Использование технологии "Портфолио дошкольника" в детском саду - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Использование технологии "Портфолио дошкольника" в детском саду

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность использования в работе с детьми дошкольного возраста технологии портфолио сложно переоценить. Для реализации требований стандарта дошкольного образования и современной социокультурной ситуации мы беремся за поиск новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Технология «Портфолио дошкольника» позволяет ребенку раскрыть себя как индивидуальную личность, со своими способностями и темпом развития. Важно то, что портфолио позволяет наглядно ребенку оценить самого себя. Это способствует развитию самооценивания, повышает стремление дошкольника к достижению новых вершин. А отношения между педагогом и ребенком приобретают партнерский характер.

Портфолио дошкольника – копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ребенка, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи

− создать для каждого дошкольника ситуацию переживания успеха;

− поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

− поощрять активность и самостоятельность воспитанника;

− формировать навыки учебной деятельности;

− содействовать индивидуализации образования;

− закладывать дополнительные возможности для успешной социализации ребенка;

− укреплять взаимодействие с семьей воспитанника.

Формы и методы реализации портфолио с детьми:

1.  Индивидуальная беседа с детьми (мотивация для последующей работы)

2. Индивидуальная работа с ребенком по совместному наполнению портфолио.

3. Самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости  с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д.  (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);

4. Мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Формы и методы реализации портфолио с родителями:

1. Ознакомление родителей с портфолио ребёнка

2. Консультативная помощь по оформлению портфолио (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

3. Рассматривание образца портфолио

4. Индивидуальная работа педагога по ознакомлению родителей с технологией «Портфолио дошкольника»

Формы и методы реализации портфолио с педагогами:

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2. Разработка структуры портфолио.

3 Оформление образца портфолио ребенка педагогами дошкольного учреждения.

4. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.

5.  Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ.

Условия реализации технологии

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

-для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

-накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

-тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

На примере эффективного использования рассмотрим один из видов портфолио.

Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. Этот вид портфолио больше всего привлекает и заинтересовывает ребенка, нежели все остальные виды. Страницы его оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, понял о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

В портфолио оформлены следующие темы:

1. «Познакомьтесь со мной». В разделе присутствует информация о рождении, знаке зодиака.

2. «Я расту». Эта рубрика была разделена на две:
- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах;

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук [р], считать до десяти и т. д.

3. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

5. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

6. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

7. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Некоторым детям было сложно рассказать о себе другим, особенно если они испытывали трудности в общении - в этом прекрасным помощником оказалось  портфолио. Оно помогло ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Дети с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещали их в папке, рассказывают о своей семье. Результатом технологии явилось повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей, способность представлять сверстникам и взрослым свои собственные достижения, проявление интереса у детей к достижениям успехам других детей. У педагога реализовалась педагогическая технология эффективного взаимодействия с семьей ребенка. Родители стали принимать активное участие в образовательном процессе, подтянулись другие менее активные родители, установился более близкий контакт с ребенком.

Просмотров работы: 13