Искусство всегда было отражением времени, в котором оно возникало. Век за веком деятели искусства воплощали дух эпохи, внося свой вклад в культурное наследие человечества. Наш век не стал исключением, и искусство этого периода проявило и проявляет себя во всех направлениях, от традиционных художественных форм до совершенно новых искусственных явлений. Среди художников XXI века выделяются те, кто активно исследуют новые технологии, используя их для создания своих работ, другие же – напротив возвращаются к идеям прошлых столетий, особенно широкое распространение получил реализм.
Важной чертой искусства современности является социальная активность. Художники постоянно обращаются к социальной проблематике, нацеливаясь на вопросы равенства всех людей, независимо от их расовой принадлежности, гендера, внешних особенностей, социального статуса, то есть к вопросам социальной справедливости, прав человека и политики.
Одной из важных характеристик постмодернистского искусства становится концептуализм. Он заключается в главенстве концепции, которая возвышается над материальным воплощением. Идея, которую представляет произведение, считается его основным компонентом, а «готовый продукт», если он вообще существует, рассматривается в основном как вид документации, а не как артефакт. Именно поэтому в данной работе мы рассмотрим такую форму современного искусства как перформанс, ведь она лучше всего соответствует исканиям современных творцов, позволяя создавать искусство в любом пространстве, используя совершенно разные способы, методы, материалы, а иногда и вовсе не требующее никаких дополнительных средств – лишь наличие автора и зрителя.
На данный момент существует несколько разных мнений о том, когда же на самом деле зародился перформанс и какое из представлений можно считать первым в своем роде. Кто-то считает, что перформанс появился уже в первом десятилетии прошлого века, но большая часть источников указывает на 50-60е годы двадцатого столетия. Например, знаковой точкой можно считать знаменитое выступление американского художника и композитора Джона Кейджа со своей пьесой «4“33»(1950 г.). Но поистине выдающимся деятелем в истории современного перформанса является ныне живущая и все еще выступающая Марина Абрамович.
Марина Абрамович родилась в Сербии в Белграде. Ее родители были югославскими партизанами во время Второй мировой войны. Отец Марины Войо был командующим, которого приветствовали как национального героя после войны, мать Даница была майором в армии, а в 1960-х стала директором Музея Революции и Искусства в Белграде. В интервью 1998 года Абрамович описывала, как ее мать после ухода отца «взяла на себя полное управление в военном стиле надо мной и моим братом. Мне не разрешили выходить из дома после 10 часов вечера до 29 лет. Все перформансы в Югославии я свершала до 10 часов вечера, потому что в это время должна была быть дома. Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, – всё делалось до 10 вечера».
До того как Абрамович узнала об искусстве перформанса, она занималась живописью и рисовала столкновения «больших социалистических грузовиков» с «маленькими невинными социалистическиими игрушечными грузовичками».
Однажды она спросила у одного офицера, можно ли ей полетать на истребителе, чтобы «раскрасить небо дымом». Ей отказали, сославшись на то, что у нее нервный срыв. Но впечатление от сверхзвуковых самолетов, оставляющих в небе неуловимый инверсионный след, оказалось необычайно сильным и вдохновило Абрамович стать перформансистом: «С того дня я перестала рисовать. Вместо этого я стала больше обращать внимание на то, что находится вокруг меня, и использовать это в своей работе. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я сама могу быть своим искусством».
На этом этапе рассказа я хотела обозначить важный нюанс: реальность современности такова, что мы перестаем сглаживать острые углы, наоборот обращая на них внимание, мы позволяем индивидуальности человека, если таковая требует яркого самовыражения, использовать практически любые средства. Отсюда возникает некоторая проблема, связанная с истощением арсенала способов самовыражения, отличающих человека от массы. Потому некоторым людям требуется нечто крайне вызывающее и экстравагантное, то, что заставит зрителя следить за выступлением. И Марина Абрамович нередко доходила практически до края, как будто не страшась ни общества, ни смерти.
В 19 лет Марина придумала свой первый перфоманс «Come Wash with Me» для белградской Galerija Doma Omladine: зрителям предлагалось раздеться на входе, чтобы художница смогла постирать их одежду. Эта работа была предложена галерее в 1965 году, но Абрамович ждала ответа четыре года и в результате получила отказ.
Спустя 10 лет художница сбежала из дома, покинула Белград и зарабатывала на жизнь вязанием свитеров, так как искусство перформанса еще не давало возможности обеспечивать жизнь.
В последствии Абрамович создаст множество скульптур, но сможет закрепить себя в мире искусства как «королева перформанса» или самопровозглашенная «бабушка перформанса». Она стремится избегать традиционных материалов, (таких как краски и холст), и сокращает расстояние между художником и публикой, сделав свое тело объектом искусства. Тем не менее, она не рассматривает тело как просто поверхность, а говорит, что считает его «отправной точкой для любого духовного развития».
Со временем Марина дошла до рискованных и травмоопасных для своего тела действий во время представления. Одним их первых подобных опытов художницы стал «Ритм 10» (1973 г.)
В «Ритме 10» она использовала ряд из 20 ножей, чтобы быстро нанести удар по промежуткам между своими вытянутыми пальцами. Каждый раз, когда она протыкала кожу, она выбирала еще один нож из аккуратно разложенных перед ней, при этом велась звуковая запись. Через час она включила запись первой половины часового выступления, синхронно используя ритмичный удар ножей по полу и по своей руке, чтобы повторять те же движения и одновременно с записью наносить новые "старые" порезы. Перформанс символично определяет важность травм прошлого в жизни каждого человека: ввиду определенных триггеров они могут проявиться вновь и снова сделать "больно".
