Профориентационная деятельность как средство социализации воспитанников детского дома - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Профориентационная деятельность как средство социализации воспитанников детского дома

Миронова А.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ситуация профессиональной ориентации в Российской Федерации характеризуется тем, что появляется все более высокая необходимость в исследовании новых подходов, которые связаны с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении способностей самореализации ребёнка в динамично меняющемся мире.

По разным данным, в мире существует от 40 000 до 400 000 специальностей. Точное количество подсчитать сложно: рынок труда быстро меняется. Не потеряться в разнообразии профессий помогает профессиональная ориентация.

Подготовка воспитанников детских домов всегда была острой проблемой государства. В нынешнее время дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые находятся в детских домах - учреждениях интернатного типа, сталкиваются со многими трудностями, среди которых проблема с процессом социализации, которая ведёт за собой препятствия в дальнейшем трудоустройстве и в выборе профессии. Из-за определённых жизненных обстоятельств таким детям сложно в будущем адаптироваться в социуме в аспекте повседневной жизни. Интернатное учреждение, как одно из важнейших социальных институтов, обязано оказывать своим воспитанникам помощь в социальной адаптации к современным условиям жизни, в том числе и к будущей профессиональной деятельности. Понятие социальная адаптация неразрывно связано с понятием социализации. По определению Онушкина, социальная адаптация («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [1].

Рассмотрим сущность понятия «социализация личности». Главная идея заключается в том, что социальная адаптация является составной частью процесса социализации.

В. И. Добреньков раскрывает понятиесоциализациякак развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и вос­производство социальных норм и культурных ценностей, а также самораз­витие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принад­лежит [2].

Так А.В. Мудрик определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Им выделены следующие составляющие социализации: стихийная социализация; относительно направляемая социализация; относительно социально контролируемая социализация; более или менее сознательное самоизменение человека. Такое понимание этого явления определяет социализацию как процесс, происходящий не только в детстве, отрочестве и юности, но и продолжающийся на протяжении всей человеческой жизни [3, с. 98].

В процессе социализации ребенок формируется как общественное существо. Успешная социализация предполагает решение таких наиболее важных проблем, как: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; подготовка к самостоятельной жизни; профессиональное самоопределение; постинтернатная адаптация [4, с. 174-175].

Дети, выросшие в детском доме, пропускают ряд значимых для со­циализации этапов, когда детскому организму для полноценного разви­тия важны близкие контакты с матерью, её ласка, за­бота и поддержка. Недополучение социализирующих действий родителей в раннем возрасте негативно сказывается на всей последующей социализации ре­бёнка. Воспитанник детского дома, прежде всего, принимает складывающиеся взаимоотношения между детьми и педагогами в этом учреждении как шаблонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в некоторой степени деформирует представление ребёнком других социальных норм и создаёт трудности для адекватного социального развития. Это явление называется в психологии сенсорной депривацией(лишение ре­бенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «соци­альная изоляция»:лишение человека социальных связей, общения и взаимо­действия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успеш­ности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации[2, с. 48].

Воспитанникам детских домов весьма сложно социализироваться за стенами детского дома, в котором они живут. Для них чаще всего характерны иждивенческая позиция, основанная на твёрдом убеждении, что им «все должны»; отсутствие бережливости в отношении как личной, так и общественной собственности; безответственность, проявляющаяся в неумении и нежелании отвечать за свои поступки; пессимизм. В первую очередь это обусловливается агрессивностью и враждебностью в их поведении, которая в свою очередь является результатом нарушений социальной адаптации. Воспитание в детском доме само по себе часто приводит к получению ребенком серьезных психологических травм, из-за изолированности, нарушая социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно отметить, что развитие воспитанников детских домах происходит в неординарном направлении, особенности нахождения в интернатных учреждениях накладывают особые отпечатки на качества личности ребенка, его поступки, вид, характерные особенности. Неприятности, через которые проходят дети, которые попали в детский дом, оказывают воздействие на развитие и эмоционально-волевой сферы личности. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людемалооб- разованных, не имеющих трудовых навыков, ориентации на создание полноценной семьи и т. д. Такие люди легко переходят границы любых моральных, нравственных и правовых норм, становясь угрозой всему обществу [5 c.27].

Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного ребёнка, которого не любят родители, из-за этого у них развиваются такие негативные черты характера как эмоциональная незрелость, импульсивность, агрессия, неуверенность в себе и в окружающих, недостаток воли, зажатость. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в детских домах. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у воспитанников.

По мнению Д.В. Старковой, пребывание ребенка в детском доме или интернате существенно усиливает дезадаптацию [6, с. 138].

По своему психическому развитию дети-сироты отличаются от сверстников из семей, они нередко отстают в развитии, часто страдают разными хроническими заболеваниями. Из-за узкого круга общения у них формируется девиантное поведение, что проявляется в регулярных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.

Именно поэтому огромную роль в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играет профориентационная деятельность. Выбирая профессию, выпускник учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет своё социальное положение в социуме, дальнейший жизненный путь, усваивает некоторую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему существовать как полноправный член общества. Своевременное независимое профессиональное самоопределение считается одним из главных факторов эффективной социализации, так как выбор будущей профессии содействует вырабатыванию уровня общественного положения и зрелости индивида. Ограничение общения и деятельности детей-сирот преимущественно искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной социальной среде сверстников и взрослых (недостаточно формируется инициативность).

Немаловажным средством и обстоятельством развития у детей спо­собности к личностному и профессиональному самоопределе­нию является расширение их связей с окружающим миром, контактов с людьми, что формирует новые ситуации и отношения, которые дают возможность действовать и принимать решения в не­стандартных условиях, справляться с незнакомыми труд­ностями, выявлять или использовать свои возможности. Администрации детского дома нужно договориться с местными учреждениями о прове­дении регулярной воспитательной работы, привлечении специалистов к организации профориентационной дея­тельности воспитанников; проявлять инициативу в организации совместной работы, детских объединений клубов, про­ведении профориентационных мероприятий с участием работников культурных и образовательных центров. Проблема трудоустройства наиболее часто оказывается причиной маргинализации воспитанников детского дома. Трудовое воспитание в интернатах чаще всего ограничивается навыками самообслуживания – застелить за собой постель, самостоятельно одеться и обуться, соблюдать правила гигиены и подобные навыки. И даже этим дети-сироты занимаются только под давлением взрослых, привыкая к тому, что любой труд, включая и профессиональный, неинтересен и принудителен. Выпускники детских домов, которым находят работу, обычно не задерживаются на ней надолго. На поиски новой работы многие из них не способны, не знают, куда обратиться и как себя при этом вести. Поэтому актуальность профориентациоиной помощи воспитанникам детских домов очевидна. Во-первых, важнейшей задачей таких образовательных учреждений является формирование полноценных граждан своей страны. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Проблемы воспитанников детского дома, затормаживающие процесс социализации

Проблема

Пояснение

Формирование концепции «МЫ»

У воспитанников детского дома своеобразно развивается феномен

«МЫ». У них появляется специфическая идентификация друг с другом,

при этом, они часто агрессивно реагируют на посторонних людей.

Отсутствие личного пространства

В учреждении интернатного типа практически нельзя остаться наедине с собой и своими мыслями. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения, рефлексии приводит к тревожности, раздражительности.

Отсутствие к самостоятельности

Многие думают, что из-за того, что в детском доме обычно много детей, то это значит, что всё нужно делать самостоятельно, но это ошибочное мнение, так как специалисты приучают детей самообслуживанию, чтобы воспитанники не выросли иждевенцами, но многие утеряли способность к самостоятельности из-за этой причины.

Отсутствие выборности

Воспитанники в детском доме лишены выбора почти во всём: их определяют в определённую группу, мероприятия составляются педагогами и т.д

Социальная депривация

Дети в детских домах и интернатах психологически отделены от всего социума, поэтому зачастую они готовы нарушать общепринятые правила и законы, так как они относят себя к отдельной группе, психологически не включенной в общество в целом.

Проблема в общении

Из-за того, что воспитанников очень много, воспитатели не могут уделять каждому ребёнку должного количества времени для общения, а от сверстников они отделены.

