Проблемами социализации детей с ограниченными возможностями занимались такие ученые, как Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др.
Исследования связи детей с ограниченными возможностями и обществом проводили многие ученые. Они изучали проблемы социокультурной реабилитации и определяли ее как процесс и комплекс мероприятий. Также было проведено исследование терминологического поля социокультурной реабилитации.
Московский государственный университет культуры и искусств проводил исследования по социокультурной реабилитации в России. Российские ученые и педагоги изучали развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие самоутверждения и самореализации в творческой сфере способствует нравственному и эстетическому развитию личности, в том числе детей-инвалидов. Создание реабилитационных центров в России обеспечивает индивидуальный подход, комплексность и систематичность в работе с особыми детьми.
Науки, такие как психология, философия, социология, педагогика и медицина, изучают социокультурную реабилитацию в обществе. Она включает культурологические механизмы и создание психологических механизмов для развития индивида. Инвалид, вовлекаясь в культуру, становится частью культурного сообщества. [2, c. 2].
Социокультурная реабилитация - процесс помощи инвалиду в участии в социальном взаимодействии и интеграции в общество. Она включает в себя создание позитивных изменений в образе человека и освоение культурной системы общества.
Система организационных методов и приемов воздействия с помощью культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг имеет наиболее точное определение в исследовании О.А. Шабановой. Она называет это процессом социокультурной реабилитации, который направлен на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями индивида. [1, c. 5].
Более эффективная реабилитация детей с ограниченными возможностями осуществляется через социокультурную адаптацию. Она позволяет им участвовать в общественной жизни, развивает навыки и расширяет возможности для включения в обычную среду. Такой подход успешно организует процесс реабилитации.
Принципы эффективной социокультурной реабилитации: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность, целостность. Важна также ранняя помощь детям с ограниченными возможностями. [5, c. 38].
Отсутствие условий в обществе ограничивает культурное развитие детей с ограниченными возможностями. Социокультурные мероприятия помогают им раскрыть свой потенциал и участвовать в творческом развитии. Реабилитация детей включает общение с растениями и животными, что помогает им развиваться и узнавать о природе. Занятия по экологической реабилитации способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию любви к окружающему миру. Выращивание цветов приносит радость детям и помогает достичь этих целей. [1, c. 6].
Оценка красоты растений и забота о них развивают эстетические чувства детей. Приобщение к природе способствует развитию их личности. Дети находят утешение в зоогалерее и активно помогают взрослым в уходе за растениями и животными. Это важно для их воспитания и гуманистического подхода взрослых.
Рекомендации педагогов: читать детям книги о природе, завести домашнее животное, строить кормушки для птиц. [2, c. 4].
Для родителей, чьи дети проявляют равнодушие к природе, имеются другие рекомендации. Они могут чаще проводить время на природе и привлекать внимание ребенка к красоте окружающего мира. Также можно вырастить комнатное растение вместе с ребенком, чтобы создать более тесную связь с природой. [8, c. 14].
Благодаря заботе о растениях и животных, дети с ограниченными возможностями становятся более ответственными, проявляют милосердие, развивают экологическое сознание и успешно адаптируются в обществе.
Работа с детьми может быть осуществлена с использованием комнатных цветов и животных, благодаря таким преимуществам, как возможность проводить наблюдения за ростом и развитием растений в любое время года, быстрые результаты и возможность использования живых растений в экологической реабилитации. Комнатные растения хорошо известны своей способностью повышать влажность воздуха, очищать его от пыли и углекислого газа, а также подавлять развитие вредных микроорганизмов. Более того, они оказывают положительное воздействие на организм человека. [6, c. 21].
Занятия в зоогалерее с растениями и животными положительно влияют на развитие детей с ограниченными возможностями. Они помогают снизить стрессы, улучшить настроение и используются в социокультурной реабилитации. Театрализованная деятельность активно применяется педагогами для развития и обучения детей. Коррекционная направленность театрализованной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Основной целью игр-драматизаций является развитие эмоциональной сферы детей, а также улучшение моторики и расширение словарного запаса. Происходит совершенствование навыков выполнения игровых действий и действий, соответствующих общим правилам игры. [2, c. 6].
