РОМАН В. О. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РОМАН В. О. ПЕЛЕВИНА «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»

Даниелян Н.Н. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Жизнь насекомых» – это вовсе не аллегория человеческого существования через описание муравьев, мух и комаров. Нет, метафора, конечно, присутствует, но она куда изящнее, чем простое иносказание. У Пелевина насекомые не превращаются в людей, а люди не превращаются в насекомых. Они одновременно и люди и насекомые. Виктор Олегович создает собственный мир и в этом мире, многополярном и абсолютно не подходящим под мерки мира реального, действуют свои физические законы, познать которые у читателя шансов нет. В одном из них действуют люди, а в другом показана их ипостась в виде насекомых. Каждому персонажу соответствует определенному насекомому.

Главные персонажи книги, как следует из названия – это насекомые, которые одновременно люди и в то же время насекомые. Всё действие романа происходит в Крыму, где перед взором читателя промелькнут отрывки из жизни комаров, муравьев, мух, мотыльков, а также клопов. В этой книге Пелевин сочетает антропологическое и энтомологическое и в то же время разные психологические типы людей. Книга разбита на 15 глав, каждая из них посвящена каким-либо насекомым. Повествование начинается с того, что два русских комара-Артур и Арнольд встречают американского комара Сэма, который приехал открывать в России какой-то бизнес и которому нужно понять, а стоит ли игра свеч или нет. И, наверное, этих персонажей можно назвать главными, сюжетообразующими, потому что именно они знакомятся с другими насекомыми, которые, в свою очередь, связаны с другими насекомыми. Все они вместе замкнуты в единой системе, но центром являются именно комары. Хотя, интересно то, что центральная идея романа связана не с комарами, а с ночными мотыльками, которых зовут Митя и Дима, эти имена являются сокращением одного полного имени Дмитрий, что наводит на мысль, что мотыльков, возможно, было не двое, а всего один. Собственно, только эти два мотылька ведут философские беседы между собой и, в отличие от остальных персонажей, жизнь которых полностью уподоблена жизни реальных насекомых, то у этих не так, у них всё описано через какую-то концепцию, через философию.

Первое, чему приятно поражаешься, читая этот роман, так это слогу, он очень изысканный, красивый, сама форма построения рассказа необычная, и, конечно же, сама идея-это высший класс. Я не знаю, сколько времени Виктор

Пелевин потратил времени на то, чтобы изучить жизнь большого количества насекомых, выбрать из них те, которые можно было бы как-то уподобить человеческой жизни, то есть изобразить этих насекомых в виде людей, и затем превращать их обратно.

Пелевин очень виртуозно смешал жизнь насекомых и жизнь 90-х годов. Он здесь упоминает и тягу к зарубежному и желание девушек из провинции и не только выйти замуж за иностранца и улететь из страны. В этой книге говорится и о долларах, которые имеют большую ценность, нежели национальная валюта и о многих других вещах. Квинтесенций всего романа, на самом деле, является рассказ, который здесь содержится отдельно, не в качестве главы книги, а именно отдельным пунктом, и называется он «Свет горизонта». Он совсем маленький, но вы читаете, вроде бы понимаете о чем речь, но одновременно и не понимаете, но главное не в этом, а в том, что после прочтения последних страниц этого рассказ осталось полное ощущение того, что эта книга просто стёб над читателем. Также хочется отметить, что в некоторых главах сюрреализм просто зашкаливает, и больше всего это видно в главе, которая касается клопов, потому что клопы сначала это люди, которые видят других клопов, а затем они сами превращаются в клопов, которых видят другие люди, точнее даже другие насекомые. Всё очень сложно, но при этом интересно.

Еще хочется отметить, что в этой книге присутствует нецензурная брань, которой было довольно но мало, но, на мой взгляд, она здесь абсолютно лишняя. Если бы Виктор Пелевин вместо брани вставил другие слова, тона бы ничего не потеряла и выглядела бы более гармонично.

Это стилистически совершенное произведение, в котором есть самые разные образы, образы, порой, мудрые. Мировая скорбь, тоска, печаль, пронизывающая жизнь насекомых, потому люди продолжают жить внутри своей экзистенциальной сансары, не выходят за её пределы, в которую сами себя заключили, они не могут из этого выбраться, потому что большинство героев Пелевина позднего это, в первую очередь, те, кто бросил вызов эпохе, бросил вызов миру, в котором все закапываются в каток некой обыденности, повседневности, из-за которой не способны просто ничего видеть. В этом романе мы видим саму эту повседневность, обыденность, и как это описано, просто не объяснить словами. Необычная символика, удивительно точно присутствующая в нашей современной эпохе. Это не просто роман о конце большой империи и начале некого распада и разлада, в котором нет ничего интеллектуально цельного, а лишь самые разные способы познания себя. Потом будет написан «Чапаев и пустота», еще более цельное произведение, в котором мы уже видим некую альтернативу этой повседневности и обыденности, которая так препарирована жестоко и в то же время лирично в «Жизнь насекомых». Стремление воссоздать потерянное достоинство человеческой личности – основная тема романа.

Список литературы:

1. Аюпов Т. Р. Художественный мир раннего Пелевина. – МНКО. – 2021. – № 4 (89).

2. Пелевин В. Жизнь насекомых. – М: Аст, 2021. – 288 с.

3. Шайхисламова Р. Идея романа В. Пелевина «Жизнь насекомых». – CARJIS. – 2022. – № 6.

4. https://studyport.ru/referaty/literatura/2291-hudozhestvennoe-prostranstvo-romana-v-pelevina-zhizn-nasekomyh

Просмотров работы: 382