ПОДТЕКСТ ФИЛЬМОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПОДТЕКСТ ФИЛЬМОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ

Гаркунов Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О фильмах

В фильмах показана история мальчика по имени Гарри Поттер, который в свои 11 лет вдруг узнает, что наделен магическими способностями и что он «избранный». Это невероятно, ведь он сам был уверен, что ничего собой не представляет. Эту мысль ему годами вбивали в голову дядя Вернон и тетя Петуния, у которых он жил после гибели родителей. Издевался над мальчиком и сын его опекунов Дадли, что также не добавляло Гарри уверенности в себе.

Начало истории сразу же притягивает внимание, будоражит душу, заставляет смотреть дальше. Миллионы подростков (да что там, и взрослых тоже), считающих себя «белыми воронами», прониклись такой подачей сюжета. И, когда Гарри Поттер – нелепый, забитый очкарик – стал главным воспитанником школы волшебства, знаменитостью, это воодушевило зрителей и вселило веру в справедливость. Когда Гарри нашел в Хогвартсе друзей, он стал по-настоящему счастливым и свободным.

В школе магии юный волшебник стал раскрывать в себе всё новые черты, находить скрытый смысл вещей и событий. Его верные спутники Рон Уизли и Гермиона Грейнджер не побоялись ввязаться в борьбу с Тёмным Лордом, показывая пример настоящей дружбы.

Шесть раз «мальчик, который выжил» вступал в битву с Волан-де-Мортом и в финале победил его. Пройдя через несправедливость и боль утраты родителей, несмотря на козни злобного Драко Малфоя и его приспешников, он смог бросить вызов Смерти и остаться в живых.

Джоан Роулинг дала настолько чёткое описание деталей в своих романах, что режиссёрам оставалось только перенести их на экран. Каждая из книг послужила сценарием к отдельному фильму. Содержание последнего романа было разбито на две части. Вот полный список всех фильмов, их восемь:

© Гарри Поттер и философский камень – 2001 год;

© Гарри Поттер и тайная комната – 2002 год;

© Гарри Поттер и узник Азкабана – 2004 год:

© Гарри Поттер и Кубок огня – 2005 год;

© Гарри Потери Орден Феникса – 2007 год;

© Гарри Потери Принц-полукровка – 2009 год;

© Гарри Потери Дары Смерти. Часть 1 – 2010 год:

© Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2 – 2011 год.

В 2026 году планируется снять фильм «Гарри Поттер и проклятое дитя» о детях главных героев.

Идеи «Поттерианы»

Если провести подробный разбор всех фильмов о Гарри Поттере, то можно обнаружить множество скрытых смыслов и идей. Книги, а затем и их экранизация стали своеобразной «религией» для фанатов, породили новые течения в литературе, кинематографе, культуре.

История о волшебниках, живущих рядом с обычными людьми, поднимает многие насущные темы. Вот основные идеи Поттерианы.

Социальное неравенство

С неравенством и несправедливостью Гарри сталкивается с раннего детства. В доме Дурслей он лишний, низшее существо, недостойное нормального человеческого обращения и жалости. Тогда как родной сын его дяди и тёти – злобный и самовлюбленный Дадли – купается в любви и заботе, получает всё по первому требованию. Главный герой понимает с ранних лет, что люди не равны по своей природе.

В своём мнении он утверждается, попав в школу магии Хогвартс. Его лучший друг Рон – выходец из простой и небогатой семьи. Это становится поводом для насмешек некоторых одноклассников. Тут же возникает сравнение с богачом Драко Малфоем, у которого есть всё, кроме доброты и хороших манер.

Джоан Роулинг сознательно не стала рисовать идеальный мир, где все друг другу братья. Волшебный социум в её трактовке мало чем отличается от нашего – «магловского», когда речь идёт о человеческих предрассудках.

Расизм и национализм

Чистота крови – это одна из основных концепций всех частей фильма. В волшебном мире персонажи делятся на касты, в зависимости от количества предков-магов. Есть чистокровные волшебники, полукровки, а также те, кто был рожден маглами. Это низшая каста, к которым нередко применяют оскорбительное слово «грязнокровки».

Здесь прямая аналогия с идеями нацистской Германии, а также, возможно, с расизмом и отношением к чернокожим. Чистокровные волшебники с таким же предубеждением относятся к полукровкам, как фашисты к представителям любой «не арийской» расы.

Это течение породил когда-то сам Салазар Слизерин. Изначально маглорожденные волшебники вообще не допускались к обучению в школе Хогвартс. Также подобные настроения царили в семье Блэков – древнейшем магическом клане. Для них чистота крови всегда была основным критерием в любой ситуации.