Разыгрывая простые представления и мини-спектакли, дети с ограниченными возможностями учатся использовать выразительные средства, такие как интонация, мимика, жесты и другие. Для успешного взаимодействия с детьми используются разные виды кукол: кукла "Би-ба-бо", петрушечные, вязаные, тканевые, бумажные, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, теневые и настольные куклы. Первое, что педагог учит детей и их родителей - это умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, сказках и выдуманных историях. Они также учатся слушать и воспринимать действия кукол [6, c. 10].
Ребенок, оживляя куклу, учится адекватно выражать свои чувства и приобретает бытовые, социальные и коммуникативные навыки. Во время одного занятия педагог несколько раз меняет виды деятельности и куклы, чтобы удержать внимание ребенка и продлить время его участия в занятии.
Каждое движение сопровождается речью, текст которой повторяется несколько раз в течение занятия. Мимика и жесты педагога развивают у детей и родителей навыки невербальной коммуникации и формируют память.
Музыка, как наиболее эффективное из художественных средств, играет важную роль в социокультурной реабилитации. Она позволяет детям с ограниченными возможностями самовыразиться и достичь самореализации. Выразительное чтение, инсценировки и спектакли также вносят свой вклад в этот процесс. Праздники, создающие особую атмосферу, имеют сильное эмоциональное воздействие и являются важным элементом реабилитации [9, c. 4].
Различные виды искусства оказывают психоэмоциональное влияние на детей. Все это позволяет им полноценно развиваться и преодолевать свои трудности. [10, c. 21].
Приобщение детей с ограниченными возможностями к искусству происходит в процессе музыкальной деятельности, где они получают определенные знания о музыке, развивают умения и навыки. Музыка играет важную роль в этом процессе, так как она позволяет детям развивать свои эмоции, интересы и вкусы. Она передает всю палитру человеческих чувств, расширяет их представления о красоте и приобщает к прекрасному. Кроме того, музыка способствует умственному развитию, так как ее слушание требует внимания, наблюдательности и сообразительности. Дети сравнивают музыкальные композиции и находят сходства и различия. [4, c. 17].
Сравнивая и обобщая различные звуки, музыка способна обогатить словарный запас детей с ограниченными возможностями. Она также развивает эмоциональную сферу, влияя на отзывчивость и способность переживать чувства других людей. В процессе нашей работы мы заметили, что дети с ограниченными возможностями стремятся выполнить разнообразные творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии и уверенности в себе. Музыка также выполняет коррекционные функции и хорошо развивает при пении. [2, c. 9].
Заболевания, связанные с проблемами дыхания (астма, логоневроз), могут быть устранены благодаря речи. Координация движений становится точнее, а память развивается и так далее. Дети с ограниченными возможностями, погружаясь в мир музыки, претерпевают качественные изменения в своем психологическом состоянии, достигая умиротворения и релаксации. Пение, занятия вокалом и игра на музыкальных инструментах помогают детям укрепить свою самооценку и самоутвердиться. Музыка создает благоприятный фон и для других видов деятельности.
Через рисунок, пластилиновые и бумажные скульптуры дети могут выразить свои чувства и снять напряжение. Главная цель этих занятий - развитие музыкального слуха, путем уподобления характера звучания цветам и углубление понимания возможностей музыки. Проецируемый красочный наглядный материал также используется.
Изотерапия, как одно из средств социокультурной реабилитации, используется для коррекции психосоматических нарушений у детей с ограниченными возможностями. Она основана на использовании изобразительного творчества, преимущественно рисования, и применяется для помощи детям с проблемами в обучении и социальной адаптации.
Для детей с ограниченными возможностями существует цикл занятий, который направлен на развитие таких действий, как разминание, прищипывание, соединение различных деталей и щепоточный захват (разрыв, сминание, прижимание) и тому подобное. Педагоги организуют занятия с целью включения каждого ребенка в коллектив и одновременно обеспечения индивидуального развития. Родители активно участвуют в совместном творчестве с детьми как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для них особенно важно, чтобы у их ребенка развивались коммуникативные навыки, чувство долга и ответственность. Использование изобразительного искусства позволяет выразить свои эмоции. [3, c. 38].
