В настоящее время проблема нарушения зрения у детей является одной из самых актуальных вопросов в России. По данным исследования, проведенного Министерством здравоохранения Российской Федерации, на 2024 год в России более 2 миллионов детей в России сталкиваются с проблемами со зрением, а это 10 % от общего количества детей в стране.
Поэтому стоит острая необходимость в проведения статистических исследований, направленных на определение проблем, которые могут возникнуть в повседневной жизни детей с нарушением зрения, а также создания специальных программ для дальнейшей минимизации негативных последствий.
Процесс развития ребенка, имеющего проблемы со зрением, имеет свои особенности, в связи с тем, что степень адаптации ребенка в обществе зависит от остаточного зрения, а также от времени, когда проявились нарушения. Если причина нарушений со зрением имеют врожденный характер, то возникают особенности в освоении предметно-пространственной среды, трудности в ориентации в пространстве, снижение мотивации к обучению, а также замедленность в формировании коммуникативных навыков [1].
Коммуникативные навыки имеют огромное значение для детей с нарушением зрения. Эти навыки позволяют им успешно взаимодействовать с окружающим миром, развивать социальные отношения и учиться. Развитие коммуникативных навыков является неотъемлемой частью воспитания и образования детей с нарушением зрения, что способствует их полноценной жизни и успешной интеграции в общество.
Повышение мотивации к обучению стимулирует детей развивать свои навыки и способности, включая те, которые могут помочь им компенсировать потерю зрения.
Ориентация в пространстве для детей с нарушением зрения является критически важной областью. Это помогает им независимо перемещаться и участвовать в повседневной жизни, а именно к самостоятельному обслуживанию себя в социуме.
Соответственно дети с нарушением зрения требуют специального подхода, а именно такого процесса, который будет способствовать решению их проблем, мешающие вести полноценную жизнедеятельность, приближенную к жизни обычного ребенка без физиологических дефектов.
На государственном уровне создаются законы, которые регламентируют права детей с нарушением зрения, это свидетельствует о важности данного вопроса в Российской Федерации. Так в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 19, сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Поэтому создаются специализированные школы-интернаты для детей с различной степенью нарушения зрения [3].
Так называемые школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей являются составной частью единой государственной системы специального образования, реализующие особую образовательную программу. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» в Статье 79, ребенок с нарушениями получает не только полноценное образование школьного уровня, но и качественную социальную помощь в виде адаптационных и реабилитационных мероприятий, которые включены в адаптированную образовательную программу[4].
Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Для реализации данных задач на уровне школы-интерната, необходимо не только создавать реабилитационные программы, но и реализовывать их на практике [5].
В основе данных программ заложена такая технология социальной работы, как социальная реабилитация, рассматривая которую можно понять, что в большей степени на базе школы-интерната для детей с нарушениями зрения эффективнее всего будет использование социокультурной реабилитации.
Важность социокультурной реабилитации при работе с детьми с нарушением зрения определяется тем, что на сегодняшний день искусство и творческая деятельность, имеют возможность предоставлять детям с любыми физическими нарушениями широкие возможности развития через различные направления культуры, а при активном взаимодействии с искусством происходит процесс их адаптации и социальной интеграции.
В современном понимании социокультурная реабилитация представляет собой процесс восстановления физических, социальных и духовных способностей человека посредством народного художественного творчества, изобразительного искусства, театра, музыки, танца, кино, фотоискусства, музейными средствами, а также средствами литературы, для преодоления трудных жизненных ситуаций [2].
В стенах школы-интерната дети с нарушением зрения должны посещать культурно-досуговые мероприятия, такие как музыка, танцы, рисование и ремесла, в связи с тем, что они не только способствуют развитию их творческого потенциала, но и помогают решить актуальные проблемы детей.
По данным Министерства социального развития Ульяновской области численность детей-инвалидов на территории Ульяновской области составляет 4.7 тысяч человек, из них 422 человек детей-инвалидов по зрению.
ОГКОУ «Школа-интернат №91» - это единственное в Ульяновской области специализированное образовательное учреждение для обучения слепых и слабовидящих детей.
На базе данной школы была проведена первичная диагностика, направленная на исследования уровня наличия и выраженности проблем у детей с нарушением зрения. За основу взяты распространенные проблемы, которые чаще всего возникают у детей с нарушением зрения, а именно наличия способностей коммуникации, отсутствие мотивации к обучению и возникающие трудности в ориентации в пространстве.
В эмпирическом исследовании приняли участие 50 учеников школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Из них была сделана следующая выборка: 25 учеников с нарушением зрения входили в состав экспериментальной группы, 25 учеников с нарушением зрения – в состав контрольной группы.
Результаты первичной диагностики показывают, на каком уровне коммуникативных способностей, мотивации к обучению и уровне способности ориентации в пространстве находятся дети в данном специализированном образовательном учреждении.
Как контрольная, так и экспериментальная группа относятся к агрессивному типу реагирования, что свидетельствует о необходимой работе с целью научить детей правилам коммуникации.
В свою очередь уровень мотивации к обучению у обеих групп находится на среднем уровне. Это говорит об их положительном отношении к школе, но не к учебному процессу. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, а познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Рассматривая результаты диагностики на проявление трудностей в ориентации пространства, можно сделать вывод, что дети с нарушением зрения как в контрольной, так и в экспериментальной группе имеют схожие показатели и имеют низкий уровень ориентации в пространстве инфраструктуры города Ульяновск.
На основе данных показателей была разработана программа по социокультурной реабилитации «Открой новые горизонты». Она включает в себя ряд социокультурных мероприятий, направленных на повышение уровней показателей исследуемых проблем. По ходу реализации данной программы будет проведена вторичная диагностика, которая покажет, на сколько процентов повысился результат по сравнению с первичной диагностикой.
Конечная цель данной деятельности станет результат эффективности программы для работы с детьми, у которых имеются значительные проблемы со зрением.
Таким образом, социокультурная реабилитации может способствовать решению многих проблем, включая проблемы которые могут возникнуть у детей со стойкими нарушениями зрения. Именно посредством народного художественного творчества, изобразительного искусства, театра, музыки, танца, кино, фотоискусства, музейными средствами, а также средствами литературы можно помочь правильно адаптироваться в новой среде, получить навыки коммуникации и повысить уровень мотивации к обучению.
Список использованных источников
1. Артищева, Л.В. Развитие детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения / Л.В. Артищева. Изд-во Казан.ун-та . – Казань: 2018. – 136 с.
2. Гудина, Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе / Т.В Гудина: дис. д-ра пед. наук. – СПб: 2014. – 385с.
3. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.01.2019) [Электронный источник] /http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.03.2024).
4. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный источник] /https://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.03.2024).
5. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (5–8 октября 2015 года, г. Москва) / научный редактор Н.Н. Ярошенко; редакторы: О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Акунина, Т.В. Золотцева, Л.В. Тарасов. – Москва: 2015. – 358 с.