В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, 2009) понятие «патриотизм» трактуется как «чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству» [1].
Воспитание детей в духе патриотизма очень важно как нашему государству в целом, так и для личности будущего гражданина. К примеру, в трактовке известного советского педагога В.А. Сухомлинского патриотизм – это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования [2].
Следует отметить, что особенности развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста на разных этапах показаны в работах отечественных исследователей С.А. Козловой, М.Ю. Новицкой, А.Я. Ветохиной, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко, Г.Я. Затулиной и др. В работе Н.А. Шинкарёвой и Е.А. Тарасевич (2020) раскрыты организационно-педагогические условия развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста. Отмечено, что конец средней группы –начало старшей у воспитанников детского сада соответствует развитию представлений о родной стране, которое осложняется тем, что оно требует наличие абстрактного мышления, а у дошкольников оно находится на стадии формирования [3]. Поэтому на данном этапе педагогам целесообразно использовать практическую деятельность, которой, на наш взгляд, может стать патриотическая игра «Зарница». Также можно начать знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Вместе с тем, как известно, для дошкольников важно одобрение родителей.
Цель настоящего исследования – выявление отношения родителей к участию их детей дошкольного возраста в патриотической игре «Зарница».
В рамках исследования нами было проведено анкетирование 20 родителей детей дошкольного возраста, посещающих сельский детский сад (далее ДОУ), в их числе пятнадцать женщин 20 – 45 лет, и пять мужчин 25 – 50 лет. Опрос проводился в конце февраля 2023 года при помощи онлайн платформы «Яндекс. Опрос».
На вопросы «Вы считаете, что игра «Зарница» способствует формированию чувства патриотизма у детей?» и «Поддерживаете ли вы патриотические спортивные игры на свежем воздухе?», все участники опроса единодушно ответили «да». Действительно, физическая активность на свежем воздухе полезна для здоровья детей, что отметили 80% респондентов, выбрав позицию, что игра «Зарница» развивает физические качества ребенка, остальные же затруднились ответить на этот вопрос. Также родители детей дошкольного возраста отметили, что участие в игре «Зарница» развивает кругозор детей, прививает любовь к Родине и ее традициям коллективизма и помощи товарищам.
На вопрос «Понравилось ли Вашим детям участие в игре «Зарница»?», большинство опрошенных (90%) ответили «да», остальные воздержались от ответа. На вопрос «Что больше всего запомнили дети после участия в игре «Зарница»?» получены следующие ответы респондентов:
– 30% сборка палатки;
– 25% оказание первой медицинской помощи;
–25% перекус в палатке с чаем и печеньем;
– 20% пение гимна.
Все перечисленные виды практической деятельности способствуют формированию у дошкольников новых умений и навыков, прежде всего, командной работы. Очевидно, что поэтому они и произвели особое впечатление на детей.
Мнение респондентов о периодичности проведения в ДОУ патриотические спортивные игры показало, что 70% выбрали вариант один раз в три месяца, 20% – каждый месяц, 10% – два раза в год. Итак, большинство родителей считают, что игру целесообразно проводить ежесезонно. С точки зрения педагогического процесса, важно, что при этом будет обеспечиваться непрерывность патриотического воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическая спортивная игра «Зарница» вызывает заинтересованность детей дошкольного возраста и одобрение их родителей.
Литература
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва: «Просвещение», 2009. С.7. URL: http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf (дата обращения 20.01.2024)
Пушкарева И.А. Гуманистические идеи в системе патриотического воспитания В. А. Сухомлинского // Всё для администратора школы: журнал для руководителей образовательных учреждений и их заместителей. 2012. № 4. С. 23 – 26. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_15_4_1932.pdf (дата обращения 20.01.2024)
Шинкарёва Н.А. Особенности организационно-педагогических условий развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарёва, Е.А. Тарасевич // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 166-169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya-predstavleniy-o-patriotizme-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 20.01.2024)