АРТЕ ПОВЕРА: САМОЕ «БЕДНОЕ» ИСКУССТВО XX ВЕКА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АРТЕ ПОВЕРА: САМОЕ «БЕДНОЕ» ИСКУССТВО XX ВЕКА

Никонова П.Н. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Направление Арте повера

Арте повера – термин, изначально введенный искусствоведом и куратором Джермано Челантом в 1967 году, представляет собой художественное движение, объединившее художников из разных городов Италии в период с 1960-х по 1970-е годы. Этот термин отражает новую эпоху итальянского искусства. Под «бедностью» здесь понимается то же самое, что и на Западе. Арте Повера отрицает богатства, присущие традиционной культуре, отказывается от идеи красоты, разумности и добра. Все эти ценности утрачивают свой смысл: культурные сокровища больше не являются ценными, они потеряли доверие. Художники, представители Арте Повера, визуализируют взаимодействие между природой и промышленностью, используя промышленные или непривычные материалы. Их цель – освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, а также играть с политическими аспектами индустриальных материалов. На международной сцене искусства стала заметной тенденция к развитию движения. В то время как в США преобладали абстрактный экспрессионизм и последующий минимализм, использующий промышленные материалы, Италия первой обратила свое внимание на природные и ручные элементы. По мнению художников арте повера, минимализм фокусировался на форме, не затрагивая поэтические, политические и исторические вопросы, которые были важны для этого движения.

Арте повера не являлось объединением художников с собственным манифестом. Это было, прежде всего, движение, которое было признано и классифицировано в целом благодаря кураторам и критикам.

Некоторые художники арте повера, представляющие разные поколения, уже были хорошо известными в итальянском художественном сообществе.

История возникновения

Арте повера – это художественное движение, зародившееся в Италии в начале 1960-х годов. Оно возникло в результате экономического подъема, который происходил в Италии в 1950–1960-х годах благодаря развитию промышленности. Вместе с экономическим ростом, развивалась и потребительская культура. Главными представителями арте повера стали Микеланджело Пистолетто, Джузеппе Пеноне, Марио Мерц и другие. Эти художники считали себя политическими художниками, которые видели серьезную социальную роль искусства. В то же время их работы отражали историческое прошлое Италии – страны, которая славится своими художественными гениями на протяжении многих веков. Организатор выставки арте повера в Городском музее в Турине в 1970 году, Челант, надеялся, что использование «бедных» материалов и отказ от традиционных представлений об искусстве как о «продукции» для собирания и коллекционирования, подорвут коммерциализм, заполнивший мир искусства.

Выразительные средства

Представители данного течения признавали своей главной целью борьбу с капитализмом и «красивым искусством». В своих работах художники использовали фрагменты газет, мусор, листья табака, тряпки – все, что было частью их окружающей реальности и что они стремились выразить.

Желание художников арте повера сбросить искусство с пьедестала привело к расширению форм и материалов: самые обыденные и привычные предметы могли быть включены в художественный контекст. Это привело к радикальному расширению спектра используемых материалов и ресурсов. Кроме того, желание размыть границы между искусством и жизнью привело к разработке подходов, основанных на процессах. Искусство арте повера конца 1960-х годов характеризовалось временными инсталляциями и действиями, сфокусированными на настоящем моменте.

В более поздних работах радикальные методы стали более обычными, и традиционные формы нашли свое место в произведениях художников арте повера снова.

Таким образом, Марио Мерц, Микеланджело Пистолетто, Марио Чероли, Джулио Паолини, Яннис Кунеллис искали выразить поэтику простых предметов через создание своих инсталляций, поднимая их над «красивым искусством». Они стремились выразить взаимодействие этих предметов с повседневной жизнью. Размещая свои работы в художественных музеях, они акцентировали контраст между выставочным пространством и обыденной семантикой, чтобы позволить простым вещам раскрыть свою эмоциональную ауру.

Произведения имеют символический смысл, но стоит отметить, что этот смысл свободен и имеет широкий ассоциативный диапазон, не связанный с чем-то конкретным. Многие работы Янниса Кунеллиса приближаются к этому, где художественное пространство и его атмосфера создаются через ненавязчивое сочетание предметов, которые можно найти в повседневной жизни: это комбинации разных вещей, найденных на свалке, мешков с углем, гипсов античных статуй и огня газовых горелок.

Важно отметить, что многие работы художников арте повера создают ощущение автономности и самодостаточности в своем художественном выражении. Под автономностью я понимаю способность произведения жить своей собственной жизнью. Материалы, используемые художниками, такие как бетон (Ансельмо, Дзорио), промышленные изделия (Кунеллис, Марио Мерц), зеркала (Пистолетто, Фабро), свидетельствуют о принадлежности к индустриальному производству и ручным методам работы. Представители арте повера, которое возникло около пятидесяти лет назад, совершили творческую революцию, в которой подтвердили свободу языка искусства от привязки к строгим системам. Они заложили основы новой эстетики, которая говорит о том, что искусство – это часть нашей жизни.

Представители Арте повера и их работы

Микеланджело Пистолетто «Венера в лохмотьях»

Марио Мерц « Каменное иглу»

Яннис Кунеллис «12 лошадей»

Список литературы

  1. Гущин С., Щуренков А. Современное искусство и как перестать его бояться. — Москва: Аст, 2018. — С. 158 – 240 с.

  2. Кунеллис Я. Статьи. Тексты. Фотографии. (К выставке Кунеллиса в Центральном Доме Художника. Москва. 1991) (перевод с французского языка). Roma, 1991

  3. Якимович А. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930 – 1990. – Москва: Искусство – XXI век, 2009. – С. 162. – 464 с.

Просмотров работы: 53