки на источники
Бахурова Е.П. Логические блоки Дьенеша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста / Е.П. Бахурова // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 94-95.
Белькович В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования: методическое пособие / В.Ю. Белькович, Е.А. Менчинская.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. - 30 с.
Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико
-математического развития детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева
// Детский сад: теория и практика». - 2017. - № 1. - С. 43-44.
Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова Р.Л. Непомнящая. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2002.
– 16 с.
Шлат Н.Ю. Логические игры и задачи как средство умственного развития детей 5-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Ю. Шлат. - СПб., 2010. - 11 с.