НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы: В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» в целевых ориентирах на этапе дошкольного образования выделяется, что ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. В соответствии с требованиями «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», творческое развитие ребенка должно осуществляться в процессе формирования его творческого воображения, потребностей и опыта (эмоций и чувств, взглядов, вкусов, идеалов, интересов), как основы активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности.

Целью исследования является: раскрыть особенности использования нетрадиционной техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

• Рассмотреть развитие воображения во время нетрадиционным способом рисования.

• Дать характеристику нетрадиционной техники рисования.

• Рассмотреть технологию выполнения рисунков в нетрадиционной технике рисования для развития воображения.

Методологическую основу составили труды: Льва Семеновича Выготского, Эвальда Васильевича Ильенкова , Алексея Николаевича Леонтьева , которые посвятили свою работу развитию воображения детей дошкольного возраста. Так же развитием нетрадиционных техник рисования занимались Римма Григорьевна Казакова, Нина Павловна Сакулина, Ольга Афанасьевна Белобрыкина.

Понятие «воображение» в психолого – педагогической науке

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) Воображение является основой всякой творческой деятельности. А творческая деятельность помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счёте создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Особенностями детского воображения являются: быстрая реакция на сигнал, умение видеть вариант решения, желание творить и фантазировать. У ребенка маленький жизненный опыт, а значит, вообразить он может меньше, чем взрослый. Дети верят в то, что придумали, значит, границы воображаемого и реального мира у них размыты, а переживания от выдуманных событий реальны и значительно сильнее, чем у взрослых.

Воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Рисование, как вид продуктивной деятельности у дошкольников

Продуктивная деятельность – это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

В продуктивной деятельности (особенно в рисовании) у дошкольника формируются умения: видеть красоту окружающего мира, передавать свои чувства через изображение реальных объектов и вымышленных образов. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. В раннем возрасте ребенок знакомится с предметами и материалами, с помощью которых можно изобразить увиденное. В младшем и среднем дошкольном возрасте у него формируются умения изображать простые объекты с помощью различных техник.

В старшем дошкольном возрасте он уже может анализировать свои рисунки, описывать впечатления от картин и поделок; пробует создавать изображения, похожие на увиденные; совершенствует техники.

Однако дошкольники еще не обладают достаточными умениями в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), поэтому для творческой реализации замысла можно наряду с традиционными применять нетрадиционные техники изображения объектов.

Характеристика нетрадиционной техники рисования.

Так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой,

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала. Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, разыграть свое воображение, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рассмотрев разнообразные техники изобразительного творчества, мы можем говорить, что они являются основным средством творческого развития дошкольника. Рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка

Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях следует применять разные техники рисования и разные материалы, такие как: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя и т. д.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, чтобы повысить результативность работы с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительному искусству, воспитателю необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования, которые стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее. Для развития воображения, следует рассматривать нетрадиционные техники рисования, так как это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Просмотров работы: 15