Использование технологии ТРИЗ на занятиях математики в ДОУ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Использование технологии ТРИЗ на занятиях математики в ДОУ

Петрова А.К. 1
1ФГАОУ ВО "СВФУ им М.К.Аммосова" ПИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Цель работы: доказать педагогическую эффективность применения ТРИЗ-технологии в развитии творческих интеллектуальных возможностей детей на занятиях математики.

Данная тема является актуальной как для воспитателей-практиков, так и для начинающих педагогов, потому, что систематизированное формирование математических представлений у детей является одной из самых актуальных направлений его умственного развития. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ-технология.

Методы и приемы, которые использовались в работе – изучение и анализ трудов педагогов и психологов по выбранной теме, изучение опыта работы дошкольных педагогов, беседа с детьми и др.

Полученные данные: Практика обучения показывает: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и методы и формы подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность. Нами рассмотрены основные методы ТРИЗ, которые можно применить в детском саду. Наиболее занимательными и доступными мы выбрали три метода ТРИЗ – метод системного оператора, метод Робинзона и метод Данетки. Нами разработаны и использованы в работе с детьми методы системного оператора, в частности, метод ММЧ (метод маленьких человечков). Проведенная небольшая практическая работа подтверждает поставленную гипотезу: маленьким детям ММЧ эффективно помогает развивать самостоятельное рассуждение и умозаключение.

Выводы: Проведенное исследование показывает эффективность методов ТРИЗ-технологий, таких как, метод Робинзона, метод системного оператора и метод Данетки.

Научная статья

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к обучению в школе. Имея в виду цель воспитания и развития успешной личности будущего школьника, нельзя упускать из виду проблему формирования у детей устойчивого познавательного интереса к знаниям, а, следовательно, и к учению.

Сегодня в большинстве учебных программ ДОУ достаточно много внимания уделяется знаниям общеобразовательного цикла и недостаточно - воспитанию у дошкольника интереса к самому процессу познания. И тут необходимы новые рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ-технология.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;

  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);

  • выявляются и анализируются физические противоречия;

  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет широко используется в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 году. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».

Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Данная проблема считается в методике малоизученной. Однако некоторый опыт использования технологии ТРИЗ в формировании математических представлений у дошкольников имеется. Такой опыт представил для нас большой интерес.

Объектом исследования является процесс формирования математических представлений, а предметом – использование ТРИЗ как наиболее эффективной технологии развития творческих интеллектуальных возможностей детей.

Цель работы: доказать педагогическую эффективность применения ТРИЗ-технологии в развитии творческих интеллектуальных возможностей детей на занятиях математики.

Мы предполагаем, чторазвитие умственных возможностей детей на занятиях математики может быть качественно высоким, если использовать в процессе их обучения такую для детей доступную, вместе с тем интересную технологию как ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач.

Технология ТРИЗ и её применение в дошкольном образовании. Анализ основных идей педагогов, занимающихся данной проблемой, позволил нам вычленить следующие идеи: развитие самостоятельности и творческого подхода у детей в процессе обучения можно добиться, если:

  • организовать сам процесс обучения интересным и занимательным, что обеспечит позитивно-эмоциональное восприятие учебного материала;

  • побольше детям давать «пищу для ума», то, есть умело использовать элементы проблемного вопроса или проблемных ситуаций;

  • помнить, что ведущим видом деятельности ребенка является игра, следовательно, игра должна быть и методом, и средством, и формой обучения.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это "тайна двойного" или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: "Как можно перенести воду в решете?" Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Методы ТРИЗ и их применение в обучении дошкольников. Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (см. Табл.1):

Таблица 1

Методы ТРИЗ и их характеристика

Методы ТРИЗ

Характеристика методов

1

Мозговой штурм (предложен А.Ф. Осборном)

Накапливание большого количества идей и теорий в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Организуется как разделение в пространстве и во времени процедур генерации, систематизации и критики идей (дети разбиваются на соответствующие группы, работа которых подчинена правилу: решать свою задачу только после действий участников предыдущей группы, а до и после внимательно слушать и не мешать им)

2

Метод синектики

Мозговой штурм с использованием аналогий. Предполагает следующие основные этапы:

  • формулировка проблемы педагогом;

  • формулировка проблемы детьми (как они поняли педагога);

  • генерация идей на основе составленных педагогом контрольных вопросов, наводящих детей на выяснение сути проблемы, и трех типов аналогий — прямой, личной, символической

3

Метод морфологического ящика (разработан Ф. Цвики)

Анализ признаков и связей объектов, полученных путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов других объектов, устройств, процессов, с целью постановки новых проблем, определяющих вектор развития ребенка.

