ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР

Кожин Н.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На рубеже ХХ–ХХI веков общая смена культурных парадигм активизировала процесс художественного обновления. Современная театральная культура (как региональная, так и столичная) представляет собой сдвиг в художественном сознании. В этот период творческая деятельность отечественных театров была и есть крайне неоднородна и амбивалентна.

Новизна художественного взгляда на эстетику современного театра требует знания и понимания вопросов культурологии, эстетики и искусствоведения. Несмотря на разнохарактерность театрального процесса, мы попытались выявить и осмыслить характерные эстетические черты, проявляемые российским театром на рубеже веков и сегодня.

Большие изменения в современном российском театре являются результатом отхода от постмодернистской современности. Я. И. Пахомова в своей статье «Особенности развития современного театрального процесса в России конца XIXXX начала в.» пишет: «В развитии театральной культуры драматических театров в России конца XX – начала XXI в. Можно выделить три группы тенденций: внутритеатральные тенденции..., создание новых типов театров..., новизна драматургии...» [6; 143–146 с.].

Театральная жизнь России на рубеже столетий совершенна неоднозначна и жанрово разнообразна. Она представлена огромным количеством направлений и театральных «движений». Одно из таких направлений – иммерсивный театр.

Иммерсивный театр – один из самых молодых видов театрального искусства. Так называют спектакли, в которых зрители являются соучастниками. Иногда инициатива исходит от зрителей, но во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют с публикой. Они завязывают зрителям глаза, обнимают их или приглашают присоединиться к представлению. Иммерсионный театр также известен как променад-театр, поскольку во время спектакля зрители могут ходить по сценическому пространству.

В переводе с английского «immersion» означает погружение или участие. Режиссер иммерсивного спектакля полностью погружает зрителей в пространство спектакля. Таким образом, местом проведения спектакля может быть сам зрительный зал, другие помещения внутри театра или даже за его пределами. Иногда в иммерсивных спектаклях истории часто происходят в различных местах, и зрители могут выбирать, за какой историей им следить.

Молодой театральный иммерсивный жанр уже имеет длинную и интересную историю. В 1969 году итальянский режиссер Лука Ронкони поставил спектакль «Сердитый Лоран» в церкви. В углу стояла движущаяся платформа, и зрители могли ходить между платформами и выбирать различные фрагменты спектакля. Однако, как самостоятельный признанный жанр, иммерсивный театр зародился в США, ближе к концу XX века.

Первое такое шоу было поставлено в 2000 году членами британской театральной компании «Punchdrunk». В основу сюжета была положена пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Девять лет спустя «Punchdrunk» поставили иммерсивный спектакль «Sleep No More» по мотивам пьесы Шекспира «Макбет». Там зрители ходят в масках по заброшенному складу в Нью-Йорке, оформленному в стиле киношедевров американского режиссера Альфреда Хичкока.

Российская история иммерсивного театра начинается позднее – в XXI веке. В 2004 году в Школе драматического искусства показали 24-часовой спектакль Игоря Яцко «День Леопольда Блума» по роману Джеймса Джойса «Улисс». Все без исключения страницы культового романа были прочитаны, спеты и разыграны единовременно во всех пространствах театра, включая буфет и кассовый зал. Спустя 10 лет спектакль сыграли еще раз.

Главные отечественные герои жанра в настоящий момент – команда Le Cirque De Charles La Tannes. На их счету уже два тотальных спектакля – «Норманск» в Центре им. Мейерхольда (ретрофутуристическая инсценировка «Гадких лебедей» братьев Стругацких) и ночной променад «Пирамида» в парке «Музеон» (по 1500-страничному роману советского писателя Леонида Леонова) [5].

Еще один яркий популярный проект – «Черный русский» режиссера Максима Диденко по мотивам романа А.С. Пушкина «Дубровский». В спектакле принимают участие актеры «Мастерской Брусникина» и «Гоголь-центра». При входе зрителям раздавали маски, а также во время спектакля можно было выпить и потанцевать.

Сегодня выделяют разновидности уже внутри самого иммерсивного театра:

1. Театр одного перемещающегося зрителя. Самый близкий родственник такого театра – комната ужасов. Главное достоинство – незабываемые впечатления. Недостаток – на подобные спектакли всякий раз практически невозможно достать билет, так как в течение дня театр просто физически не способен обслужить больше двух-трех десятков зрителей.

Датчане «Fix&Foxy» играют «Кукольный дом» Ибсена всякий раз в разных квартирах Осло, просто вешая на входе табличку: «Квартира Норы и Хельмера». Англичане «Dreamthinkspeak» под руководством Тристана Шарпса запускают зрителей на свои объекты по одному, иногда парами-тройками, давая простые команды, вроде «следуй за девушкой с фонариком» или «не оглядывайся». Последнее словосочетание стало названием спектакля по мотивам мифа об Орфее, показанного в 2006 году в Москве на фестивале NET. Блуждающий в потемках зритель вздрагивал от шороха за спиной, чувствуя себя героем «Сталкера» Тарковского, а на выходе был убежден, что видел призраков.

В Шотландии же существует команда, специализирующаяся исключительно на индивидуальном променад-театре – «Look Left Look Right». Одним из главных событий Эдинбургского фестиваля 2013 года стала их бродилка «Однажды ты сказал да». Обладатель билета приходил на указанное место в городе в нужное время, далее становился соучастником ограбления, собеседником бездомного, попадал на службу в храме, а в финале оказывался в баре, где тапер исполнял песню про его, зрителя, жизнь и заветные мечты, ко всему прочему – на мотив его любимой песни.

