Введение. В федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «О противодействии безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних» закреплены основные определения, используемые в данной статье – семьи, которая находится в социально опасном положении и несовершеннолетнего в социально опасном положении [1].
Семья в социально опасном положении (далее семья СОП) представляет собой семью с детьми, в которой родители или другие законные представители несовершеннолетних не выполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и/или содержанию детей, или негативно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Предполагаемая опасность может быть вызвана неблагоприятными экономическими и психологическими условиями, конфликтами, наличием зависимостей у членов семьи, а также жестоким обращением с детьми.
Несовершеннолетний в социально опасном положении - это лицо, которое из-за безнадзорности или беспризорности оказывается в ситуации, представляющей опасность для его жизни или здоровья, или оно не соответствует требованиям его воспитания или содержания, или же совершает правонарушения или антиобщественные действия [3].
Организация работы с семьями СОП основана на технологическом подходе, который предполагает выявление наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Определение "проблемных зон" необходимо для четкого определения степени развития риска на определенной территории (селе, районе, поселке), актуальности социального запроса и выбора соответствующих форм и методов работы [2].
Проблемы в семьях СОП. Выделяются следующие проблемы социального неблагополучия в семье:
1. Проблема гражданского статуса семейных членов характеризуется отсутствием документов, подтверждающих их гражданский статус или право на получение льгот и пособий. Это включает такие документы, как паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера или инвалида, справка об обучении в школе и прописка. Важно отметить, что без прописки трудоспособные члены семьи ограничены в нахождении работы и вынуждены ограничиваться временными заработками. Основными причинами такой неопределенности статуса являются потеря или повреждение документов, а также неправильное оформление.
2. Еще одной проблемой является малообеспеченность, которая проявляется в том, что доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. Это подтверждается справкой о доходах семьи. Проблемы малообеспеченности могут быть связаны с низкооплачиваемой работой, безработицей одного или нескольких членов семьи, а также отсутствием социальных льгот, пособий и субсидий.
3. Безработица также является значительной проблемой, когда у трудоспособных взрослых членов семьи отсутствует постоянный источник дохода. Это подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного. Причины безработицы могут быть связаны с сокращением численности работников, увольнением, отсутствием специального образования или опыта работы. Кроме того, отсутствие мотивации у взрослых членов семьи к трудоустройству также является распространенной проблемой.
4. Жилищные проблемы тоже играют значительную роль. Нестабильное жилье, его устаревший вид, недостаточная жилая площадь и несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям приводят к проблемам. Проблема проявляется в влажности, грязи, трухлявых полах, обваливающихся потолках и сломанных печах. Косвенным признаком проблемы является повышенная заболеваемость, особенно у детей, а также их нежелание находиться дома из-за неприятной атмосферы.
5. Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей также создают проблемы в семье. Регулярное употребление алкоголя и наркотиков, а также нахождение родителей на учете в наркологическом диспансере приводят к конфликтам и безнадежной ситуации в семье. Дети, воспитываемые в такой обстановке, страдают от психических расстройств, серьезных повреждений нервной системы и признаков умственной отсталости. Факторы, вызывающие алкоголизм и наркоманию, могут быть наследственными или приобретенными.
6. Проблемы со здоровьем являются еще одной проблемой. Хронические заболевания, инвалидность одного из родителей и частые заболевания членов семьи создают трудности в семье. Причины могут быть связаны с врожденными отклонениями, неправильным питанием, алкоголизмом и неудовлетворительными жилищными условиями.
7. Семейные проблемы адаптации - это нарушение взаимоотношений в семье, постоянные конфликты между родителями и детьми. Частые семейные конфликты негативно влияют на психическое состояние всех членов семьи, особенно несовершеннолетних. Причины могут быть связаны с неумением установить конструктивные отношения, индивидуальными психологическими особенностями и недостатком внимания со стороны родителей.
8. Наконец, нравственное и духовное разрушение семьи включает потерю семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, неумение организовать семейные мероприятия, нарушение моральных норм и асоциальное поведение. Это часто приводит к потере связи с семьей и школой, а также серьезному ухудшению нервно-психического здоровья. Семьи, находящиеся в таком социально опасном положении, требуют срочного вмешательства и поддержки со стороны различных специалистов.
Также авторами выделяются такие проблемы как положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, насилие в семье, безнадзорность детей и подростков.
Исходя из указанных проблем, предлагается общая методика работы с семьями СОП, а также модификации методов работы в соответствии с каждой из выявленных проблем [5].
Предлагается алгоритм работы с семьей СОП, который включает в себя несколько этапов:
- сбор и анализ информации о проблемных семьях;
- постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);
- выбор эффективных методов воздействия и планирование работы с семьей;
- реализация практической помощи семье [4].
Проблемы, которые возникают у отдельных членов семьи, всегда оказывают влияние на всю семью в целом. И, в свою очередь, любая проблема, возникающая внутри семьи, непосредственно затрагивает каждого из ее участников. К примеру, если у школьника возникают проблемы в учебе и конфликтные ситуации, это может быть связано с родительской безответственностью и невниманием, вызванными недостаточным уровнем образования, неблагоприятной социальной средой и другими сложностями [6].
Роль специалиста по социальной работе в решении проблем семей, находящихся в социально опасном положении. Работник, специализирующийся на сопровождении семей, способен помочь клиентам преодолеть возникающие проблемы. Основная задача заключается в том, чтобы семья осознала сложившуюся ситуацию и осознала необходимость ее урегулирования. Важно отметить, что ответственность за решение проблемы лежит на семье самой, а не на специалисте. В тех случаях, когда мы имеем дело с асоциальными семьями, часто встречается нежелание изменить образ жизни. В связи с этим, социальные работники (или социальные педагоги) должны прежде всего действовать в интересах ребенка и улучшения его условий жизни. Работа с семьями требует особой деликатности и соблюдения конфиденциальности, поскольку она затрагивает личную информацию, разглашение которой может серьезно нанести вред клиенту. Неправильное общение со специалистом может привести к нарушению дальнейшего взаимодействия [7].
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 14.10.2014)
2. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6 с. - 17-22.
3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2013. - 321 с.
4. Овесян Л.М. Социальные технологии: Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении. - Красноярск, "Литера-принт", 2012. - 32 с.
5. Платец В.Г. Программа психолого-педагогической реабилитации "Профилактика дезадаптации воспитанников, связанной с переходом на новую ступень обучения" // Формирование социальной компетентности воспитанников социально-реабилитационных центров /КГУ СОН "Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних". - Красноярск, 2012. - С.34 - 43.
6. Тарасова Н.В., Долгачева Ю.А. Оказание экстренной, плановой социальной помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках деятельности службы экстренного реагирования КЦСОН // Социальное обслуживание. - № 4. - 2014. - С.64 - 67.
7. Шиляхина Е.Ю. Роль мониторинга в анализе итогов и дальнейшем планировании работы с семьями детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (из опыта работы центра социальной помощи семье и детям) // Социальное обслуживание. - № 11. - 2013. - С.41 - 47.