4

Метод каталога (разработан Э.Кунце)

Позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками

5

Метод фокальных объектов (МФО) - предложен американским психологом

Ч. Вайтингом

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Это усовершенствованный метод каталога.

6

Данетка

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

7

Метод Робинзона

Формирует умение находить применение, ненужному предмету. Воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет.

8

Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек и т.д.);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название

9

Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени

Из изученных методов нами выбрано три метода. Рассмотрим их более подробно:

Данетка.Метод позволяет научить детей находить существенный признак в предмете, сортировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

Метод Робинзона.Формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.

Системный оператор. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы (см. Табл. 2)

Таблица 2

Системный анализ бытовой техники

Домашняя утварь

Бытовая техника

Бытовая техника

Прошлое

Настоящее

Будущее

Веник

Пылесос

Скоростной аппарат по уборке помещений

прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе

корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения

составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей

Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определённый отрезок времени. Например, дерево(см. Табл. 3)

Таблица 3

Системный анализ нерукотворного мира

Растение леса

Растение леса

Растение леса

Прошлое

Настоящее

Будущее

Саженец

Дерево

Пень

корни, тонкий невысокий ствол, ветви

корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды

корни, сухой обрубок ствола

Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

ТРИЗ на занятиях математики. На занятии по формированию элементарных математических при знакомстве детей с четырехугольниками, дети сами придумывают название этим фигурам. Работая по системному оператору, в подсистеме, дети увидят, что у квадрата, прямоугольника, трапеции по четыре угла и четыре стороны и, самостоятельно дети придут к выводу, что, что эти фигуры можно назвать четырехсторонники или четырехугольники.

Познание ребенком окружающего мира происходит через осознание, понимание и анализ обследуемого объекта. И еще одно качество, формирующее творческое мышление дошкольника - это системное мышление, которое позволяет ребенку не только видеть внешнюю сторону объекта, но и те стороны, которые способствуют развитию и содержанию данного объекта. Практика обучения показывает: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность. Поэтому при знакомстве с цифрами нужно знакомить как с цифрами, их последовательностью, а так же с количественным составом числа. В системе дети увидят изучаемую цифру, в подсистеме дети смогут понять из чего состоит цифра, т.е. ее части, а в надсистеме дети отправятся в магазин и «совершая покупки», закрепят количественный состав числа. При этом на каждом занятии дети сами решают, в какой отдел они отправятся за покупками. Дошкольники на одном занятии могут сложить систему знаний об изучаемой цифре.

В дальнейшем, когда дети хорошо усвоят материал о количественном составе числа, можно отправляться за покупками в супермаркет, где они берут два пакета и складывают в них покупки. Это уже знакомство с составом числа из двух меньших. А в подсистеме дошкольники определят состав числа из единиц. И насколько сложный этот процесс будет всегда для многих дошкольников, настолько он становится увлекательным, от того, что ребенок имеет возможность самостоятельно почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при преодолении трудностей.

Таким образом, можно сказать, что дошкольный возраст и технология ТРИЗ, даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к познанию математики. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

Вывод. Развитие познавательных потребностей и интересов детей к умственному труду во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческий поиск, в открытие новых знаний. У ребенка должно появиться желание самостоятельно овладеть каким-либо навыком. Чтобы научиться этому, требуется сформировать определенный образ мышления у дошкольников. При этом взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления исследовательской активности детей. Все это можно сделать, опираясь на элементы ТРИЗ. Ведь методами ТРИЗ интересно и успешно решаются такие задачи, которые ранее почте не решались или решались поверхностно.

Библиография

  1. Гин, С. И. ТРИЗ-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей : учебное пособие / С. И. Гин. — Москва : КТК «Галактика», 2023. — 138 с. — ISBN 978-5-9500662-2-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/350933 (дата обращения: 13.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  2. Кишко С. В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции «Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. – 217с.

  3. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 121 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12815-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543299 (дата обращения: 13.02.2024).

  4. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников : учебное пособие / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Москва : Детство-Пресс, 2014. – 230 с. – Текст : непосредственный

  5. Суровцева Н. В. Математика по ТРИЗ-овски // Дошкольное образование. – 2001. - №4. – С.23-26

Просмотров работы: 168