Все Блэки впитали эту теорию, за исключением Сириуса и Андромеды. В фильме Гермиона много раз слышит в свой адрес слово «грязнокровка», особенно часто из уст членов семьи Малфоев. Кстати, Роулинг возможно, не случайно сделала их внешне «истинными арийцами» – светловолосыми и голубоглазыми.

Также тему расизма подняли сами фанаты «Гарри Поттера». Они не могли смириться, что главный герой влюбился в азиатку. Её появление в школе магии вообще многие сочли неуместным, нелепым. Бедняга Кэти Лунг, сыгравшая возлюбленную Гарри Джоу Чанг, даже столкнулась с травлей в интернете после выхода фильма в прокат. Это явно не та реакция, на которую рассчитывала Джоан Роулинг.

В книге не ставился акцент на расовой принадлежности героев. Однако в фильме среди учеников Хогвартса появлялись и темнокожие, и азиаты, и во всём этом зрители начали искать скрытый смысл, давать этому своё объяснение.

Национализм стали видеть даже там, где его и в помине не было. Например, ученика Симуса Финнигана из Ирландии связали с терроризмом. В некоторых рецензиях на фильм можно найти мнение, что это «образ коренного ирландца, который обязательно что-то взрывает». Также в образах гоблинов-банкиров особо дотошные зрители увидели «типичные» еврейские черты.

Рабство

Эта тема широко освещена в книгах Джоан Роулинг, но в фильмах ей отвели ничтожную роль. Объяснение простое – это слишком тяжело и мрачно для широкого показа. Речь идёт о рабстве эльфов в волшебной стране.

Когда в конце седьмой части Добби жертвует собой ради спасения Гарри, это вызывает особенно сильные чувства. Смысл в том, что этот эльф смог сломать систему, не только вырвавшись на свободу, но и пойдя против своих хозяев – семьи Малфоев – во имя добра и справедливости.

Единственной, кого всерьёз заботили проблемы угнетённых эльфов, была Гермиона. На четвёртом курсе она даже создала Ассоциацию по защите этих магических существ. Но что из этого вышло? Гермиона действительно сочувствовала эльфам и хотела им помочь. Но Рон высказал ей в лицо: «Да им это нравится. Им нравится рабство». Очень быстро это мнение стало распространяться среди учеников Хогвартса, и в работе Ассоциации просто не стало смысла. Позже кинокритиков возмутила такая подача вопроса, хотя они согласились, что в мировой истории проблемы рабов решались примерно так же, то есть никак.

Школа и образование

Школа волшебства Хогвартс – это не просто учебное заведение. Это место, где веками сохранялись традиции и устои, где выросли целые поколения великих магов. И хотя это учреждение вымышленное, его принципы и идеи применимы и к реальным школам – например, система классов (факультетов), накопление баллов, тесты и экзамены, профильное обучение.

В Хогвартсе дают классическое образование. Дети здесь обязаны учиться, через труд постигать знания несмотря на то, что они волшебники. Навыки и умения не приходят к ним по мановению волшебной палочки, и это Джоан Роулинг считает единственно правильным.

Есть и то, что многие дети хотели бы видеть в своих школах. Например, практические занятия вместо скучной теории. Волшебные приключения учеников во время освоения премудростей магии захватили зрителей. Также детям «зашла» идея о том, чтобы некоторые уроки преподавали не профессиональные учителя. Например, историю магии в фильме ведет настоящий призрак, а уход за магическими существами – полувеликан Хагрид. При этом уровень образования в Хогвартсе всегда на высоте.

Семья и родители

В фильме особенно пронзительно описана любовь Гарри к умершим родителям. Она меняется по ходу сюжета. Живя в доме Дурслей, главный герой горюет по маме и папе чисто по-детски, как делал бы любой ребёнок.

Но позже, узнав историю гибели своих родителей, представив, как мать закрывает его своим телом от лорда Волан-де-Морта, он начинает страдать особенно сильно. Эта любовь проходит красной линией через весь фильм и трогает сердца не только детей, но и взрослых.

Простые семейные ценности показаны на примере дружных и позитивных Уизли. Гарри чувствует себя в этой семье легко и комфортно. Здесь всё просто, родители Рона кажутся простоватыми, но их любовь к детям поистине безмерна.

Это доказывает Молли Уизли, убивая в конце фильма Беллатрису Лестрейндж смертельным заклинанием. Так мать отомстила за всех детей, доказав, что тихие и скромные маги тоже могут иметь великую силу, если ими движет Любовь.

