Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
Этап работы:
Информационно – аналитический. Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов в интернет – сайтах, составление плана по самообразованию.
Практический. Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректирование работы.
Подведение итогов. Представление опыта работы по теме.
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• чтение художественной литературы
• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
• художественное слово
• беседы
• продуктивная деятельность
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
• Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
• закрепление разумных материальных потребностей;
• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемыйрезультат для воспитанников:
•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знают российские деньги;
• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Родители:
• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
• участие в педсоветах, семинарах;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы
Формы работы
Месяц |
Форма работы с родителями |
Форма работы с детьми |
Результат (продукт деятельности) |
Сентябрь Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования. Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Разработка проекта « Школа феечки Копеечки» |
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций 2. "Знакомство с феечкой Копеечкой" 3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года) Блок «Труд и продукт труда (товар) Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии». • Труд в уголке природы. • Создание творческой мастерской по ремонту книг. • Организация дежурства по столовой. • Рисование «Мои добрые дела». • Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек. • Подвижная игра «Выбор профессии». • Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга». • Беседа о труде. • Час загадок. • Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит». • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи». •Беседа: «Кто построил новый дом». • Дидактическая игра «Уважай/чужой труд». • Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина). |
Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама). Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел. |
Октябрь |
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 1 Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры. |
Рисование «Как я помогаю близким». Чтение стихотворений о труде и профессиях. Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Беседа «Хлеб – всему голова». Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка». Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова). Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома». Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования. Блок «Деньги и цена (стоимость)» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» |
|
Ноябрь |
Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». • Беседа с детьми с правилами экономии. • Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». • Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». • Экскурсия в магазин. • Рисование «Экскурсия в магазин». •Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». • Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию Встреча «Дети и деньги» Пополнение педагогической копилки демонстр. материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
Декабрь |
Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»Приложение № 2 |
• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). • Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?» |
• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры). |
Январь |
Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
• Рассказ воспитателя об истории денег. • Презентация о Гознаке. • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». • Рисование «Монеты моей страны». • Аппликация «Необычные формы денег». Собирание тематических пазлов |
Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
Февраль |
Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». • Экономический КВН. • Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»). • Сюжетно – дидактическая игра «Банк». |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). |
Март |
Консультация «Дошкольник и экономика». Приложение № 3 |
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» • Литературная викторина по русским народным сказкам. • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье». • Решение арифметических задач. |
• Пополнение педагогической копилки демонстрационным • материалом • Приобретение методической литературы, раздаточного материала •Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). • Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми. |
Апрель |
• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования • «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей). |
• Беседа о рекламе. • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». • Рисование «Моя любимая реклама». • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей». • Эколесица. • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?». •ИОС: «Как нам может помочь реклама?». |
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми. • создание лэпбука "Финансовая грамотность" • Создание альбома «Реклама для детей». |
Май |
Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
•ООД на тему: «Путешествие в страну экономики». • Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» • Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». |
Подготовка отчета по теме самообразования. |
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов,связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Приложение № 1
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамота»
(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)
1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- Да
- Нет.
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
- Да.
- Нет.
3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
- Положительно.
- Отрицательно.
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да.
- Нет.
5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да.
- Нет.
6. Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело.
-Неохотно принимается за дело.
7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да.
- Нет.
8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих
покупок?
- Да.
- Нет.
9. Знают ли дети профессии родителей?
- Да.
- Нет.
10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
-- Да.
- Нет.
11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да.
- Нет.
Спасибо!
Приложение № 2
Консультация для родителей
« Должен ли ребёнок иметь карманные деньги »
Система финансирования ( карманные деньги) . Главный тезис :»Карманные деньги –это те средства , распоряжаться которыми ребёнок может по своему усмотрению , несмотря иногда и на советы !»Всегда надо помнить , что это не способ поощрения или наказания , а средство развития определённых навыков , своеобразный инструмент – такой же , как нож или вилка ( для еды) , молоток ( для забивания гвоздей) ,лейка ( для поливки цветов ) .
При выдаче карманных денег следует учесть :
- периодичность выдаваемых средств ;
- размер ( сумма)т ;
- что входит в перечень затрат ;
- штрафные санкции.
Размер : естественно , чем меньше ребёнок , тем меньше сумма . Исходить надо из своих возможностей , но поинтересоваться у ребёнка , какая сумма его устроила бы . Этим определятся его запросы . Если запросы сильно высоки ( часто дети , кстати , не очень требовательны ) , вместе нужно откорректировать их , объяснив , что возможно выделить только определённые средства .
Что входит в перечень затрат ( или : что ребёнок может и что должен покупать на эти деньги )? Надо напоминать ребёнку чаще , что деньги – это средство для получения чего-то , а не цель сама по себе . Обязательно надо интересоваться , куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы . Однако нельзя настаивать на полном отсеете о личных тратах – надо уважать тайны ребёнка , его возможные промахи.
Если потратил свои деньги « не так » - надо объяснить , как надо и почему именно так . Не надо жалеть ребёнка , если он не так потратил или обсчитался . Лучше обсудить , почему так получилось , что он не учёл . Посочувствовать : « Ну , что ж…» Никогда не предлагайте финансовую компенсацию . Ограничиться психической . Если потерял – никогда не ругать , иначе он будет бояться « связываться с деньгами ». Сказать просто , что с вами тоже такое было , и не раз .
Система штрафов – это что-то вроде деловой игры , когда убытки хоть и не смертельные , но весьма неприятные . Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка . Это покажет , насколько он готов к материальной ответственности за свои действия , насколько внимателен , самостоятелен и справедлив к потребностям других .
О том что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности , сомнения нет ; более того , обоснована и взаимосвязь нравственного и трудового , и экономического воспитания . Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание , так как именно оно придаёт остальным сторонам общественную направленность , наполняет их глубоким личностным смыслом и содержанием.
Приложение № 3
Консультация для родителей
«Дошкольник и…. экономика»
«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»
Нужно! Но как?
Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.
К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.
Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?
Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.
Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.
Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.
Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.
Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.
В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?
В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.
Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.