Изучение раздела «Человек и его здоровье» в школьной биологии направлено на формирование элементарных знаний об организме человека, как сложной высокоорганизованной системе, управляемой и регулируемой нервной системой. Обучающиеся знакомятся со строением и функциями систем органов и отдельных органов, выясняют, как факторы внешней среды влияют на процессы жизнедеятельности организма человека, учатся применять приобретенные знания в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья.
Тема «Транспорт веществ» является одной из наиболее важных и сложных при изучении биологии в 9 классе. Это связано с тем, что она включает в себя большое количество понятий и процессов, которые не изучались в предыдущих курсах биологии. Также, изучение данной темы позволяет обучающимся получить практические навыки, которые могут пригодиться в повседневной жизни, например, во время оказания помощи при кровотечениях.
Изучение транспорта веществ показывает связь между теорией и практикой. При изучении данной темы осуществляется гигиеническое воспитание, так как обучающиеся узнают о важности проведения вакцинации, учатся оказывать первую помощь, узнают о необходимости тренировки сердца. Также, ученики узнают о роли питания и дыхания в транспорте веществ, знакомятся с успехами Российской медицины.
К транспортным системам организма человека относят кровеносную и лимфатическую системы. Данные системы связаны между собой анатомически и функционально и дополняют друг друга. Также, транспортная система связана со всеми другими системами органов, так как с помощью транспортной системы все органы и ткани организма получают необходимые питательные вещества. Она играет важную роль в поддержании жизнедеятельности всего организма, обеспечивая доставку кислорода, питательных веществ и гормонов, а также удаление продуктов обмена из организма. Поэтому, данная система не изучается в курсе «Человек» как отдельная тема, а рассматривается при изучении практически всех разделов курса биологии для 9 класса.
В настоящее время, в Федеральном перечне учебников на 2023-2024 учебный год (в соответствии с утверждённым приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858) рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, представлена только одна линия учебников по биологии для 9 класса под редакцией В. В. Пасечника. Данный учебник используется на всей территории Российской Федерации и полностью соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Биология».
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Человек на уроках биологии изучается в 9 классе. Всего курс биологии в 9 классе предусматривает 68 часов при нагрузке 2 часа в неделю. Тема «Транспорт веществ» в данном курсе не выделена в отдельный раздел. Она рассматривается при изучении разделов «Внутренняя среда организма», «Кровообращение», «Дыхание», «Питание и пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Выделение».
К предметным результатам освоения программы по биологии при изучении темы «Транспорт веществ» в 9 классе относятся следующие: применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте; характеризовать биологический процесс транспорт веществ; объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека; выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии и физиологии человека; аргументировать основные принципы здорового образа жизни; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни и физической активности; владеть приёмами оказания первой помощи человеку при кровотечении; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями основ безопасности жизнедеятельности; использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие исследования организма человека и объяснять их результаты; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
Анализ ФОП по биологии для 9 класса показал, что транспорт веществ рассматривается при изучении 20 тем, входящих в 8 разделов. Предусмотрено проведение 9 практических работ и 1 лабораторной работы.
Во время изучения данных тем обучающиеся знакомятся особенностями перемещения разнообразных веществ по организму человека.
Таким образом, целесообразность такого изучения транспорта веществ в организме человека состоит в том, чтобы обучающиеся могли более глубоко и полно понять данную тему, знакомясь с различными органами и их системами.
Список литературы:
1. Гайворонский И.В., Анатомия человека. Том 1 [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. / Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 720 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970442661.html
2. Малыгина А. С., Методика обучения биологии (раздел «Человек») : учеб.-метод. пособие для студентов биол. фак. / Малыгина А. С., Решетникова Т. Б., Старичкова; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2017 (Саратов : Тип. изд-ва Сарат. ун-та). - 58 с.
3. Сапин М.Р., Анатомия человека. В 2 томах. Т. II [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. М.Р. Сапина - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 456 с. - ISBN 978-5-9704-4384-0 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970443840.html
4. Федеральная рабочая программа / Биология. 5–9 классы (базовый уровень)