СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. АРХИТЕКТУРА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. АРХИТЕКТУРА

Рагулин Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Достаточно трудно определить начало современного периода в истории: когда заканчивается прошлое и начинается настоящее. Иногда под «современным» понимают то, что происходило и происходит в течение нашей жизни. Но на земле одновременно живут представители разных поколений людей. Чью именно жизнь принимать за эталон современности?
Впервые термин «современное» (от англ. contemporary) по отношению к искусству употребила одна из самых известных и авторитетных искусствоведов Розалинда Краусс. Благодаря ней принято считать, что современное искусство сформировалось в 1960–1970-е гг. Оно представляет собой своеобразную альтернативу модернизму или постмодернизму. Но время идёт, и рамки современности сдвигаются: некоторые художественные галереи считают современными только произведения, созданные в XXI веке.

Музей Гуггенхейма в Бильбао (Испания), один из крупнейших музеев современного искусства. Фотография Naotake Murayama

В любом случае для современного искусства характерно большое разнообразие направлений, стилей, форм и материалов. Оно сочетает общемировые тенденции и национальные традиции, активно использует достижения научно-технического прогресса, информационные технологии.

В послевоенной архитектуре широко использовались новые возможности строительной техники. В 1950–1970-х гг. популярным стал брутализм. Термин происходит от французского béton brut – «необработанный бетон». Лёгкости и приглаженности сооружений других стилей брутализм противопоставил подчёркнутую массивность конструкций и объёмов. Часто архитекторы использовали тему ступенчатой пирамиды, перевёрнутой основанием вверх и приподнятой над землёй.

Королевский национальный театр в Лондоне. Архитектор Дэнис Ласдан. Фотография Wars

По-прежнему влиятельным оставалось направление функционализма, которое появилось ещё в начале ХХ века. Его основным лозунгом можно считать: «Дом – это машина для жилья». Задача архитектора – подобрать наиболее оптимальную форму для того, чтобы здание выполняло свою функцию. Под руководством бразильского архитектора Оскара Нимейера в этом стиле была спроектирована и построена новая столица государства – Бразилиа.

Дворец Планалту, официальная рабочая резиденция президента Бразилии. Архитектор Оскар Нимейер. Фотография Gastão guedes

Со второй половины 1960-х гг. в архитектуре нашёл выражение постмодернизм. Его приверженцы противопоставляли рациональности модернизма воздействие на эмоции, опирались на традицию, часто делали прямые отсылки к какому-либо памятнику архитектуры. Постмодернисты стремились к оригинальности, уникальности форм, стремились гармонично вписать сооружение в окружающую среду.

Кривой домик, офисно-торговый центр в Сопоте (Польша), спроектированный компанией Szotyńscy & Zaleski. Фотография Topory

Одно из течений в архитектуре постмодернизма – деконструктивизм. Для него характерно отсутствие явной гармонии, симметрии, непрерывности. Сооружение кажется состоящим из отдельных фрагментов. Деконструктивисты не боятся усложнённых форм, изломанных линий. Их проекты вторгаются в окружающую среду агрессивно, резко выделяясь из неё. 

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (США). Архитектор Фрэнк Гери. Фотография Кэрола М. Хайсмита

В конце 1970-х – 1980-е гг. в архитектуре и дизайне широко распространился хай-тек. Этот стиль основан на использовании высоких технологий – от англ. high technologies – при проектировании и строительстве зданий. Основные материалы – стекло, пластик, металл, бетон. Архитекторы и дизайнеры хай-тека предпочитают прямые линии, строгие формы, часть функциональных элементов, например лестницы, лифты, систему вентиляции, выносят наружу здания. Преобладает серебристо-металлический цвет, используется много освещения.

Здание страховой компании Ллойда в Лондоне. Архитектор Ричард Роджерс. Фотография Тристана Суртела

В начале XXI века наступило некоторое пресыщение технологизмом. Всё большую популярность в архитектуре и дизайне получают стили, цель которых – возвращение к гармонии с природой. Проявлением этой тенденции стало развитие эко-тека. Архитекторы этого направления стремятся сделать здания частью природы. Технологии «умного дома» в сочетании с использованием натуральных и экологичных материалов позволяют максимально уменьшить отрицательное влияние человека на природу и в то же время сделать его жизнь комфортной и здоровой.

Список литературы:

  1. Архитектура мира. Энциклопедия архитектурных стилей. - М.: СЗКЭО, 2016. - 176 c.

  2. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова. – М.: Изобразительное искусство, 2013. – 384 c.

  3. Бартенев, И. От пирамид до современных зданий / И. Бартенев. – М.: Искусство, 2017. – 166 c.

  4. Музей Гуггенхайма в Бильбао. https://ru.wikipedia.org/wiki?curid=1365823

Просмотров работы: 7