Считая жизнь и искусство выходящими за рамки осознания, Абрамович создавала перформансы, в которых она спит или впадает в бессознательное состояние, чтобы исследовать и этот важнейший аспект жизни. В «Ритме 5» (1974 г.) она создала звезду из стружек, покрытых бензином, и подожгла их. Обрезав ногти и волосы и бросив их в огонь, она легла в эту горящую звезду (символ оккультизма и коммунизма в Югославии). Когда зрители поняли, что ее одежда загорелась и она потеряла сознание из-за нехватки кислорода в огне, они вытащили ее, завершив представление. После исполнения «Ритма 5» художница сказала: «Я поняла, что предметом моей работы должны быть пределы тела. Я буду использовать перформанс, чтобы раздвинуть свои умственные и физические пределы за пределы сознания».
Далее я расскажу лишь о самых известных работах Абрамович, которых на самом деле не один десяток за ее более чем пятидесятилетнюю практику. Наверняка, практически каждый активный и любопытный пользователь интернета хотя бы раз натыкался на информацию или фотографии перформансов Марины.
«Ритм 0» (1974 г.)
Он стал, пожалуй, наиболее знаменитым представлением. С заявлениями «Я – объект» и «В этот момент я беру на себя полную ответственность» Абрамович предложила зрителям использовать любой из 72 объектов (72 предмета, включая перо, ручку, книгу, пилу, мед, пластырь, соль, розу, пистолет, пулю, краску, кнут, пальто и ножницы) на ее теле так, как они пожелают, полностью отказавшись от контроля [рис. 5, 6, 7].
В ходе проведения зрители разделились на тех, кто пытался причинить вред Абрамович (например, прижимая заряженный пистолет к ее голове) и тех, кто пытался защитить ее, вытирая слезы. В конце концов, после того, как она простояла неподвижно в течение шести часов, зрители, защищавшие ее, настояли на прекращении представления, видя, что другие становятся все более агрессивными.
Для Марины же «Ритм 0» был символом веры в то, что противостояние физической боли и утомлению важно для того, чтобы человек мог полностью осознавать себя. Эта работа также отразила ее интерес к перформансу как к способу преобразования как исполнителя, так и публики. Она хотела, чтобы зрители стали соавторами, а не пассивными наблюдателями.
Данный перфоманс получил широкое распространение и практикуется до сих пор.
«Балканское барокко» (1997 г.)
Абрамович создала Балканское барокко в ответ на бесчисленные смерти, произошедшие в бывшей Югославии. Сидя в белом платье на вершине из 1500 коровьих костей, она проводила четыре дня по шесть часов в день, промывая каждую из этих окровавленных костей, в окружении проецируемых изображений своих родителей и себя самой. Звуковое сопровождение выступления включало в себя записанный голос художницы: она описывала балканские методы убийства крыс и пела народные песни [рис. 8, 9].
Перформанс проходил в невыносимой жаре подвального помещения, в сопутствии зловонного запаха. Для Абрамович было недостаточно просто подсчитать количество людей, погибших в современной войне. Вместо этого она стремилась вспомнить жизни, усилия и надежды убитых людей, путем тщательного прикосновения и очистки «их» физических костей от крови. Неспособность смыть всю кровь с костей сравнима с неспособностью стереть позор любой войны – эту концепцию, художница считала универсальной.
«Энергия покоя» (1980 г.)
Входит в цикл перформансов, созданных совместно с Уве Лайсипеном (Улаем), с которым Марина на тот момент состояла в отношениях. Собственно, их перформансы и рассматривали различные грани взаимоотношений.
«Энергия покоя» – перформанс о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной, в ходе которого Улай держал направленный в грудь Марины настоящий, с натянутой тетивой и стелой, лук в течение полутора минут. Именно от биологических реакций, поведения и намерений Улая зависела жизнь Марины в этот короткий, но насыщенный эмоциями момент. Ответственность Абрамович выражалась в том, что она держала корпус лука своими руками, отклоняясь и натягивая тетиву. Микрофон безжалостно фиксировал дыхание и сердцебиение обоих партнеров. Позднее Абрамович назвала этот перфоманс одним из самых сложных в ее жизни [рис. 9].
Несколько интересных фактов из жизни Марины Абрамович:
1. За новым опытом Абрамович всегда отправляется в новый уголок Земного шара. Так она год прожила с аборигенами в Австралии, а также вырастила там детеныша кенгуру.
2. Однажды Марина просидела двенадцать дней без еды. Конечно, это было в контексте перформанса («Дом с видом на океан»).
3. В 2013 в галерее Serpentine у Абрамович была выставка «512 часов», во время которой она предлагала посетителям надеть наушники и наслаждаться в них тишиной. Она заметила, что один 12-летний мальчик приходит на эту выставку каждый день. «Я спросила его, зачем он это делает, и он рассказал мне, что ему очень плохо в школе, а теперь, когда он каждый день приходит домой, становится посередине комнаты и наслаждается тишиной, и тогда он становится на все способным на любые свершения».
Сейчас Марина Абрамович уже в возрасте 77 лет, но продолжает работать над новыми проектами в своем институте и обучать искусству перформанса новые поколения.
Список литературы
1. https://peopletalk.ru/article/protsess-vazhnee-rezultata-9-epatazhnyh-rabot-mariny-abramovich/
2. https://artalebrio.com/news/view/12-vsemirno-izvestnykh-performansov-mariny-abramovich
3. https://theblueprint.ru/culture/art/ulay-performance
4. https://artguide.com/posts/410
5. https://oilyoil.com/ru/blog/9-fun-facts-about-marina-abramovic-that-will-surprise-you
Приложение