В России такая разновидность иммерсивного театра находится в зачаточном состоянии. На первую страницу отечественной истории этого направления пока претендует пара эпизодов в проекте Олега Глушкова «Опыты» в галерее «Troyka Multispace».

2. Театрализованная экскурсия. Наиболее популярная форма променад-театра. Зрители отправляются на экскурсию по городу, чтобы увидеть простые (и, в принципе, полупрофессиональные) сценки на заданную тему. По всей видимости, драматургия призвана отвлечь от скуки экскурсии. В Москве Булгаковская резиденция уже более десяти лет организует прогулки вдоль Патриаршего пруда. А в Санкт-Петербурге студенты и выпускники Санкт-Петербургского государственного академического театра уже который год подряд организуют «День Хальма» или «Тропу старухи». Во время «Дней Хальма» около 200 зрителей небольшими группами с утра до вечера гуляли по городу, заходили в квартиры, парки, библиотеки и музеи, удивлялись голосам героев повести Хельма «Старуха» и, наконец, приезжали на поезде в дом Лиззи Норт (где мучимый герой повести Хельма в конце концов избавился от тела Старухи), чтобы послушать финальные молитвы оратории.

3. Спектакль выставка. Действие спектакля происходит в пространстве галереи, и каждый эпизод представлен как музейный экспонат. Зрители могут свободно перемещаться из комнаты в комнату, возвращаясь в один момент и уходя в другой. На первый взгляд, такой театр ничем не отличается от живой инсталляции, но концептуально спектакль-выставка – это не что иное, как контекстуальная игра, основанная на формуле: «режиссер ставит спектакль = художник создает объект». Перформанс = выставка – это контекстуальная игра. Актеров в таких спектаклях принято называть участниками или исполнителями, которые сознательно выполняют минимальные функции, например, читают вслух текст в течение пяти минут или тихо сидят за столом. Кстати, современные теоретики театра находят в этом театральном опыте следы новейших технологий перформанса.

4. Перемещающийся спектакль. Более 100 лет назад изобретение поворотного круга произвело фурор. Сегодня, в XXI веке, МХАТ им. Горького, показывает спектакль, в котором зрителей просят покинуть свои места. Механизм очень прост: новый сюжет – новое пространство, в котором все зрители перемещаются вместе с героями пьесы.

«Примеров подвижных спектаклей в одной Москве – около десяти только за последний сезон. Авангардистский «СЛОН» Андрея Стадникова играется поочередно в нескольких цехах бывшего завода «Кристалл», в бродилке «S.T.A.L.K.E.R.» Евгения Григорьера зрители осваивают все закоулки «Гоголь-центра», а в «Декалоге» Никиты Кобелева – знакомятся с помещениями филиала Театра им. Маяковского на Сретенке. Успехом пользуются также и детские перемещающиеся спектакли, среди которых нельзя не заметить «Призраков театра», сочиненных Театром Тру для Александринки. Попутно режиссеры, освобожденные от границ сценической коробки, начинают активнее взаимодействовать с пространством, акустикой, светом, ритмом, а актеры учатся работать на 360 градусов» [5].

Превосходство этого вида театра в том, что он держит зрителя в состоянии повышенной готовности. Из теории относительности известно, что время воспринимается наблюдателем и наблюдаемым по-разному. Например, три часа на сцене могут быть всего пятью минутами для актера, но вечностью для зрителя. В моменты коллективной активности зрители подсознательно начинают наблюдать друг за другом, и в ответ чувствуют, что за ними тоже наблюдают, то есть в каком-то смысле они тоже актеры. Например, по дороге домой после спектакля «Десять заповедей» зрители были искренне шокированы, узнав, что спектакль длился почти четыре часа.

Почти каждый спектакль иммерсивного действия можно считать новой разновидностью этого направления. Это связано с размытостью характерных для него черт. В связи с этим это театральное «движение» набирает популярность и продолжает распространяться по всему миру.

Список литературы

  1. Бум иммерсивного театра. Available at: https://kosmoscentr.ru/novosti/2249-bum-immersivnogo-teatra-rossii-i-mire [Электронный ресурс]

  2. Гротовский, Е. Перформер. Available at: https://paulkartashev.livejournal.com/15180.html [Электронный ресурс]

  3. Ерохина, Т.И., Кукушкина, Е.С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре / Т. И. Ерохина, Е. С. Кукушкина [Текст] // Верхневолжский филологический вестник. 2019; № 1 (16): 214 – 222.

  4. Каранович, Д. Что такое «иммерсивный театр» и почему ответа нет. Петербургский театральный журнал. 2018; № 3 (93). Available at: http://ptj.spb.ru/archive/93/lost/chto-takoe-immers(ivnyj-teatr-ipochemu-otveta-net [Электронный ресурс]

  5. Киселев, А. Доступная типология иммерсивного театра. Available at: https://www.teatrall.ru/post/2332-kakie-byivayut-spektaklibrodilki/ [Электронный ресурс]

  6. Пахомова, Я. И Особенности развития современного театрального процесса в России конца XIXXX начала в. [Текст] / Я. И. Пахомова // Вестник Вятского государственного университета. – 2013. – с. 143-147.

  7. Прожить историю: что такое иммерсивный театр? Информационный интернет-ресурс «Mainstyles». Available at: https://mainstyles.ru/news/prozhit-istoriiu-chto-takoeimmersivnyi-teatr/show/ [Электронный ресурс]

  8. Попович, П. Причины возникновения история развития иммерсивного театра. Молодой ученый. 2019; № 15: 312 – 317.

Просмотров работы: 16