Занимаясь рисованием, можно почувствовать себя настоящим художником и осознать свой творческий потенциал. Это также помогает изменить самооценку и отношение к окружающему миру. Развивая чувственно-двигательную координацию, рисование требует согласованного участия множества психических функций. Когда окружающие интересуются результатами творчества детей и принимают их художественные работы, это повышает самооценку и самопринятие детей с ограниченными возможностями. Декоративно-прикладное искусство также является эффективным средством социо-культурной реабилитации, поскольку помогает развивать мелкую моторику и учит основам мастерства. В мастерской ручного труда дети могут заниматься различными видами рукоделия, включая бисероплетение, вышивку и аппликацию с использованием разнообразных материалов. [1, c. 8].
Развитие ребенка в мастерской ручного труда обеспечивает усиление мелкой моторики, что благотворно влияет на речевые области коры головного мозга. Также это способствует развитию логического мышления, воображения, волевых качеств (таких как усидчивость, терпение и способность довести работу до конца), художественных способностей и эстетического восприятия. На занятиях дети осваивают практические навыки, такие как умение работать с иглой и ножницами, использование трафаретов и ориентация по схемам. [7, c. 14].
Всем педагогам требуется терпение при работе с детьми, учитывая их особенности развития. Работа должна проводиться по плану, с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Задачи постепенно усложняются, чтобы развивать в них упорство и активное участие в жизни. Создаются условия для успешного развития и социальной адаптации.
Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями - интеграция в общество. Ранняя трудотерапия - развитие двигательных навыков и обучение самообслуживанию. Основная цель - создание доверия между педагогами и детьми, уважение и принятие каждого ребенка.
Важно, чтобы дети были уверены в себе, видели личность в себе и других, и получали радость от общения и совместной деятельности. Занятия помогают детям с ограниченными возможностями активно общаться и социализироваться, посещая художественные галереи, музеи и театры.
Политика реабилитационных центров осуществляет социокультурную реабилитацию детей с ограниченными возможностями. Методы реабилитации направлены на исправление нарушений развития личности, вызванных ограничениями в жизнедеятельности. Цель - успешная адаптация детей в обществе.
Список литературы
Скрыльникова С.В. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018022481">https://scienceforum.ru/2020/article/2018022481</a> (дата обращения: 01.02.2024 ).
Бельтикова Марина Дмитриевна Социокультурная реабилитации детей с ограниченными возможностями (из опыта работы областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания (огбусо) «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Иркутска) // Magister Dixit. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-iz-opyta-raboty-oblastnogo-gosudarstvennogo-byudzhetnogo (дата обращения: 05.02.2024).
Закон Российской Федерации "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 23.12.2013 № 442-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - с изм. и допол. в ред. от 25.12.2013.
Закон Российской Федерации "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - с изм. и допол. в ред. от 15.11.1995.
Теория социальной работы: Учебник для магистров / Е. И. Холостова [и др.]; Под общ. ред. Е. И. Холостовой, Е. Г. Студёновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 474 с. (дата обращения: 19.01.2024).
Луценко, Е. Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере Еврейской автономной области [Электронный ресурс] : дис. ... канд. соц. наук :22.00.04 / Е. Л. Луценко. – Хабаровск, 2007, - 173 с. – URL :http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov-naprimere-evreiskoi-avtonomnoi-oblasti#ixzz2HCHrY7Sf (дата обращения: 14.01.2024).
Моздокова, Ю. С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю. С. Моздокова, А. В. Лебедев. – 2012. – URL: http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya/ (дата обращения: 17.01.2024).
Барабошина, И.А. Технологии социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / И.А. Барабошина. - 2006. - Режим доступа: http://www.allbest.ru/o-2c0b65635b3ac68a4d43a89421316c27.html (дата обращения: 21.01.2024).
Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. - 363 с. (дата обращения: 14.01.2024).
Моздокова, Ю.С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю.С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 23. (дата обращения: 12.01.2024).