Избранность и одиночество

Тема одиночества в фильме и книгах о Гарри Поттере очень актуальна. Мальчик сохраняет дистанцию, несмотря на появление друзей и даже обретение любви. Поначалу он один, потому что до него никому нет дела. Позже потому, что все боготворят его и считают избранным. В любом случае люди сторонятся юного вундеркинда и не понимают искренних чувств. Избранность для Гарри – это его внутренняя боль.

Если до пятого фильма тема одиночества главного героя рассеивалось присутствием Гермионы и Рона, то дальше Гарри стал все больше раздражаться, замыкаться в себе. Он трубит друзьям, не слушает добрых советов учителей и верит лишь одному Сириусу Блэку – такому же одинокому, как и он сам.

Разгадка проста: избранный, чтобы спасти всех ценой собственной жизни, должен пройти этот путь один. Смерть Сириуса стала для Гарри огромным горем, но он продолжал идти вперёд, потому что в этом видел великий смысл своих и чужих страданий.

Победа над страхами

После выхода фильма на Роулинг обрушился шквал критики на тему «запугивания» зрителей. Но автор всегда отвечала, что лишь встретившись со своими страхами, они смогут с ними справиться. Парадокс в том, что чем страшнее сюжет книги, тем более рьяно дети читают ее. То же касается фильмов. Хотя многие сцены в них, особенно в последних частях, действительно навевают ужас, рейтинг фильмов с каждой последующей частью только возрастал.

Смысл в том, что страх привлекает людей, как запретный плод. Дети прикрывают глаза, но продолжают смотреть опасные и жуткие сцены. В фильме показано, что даже сильные маги, включая самого Гарри Поттера, могут бояться.

Потому в Хогвартсе используются особые техники преодоления страха. Уроки с боггартом – яркий тому пример. Боггарт – это существо, принимающее облик самого большого страха того, кто его видит. Ребёнок, встретившись с ним лицом к лицу, силой духа и мысли побеждает его.

Показан в фильме и способ справиться с самым великим ужасом каждого мага – Дементорами. Для этого нужно вызвать Патронуса (от лат. patronus – «заступник») при помощи заклинания «Экспекто патронум». Но чтобы оно сработало, придётся отключить страхи и представить самый счастливый момент своей жизни. Одной магией здесь не обойтись – поможет сильное сердце и желание остановить злую силу. Для этого нужно справиться со страхом и сделать шаг вперёд.

Смерть

Смерть – одна из основных тем во всех фильмах о Гарри Поттере. Об этом говорила сама Джоан Роулинг. Повествование начинается с гибели родителей Гарри, в фильме умирают те, кто ему дорог, а над всем этим сквозит одержимость Волан-де-Морта победой над смертью любой ценой.

Но в этом его можно понять, ведь умереть боятся все, это нормально. Лишь концовка последней части показывает, что смерть – это не конец, а следующее большое приключение. Её не нужно страшиться и пытаться избегать. Принятие своего конца – ещё одна тема, затронутая в фильме.

Список литературы:

  1. Генис А. Чудеса в решете. «Гарри Поттер» для взрослых / А. Генис // Иностранная литература. -2006. – № 1. – С. 277-279.

  2. Гиймен А. Мой друг Гарри Поттер / А. Гиймен; [пер. с фр.] – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 319 с.

  3. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок Огня: роман / Дж К. Ролинг; [пер. с англ. под ред. М.Д. Литвиновой, стихи в пер. А. Г. Ляха] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 670 с.

  4. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Орден Феникса: роман / Дж. К. Ролинг; [пер. с англ. В. Бабкова, В. Голышева, Л.Мотылева] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 828 с.

  5. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Принц-полукровка: роман / Дж. К. Ролинг; [пер. с англ. Л. Лахути, С. Ильина] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 672 с.

  6. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната: роман / Дж. К. Ролинг; [пер. с англ. М.Д. Литвиновой] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 480 с.

  7. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана: роман / Дж. К. Ролинг; [пер. с англ. М. Д. Литвиновой] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 511 с.

  8. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень: роман / Дж. К. Ролинг; [пер. с англ. И. В. Оранского] – М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2002. – 399 с.

  9. Ролинг Дж. К. Гарри Поттер и Дары Смерти: роман / Дж. К. Ролинг; пер. с англ. С. Ильина, М. Лахути, М. Сокольского. – М.: ЗАО «РОСМЭН-Пресс», 2007. – 640 с.

  10. Хайфилд Р. «Гарри Поттер» и наука: Настоящее волшебство / Р. Хайфилд; [пер. с англ. Б. Кобрицова и М. Финогенова]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 448 с.

Просмотров работы: 10