Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наибольший интерес в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений   представляют игровые технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.   Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма  создается на  занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

1.1.Понятие игровой педагогической технологии, ее цели и задачи

 Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Игровая технология строится как целостное образование, охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области( умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

(«Отгадай-ка!»Игровая мотивация: спасатели должны уметь точно описывать приметы пострадавших или потерявшихся детей, так чтобы их по описанию могли узнать родственники)

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку («Испорченный телефон» )

При этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

1.Главная цель игровой технологии

- создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1.Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры-драматизации.

          Главный компонент игровой технологии-непосредственное и систематическое общение педагога с детьми.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Список литературы

1.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.

2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

4.Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

5.Бойченко, Н.А.,Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г.И.Григоренко ,Е.И.Коваленко, Е.И. Щербаков /.  – Киев: Рад. Школа,2002.–112с.  

6.Гайдаренко, Е. П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых : [нескучная энциклопедия] / Е.П. Гайдаренко. – Днепропетровск : Стакер,2007.–448с.                                                                        3.Ген, Г. Развивающие игры  / Г. Ген,  Н.Ковальчук , К. Леонова   // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №6. – С. 60.

7.Граббет, И. Игры для малышей от 2 до 6 лет: пособие  для педагогов дошкольных учреждений / И. Граббет; – Москва : «Росмен», 2009. - 160 с.5.Жичкина ,А. Значимость игры в развитии человека:  / А. Жичкина // Дошкольноевоспитание.–2002.–№4.–С.2.                                                   8.Жуковская Р. И. Творческие и ролевые игры в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. И. Жуковская; Москва : Изд. Академии Педагогических наук РСФСР.1990.– 160с.

8.Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О.С.Ушаковой. – Москва: Просвещение: Учеб. лит., 2007.–192 с.

9.Швайко, Г. С. Игры, игровые упражнения для развития речи. : книга для воспитателей детского сада: из опыта работы. / Г. С. Швайко. – Москва : Просвещение, 1998. – 64 с.                                10.Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва : Педагогика, 1978, – 304 с.    

Просмотров работы: 8