Проблема в трудоустройстве

Из-за отстранённости и изоляции от общества, воспитанники детского дома не особо включены в проблемы трудоустройства, нехватки специалистов, они не понимают кем хотят стать в профессиональном плане в будущем.

С. М. Шабанова поясняетзадачу профориентационной деятельности как развитие психологической и эмоциональной готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к профессиональному самоопределению, ненавязчивая поддержка в подготовке к выбору профессии, чтобы они в будущем могли функционировать как полноценные члены общества, т. е. были социализированы в полной мере. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации с воспитанниками детского дома разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины.

Одним из аспектов этого акта выступает профессиональное самоопределение как совокупность действий, совершаемых личностью в связи с подготовкой к выбору профессии как будущего жизненного пути, непосредственно связанного с социализацией личности [7].

Этот процесс профессионального самоопределения включает в себя: самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон; сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии; выбор профессии и образа жизни.

Профориентационная работа с воспитанниками детских учреждений для детей - сирот должна начинаться гораздо раньше, чем ребёнок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор [7]. Данная работа осуществляется в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала.

В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной, профессиональной жизни лежат: адекватное профессиональное самоопределение; готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи; соответствие моральным нормам и требованиям общества; использование личного опыта в изменяющихся условия.

Социализация проходит в виде освоения определенных социальных ролей и достижения социального статуса. Социальный статус характеризуется уровнем профессионального престижа, включением в структуру управления и уровнем доходов. Таким образом, составной частью социализации в современных условиях является ориентация выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на целесообразность получения именно тех профессий, которые могут быть востребованы на рынке труда.

Совместная деятельность педагогов и воспитанников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное повышение воспитанников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб воспитанников. Профориенатционная деятельность направлена на создание профессионально значимые проблемные ситуации, формирующие готовность детей-сирот к выбору, педагог актуализует их позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Например, такая деятельность осуществляется ОГКУСО для УОД «Родник» в с. Максимовка. Опишем опыт организации. Работа по профориентации осуществляется через:

  • Циклы профориентационных часов общения, направленных на знакомство воспитанников с «Миром профессий»;

  • Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определённую позицию), расширяющие знания детей-сирот о типах профессии, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной профессиональной деятельности;

  • Виртуальные экскурсии на предприятия, организация сферы услуг, дающие воспитанникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;

  • Индивидуальные консультации психолога для воспитанников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии [8].

Примерное содержание мероприятий профориентационной деятельности в детском доме включает в себя такие основные формы и методы как:

- беседа (знакомство с различными профессиями: повар, садовод, учитель, программист и так далее);

- творчество (выставка рисунков «Профессии» и викторина «Что? Где? Когда»).

В заключении отметим, что профориентационная деятельность с воспитанниками детских домов помогает решению задач формирования социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти мероприятия по профориентации создаются как средство социализации, чтобы помочь личности преодолеть проблемы, адаптироваться через получение новых знаний к новым общественным отношениям, научиться ориентироваться в новой обстановке, приспособиться к социальным и профессиональным нормам общества, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Осуществлять данную работу необходимо, путем привлечения предприятий, выступающих в качестве попечителей и организации различных мероприятий, необходимых для профессионального самоопределения воспитанников детского дома.

Список использованных источников:

  1. Онушкин, В.Г. Образование взрослых : Междисциплинар. слов. терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. - СПб. : ИОВ ; Воронеж. : ВИПКРО, 1995. - 231 с..

  2. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: В 15т. Т. 8: Социализация и образование / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 1040с.

  3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

  4. Верхотурцева, Е.Е. Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Е. Верхотурцева // Профессиональная ориентация. – 2017. - № 1. – С. 50-56.

  5. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева ; под ред. П.Д. Павленка. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.

  6. Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. - 2013. - №12. – С. 136-138.

  7. Шабанова, С.М. Актуальность проблемы профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома / С.М. Шабанова, Л.П. Погребняк // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2007. - № 48. – 174-177с.

  8. Официальный сайт ДДИ для УОД «Родник» в с. Максимовка. URL: https://максимовскийдетдом.рф/?ysclid=lskapcxq6d281669684 (дата обращения: 13.02.2024).

Просмотров работы: 167