Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям, является дополнительное образование детей. Оно решает задачи становления и развития сущностных сил личности, ее фундаментальных способностей, понимания своего места во времени истории и пространстве культуры, приобретения способности к самообразованию и саморазвитию.
В процессе обучения в колледже культуры и искусства, мне как будущему педагогу художественных дисциплин довелось проходить педагогическую практику в детской школе искусств. Процесс работы с детьми в ДШИ меня чрезвычайно взволновал, я заинтересовался изучением специфики дополнительного образования и особенностями образовательной среды этих учреждений.
Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия. Так как оно комбинирует в себе обучение, воспитание, профилактику ассоциативного поведения, обеспечивает условия для развития способностей и комфортного вхождения в социум растущего поколения.
Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно - нравственных. Целью в этом случае становиться создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.
Образовательная среда в дополнительном образовании — это пространство, объединяющее психолого-педагогические воздействия и материально-техническое пространство, которые создают возможности для раскрытия и развития интересов и возможностей обучающихся в соответствии с их природными склонностями и задатками, на основе возрастных особенностей и социальных потребностей.
Основные компоненты образовательной среды:
Пространственно-предметный: территория, здание, помещения образовательной организации, их оформление, оборудование и возможности трансформации, традиции и символика образовательной организации.
Программно-методический: наличие современных образовательных программ по направлениям дополнительного образования, учебное и дидактическое обеспечение, методическое сопровождение образовательной деятельности.
Информационно-коммуникативный: межличностное, творческое взаимодействие педагогов и обучающихся, взаимодействие обучающихся друг с другом и внешней средой.
Организационно-деятельностный: различные виды учебной, игровой, творческой, исследовательской и другой деятельности обучающихся в детских творческих объединениях, массовые и воспитательные мероприятия.
Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три основные сферы, в которых происходит процесс развития и самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания, синтез которых наиболее продуктивен в системе дополнительного образования, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности.
В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Дополнительное образование детей представлено большим количеством направлений творческой деятельности, каждое из них имеет свою специфику, которая непременно должна учитываться в процессе создания креативной среды.
Все виды деятельности детей в системе дополнительного образования взаимосвязаны: занимаясь в определенном образовательном объединении, ребенок имеет возможность участвовать в нескольких видах творческой деятельности.
Основными средствами создания креативной среды в сфере деятельности являются:
-знакомство детей с результатами творчества художников, поэтов, композиторов, спортсменов, при этом важно, чтобы данные продукты были понятны детям, вызывали их интерес и служили стимулирующим материалом для собственной творческой деятельности;
стимулирование творческой активности детей через самостоятельное создание творческих продуктов (музыкальных произведений, рисунков, стихов, танцев, выставок, эссе и т.п.), при этом необходимо, чтобы результаты творчества детей были оценены другими людьми (педагогами, родителями, учащимися других образовательных объединений), что является возможным в ходе организации концертов, выставок, конкурсов и др.;
включение детей в разнообразные виды деятельности, использование различных форм и методов работы, так как многообразие повышает эффективность работы по развитию творческих способностей;
предоставление детям возможности выбора и опора на их самостоятельность в процессе творческой деятельности;
обеспечение взаимосвязи деятельности детей в дополнительном образовании и профориентационной работы через осуществление диагностики профессиональной направленности, знакомство с творческими профессиями, включение детей в социально значимую деятельность;
использование современных образовательных технологий, ориентированных на субъектный характер деятельности детей и обеспечивающих личностный рост каждого.
Несмотря на то, что в науке наработан определенный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что проблема развития образовательной среды учреждения дополнительного образования, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки.