Этимология слова «демо»
Во второй половине XX века в США и Европе произошёл серьёзный технологический скачок в области электроники. Послужило этому, главным образом, открытие биполярного транзистора, который дал возможность широкой разработки электронно-вычислительной техники, и, спустя двадцать лет, микропроцессора, который позволил уменьшить её в десятки раз. В том числе это касалось и электронного музыкального оборудования.
Истоки направления искусства, о котором пойдёт речь далее, возникли в среде изготовителей музыкальных синтезаторов. Устройства развивались и дешевели, их разновидностей становилось очень много, потому у производителей возникла потребность быстрой презентации инструмента покупателю в музыкальном магазине. Для этого фирмы придумали кнопку «demo» или «демонстрация», при нажатии которой запускалась уникальная для каждой модели инструмента композиция. Считалось, что покупатель выберет именно тот синтезатор, который звучит лучше, а стоит дешевле. И это работало, хотя на практике звучания уровня «демо» добиться было нельзя.
Дело в серьёзных ухищрениях, к которым прибегали производители, создавая «демо». Основной акцент делался на то, чтобы ограниченными ресурсами устройства создать слуховую иллюзию более широких его возможностей. Например, для создания тех звуковых эффектов, которых нет в палитре музыкального инструмента, звуки могли комбинироваться путём молниеносного переключения. Или, чтобы обойти ограничение на 3 одновременно играющие мелодии, в каждом из 3-х звуковых каналов чипа писались две быстро чередующиеся ноты. Таким образом, можно было создать вместо 3 реальных каналов звука 6 иллюзорных. И таких уловок было очень много.
Возникновение «демосцены»
Вместе с остальной электроникой получают распространение уже относительно доступные домашние компьютеры. Стоили они всё ещё немало, но позволить их себе уже могли не только военные, университеты и крупные корпорации, а куда более обычные люди.
В 1980-х годах такие модели, как ZX Spectrum и Commodore 64 уже позволяют работать с довольно сложной графикой и более-менее качественным звуком. Возрастает спрос на те компьютерные игры, которые могли реализовать мультимедийные возможности ПК. Однако раскрыть их полный спектр они не всегда могли. И в это время в среде программистов и взломщиков программ («хакеров») зарождается направление такого творчества, как «демосцена».
Названная по аналогии с синтезаторным «демо», демосцена ставит своей задачей с помощью как можно более маленькой программы продемонстрировать максимальные графические и звуковые возможности компьютера, а лучше – выйти за пределы этих ограничений. Её элементы впервые появились в коротких заставках к электронным журналам и взломанным компьютерным играм. Эти заставки часто содержали логотип автора взлома с различными аудиовизуальными эффектами и сложной, так называемой «трекерной» музыкой (на данный момент такая музыка часто называется термином «восьмибитная», как возникшая в эпоху 8-битной процессорной архитектуры).
Служили эти заставки своеобразным «маркером» мастерства хакера, поскольку требовали довольно высокого уровня владения компьютерным кодом. Многие уловки и приёмы, применявшиеся хакерами в своих заставках, были позаимствованы из синтезаторных «демо». Чем меньший объём занимала программа заставки, тем было лучше и престижнее.
«Демопати» как форма соревнования создателей демосцен.
Демосцена в России
Демосцену от привычного нам видео отличает именно то, что это не заранее записанный файл, а программа, которая исполняется на компьютере в реальном времени, как видеоигра. От неё демосцена отличается только тем, что зритель никак не может повлиять на происходящее на экране.
В 1990-х годах демосцена выросла из атрибута сугубо взломщиков, и стала полноценным жанром искусства. Композиторы, а именно так стали называться люди, создающие демосцены, находили всё больше возможностей для того, чтобы добиться максимальной зрелищности композиции при минимальном её размере.
Поскольку основы демосцены были заложены ещё пиратскими группами, между которыми существовала конкуренция за высокий статус, сама демосцена также переняла соревновательную составляющую, вследствие чего стали организовываться так называемые «демопати» – мероприятия по встрече создателей демо, совмещённые с конкурсами работ.
На демопати 1990-х годов выделяются и формируются два основных жанра «демосцены»:
Демо – аудиовизуальное представление размером от 4 до 15 Мбайт, по продолжительности не более 10 минут.
Интро – композиции с ограничением по объёму исполняемого файла. Существовали номинации 64 kB (килобайт) Intro, 16 kB Intro, 4 kB Intro, 1 kB Intro, 512 B (байт) Intro, 256 B Intro, 128 B Intro, 64 B Intro и 32 B Intro.
Для справки, одна печатная буква весит всего 1 байт. То есть, в самой миниатюрной номинации количество символов в коде не должно было превышать примерно 32-х единиц. Одной из задач таких интро является создание видеоэффектов, которые могут поразить зрителей при максимально крохотном объёме программы.
Расцвет демосцены пришёлся на 1990-2000-е года. Особую популярность она получила в Европе и России. Самой главной демопати в мире считается Assembly, ежегодно проходящая в городе Хельсинки, Финляндия.
В России расцвет демосцены пришёлся на 1996–1999 года, когда в Санкт-Петербурге и Москве проходили такие демопати, как ENLiGHT и Bytefall, FunTop. Известна демопати Paradox, проходившая в Ростове-на-Дону с 1999 по 2006 года. Проходили они и во многих других городах России: CAFePARTY (г.Казань), ASCII (Ижевск), DiHalt (Нижний Новгород) и Chaos Constructions (Санкт-Петербург).
С развитием технологий требования менялись. Так, на некоторое время ограничение по объёму программы ушло на второй план, уступив место насыщенности видеоряда и необычности используемых визуальных эффектов. В настоящее время на демосцене стали особо ценить идею, дизайн и визуальную составляющую.
Демосцена сегодня
На данный момент большинство действующих демопати имеют в своём содержании, по большей части, лишь отголоски того, с чего они начинались. Частично или полностью они перешли в формат киберспортивных соревнований, музыкальных концертов и шоу. Хотя, композиторы демосцены всё ещё существуют и продолжают творить, несмотря на то, что их намного меньше по сравнению с временами расцвета этого направления искусства.
В Германии и Нидерландах демосцена признана объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
За тот период жизни, что пережила демосцена, она подарила миру множество талантливых людей, которые нашли себя позже в написании музыки, дизайне, создании компьютерных игр и графики.
Список литературы
Андронов Ю. Компьютеры: Гонка преследования https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7567/ (дата последнего обращения: 23.11.2023).
Бесараб С. Компьютерра: Слово о демосцене https://old.computerra.ru/readitorial/392196/ (дата последнего обращения – 23.11.2023).
Википедия. Демосцена https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0 (дата последнего обращения: 23.11.2023).
Мачуговский А. Знакомимся со Сценой. Заново // Incube: журнал. – 2006. – Сентябрь (№ 3).
Рублёв С. Музыкальная индустрия и сетевые анархисты. Пиратские технологии легализуются и поступают на службу к крупному шоу-бизнесу https://lenta.ru/articles/2005/03/07/mp3/ (дата последнего обращения: 23.11.2023);
Фленов М. Е. История демо-сцены // DirectX и C++. Искусство программирования. – БХВ-Петербург, 2006 – С. 14–15. 384 с.
Чебенеев О. Компьютерра: За кулисами демосцены https://web.archive.org/web/20180217082435/https://old.computerra.ru/2003/487/201870/ (дата последнего обращения: 23.11.2023).