«Dungeons & Dragons» («Подземелья и Драконы») – настольная ролевая игра, набирающая свою популярность в современном мире и сильно влияющая на формирование культурного наследия. Зародилась она в 1974 году на территории США. Отцами-основателями игры считаются Гэри Гайгекс, адаптировавший варгеймы под средневековых рыцарей и фэнтезийные расы, и Дэйв Арнесон – молодой геймдизайнер, привнесший концепцию закрепленного «альтер-эга» за игроком в фэнтезийном мире и повышения уровня с накоплением опыта.
За практически 50 лет игра прошла серьезный, сложный путь: вышло пять редакций правил (и в 2024-м анонсирована ещё одна, последняя редакция – One D&D – которая объединит все новые правила); были громкие обвинения, суды, и сильный общественный резонанс. Игра смогла остаться собой благодаря поддержке сотен и тысяч игроков со всего мира, стать удобным, доступным и любимым хобби для многих.
Фото 1. Книги ранних редакций D&D
Подавляющее большинство описанных существ и идей пришли из популярной литературы: эльфы, дворфы, хоббиты и похожие на назгулов тени – из серии Джона Рональда Руэла Толкина, тролли – из книги Пола Андеросна «Три Сердца и Три Льва», концепция разделения мира на Порядок, Хаос и Нейтральность – из цикла Майкла Муркока об Элрике из Мелнибонэ и так далее. Основная концепция правил сильно отличается от настольной игры в привычном понимании. Главный элемент – это словесный отыгрыш, основанный на воображении. Мастер (так называют ведущего игры) создает собственный мир или берет готовый, где модерирует приключение руководствуясь правилами. Игроки (у каждого есть лист персонажа с указанием его характеристик и умений) сообщают, что хотят сделать, а бросок кубика определяет, получилось задуманное или нет. Выбор действий ограничен только фантазией и здравым смыслом. Героя, которого берет на себя игрок, определяет набор фактов о персонаже, который он придумывает самостоятельно. Туда входят черты характера, идеал, привязанность и какая-то слабость. Если игрок действует в соответствии с этими чертами, ведущий вознаграждает его ресурсом вдохновения, который можно потратить, чтобы дать себе небольшой бонус.
Фото 2 и 3. Три главных книги и лист персонажа 5-й редакции
В итоге: Мастер, кубы, и 3-4 игрока с листами персонажей – всё, что необходимо для проведения партии. Но фантазия любителей настольных игр и исторические корни игры, основанные на военной стратегии и картах с подземными тоннелями, привносят свои дополнения в виде: разнообразных карт от конкретного места до королевств и континентов; миниатюр персонажей и монстров; уникальных крафтовых кубов и сопутствующих им аксессуаров; ширмы для мастера, музыкального сопровождения и множества иных украшений, ограничить которые может лишь фантазия.
Остановимся на более подробном освещении того, как развивались миры D&D, и как они влияли на артистов, творцов и массовую культуру в целом. Вселенная миров «Подземелья и Драконов» не ограничивается одним лишь привычным средневековьем. Она включает в себя множество вариаций жанра, основываясь на теории мультивселенной. Вот основные миры, которые используются в игровых сообществах.
Greyhawk или мир «Серого ястреба» – первый мир, созданный Гэри Гайгексом в механике D&D (если не считать прото-D&D сеттинга Blackmoor) . Изначально там ничего не было, кроме подземелья в Храме Стихийного Зла. В какой-то момент тему расширили и сделали альтернативной вариацией нашей Земли, с элементом фэнтези. Большой популярности мир не имел, но он интересен с точки зрения истории. К тому же, по нему вышла видеоигра «The Temple of Elemental Evil». Игра была сделана легендарной в узких кругах компанией Troika Games, и прекрасно изображало чудовищное нежелание Гайгекса придумывать какие-то сюжеты и характеры.
Forgotten Realms или мир «Забытых королевств» - самый насыщенный и популярный из всех. Именно он лег в основу классического фэнтези в том виде, в котором мы его представляем. Но не только благодаря понятной концепции этот мир стал так популярен. Большая заслуга лежит в индустрии книг и видеоигр, которые обогатили историю (лор) и сюжет мира, добавив мест и узнаваемых героев. Множество пиксельных видеоигр, взявших концепт и некоторые механики D&D за основу, например: Baldur’s Gate, Gold Box, Eye of the Beholder, серия Neverwinter Nights, дилогия Icewind Dale. Наиболее богаты и интересным здесь является опыт художественной литературы, насчитывающий уже более 230 произведений по данному сеттингу. Их официальным изданием на русском языке занимается издательский центр «Максима». Это работы таких авторов как: Роберт Сальваторе, Кейт Новаки и Джефф Грабб, Дуглас Найлз, Эд Гринвуд, Лиза Смедман, Ричард Ли Байерс, Пол Кемп, Брюс Корделл, Томас Рейд.
Planescape и Spelljammer – два мира, интересных тем, что берут за основу возможность путешествия между мирами. В первом варианте разные миры D&D слеплены друг с другом в единый "пирог", а между ними над центральной горой с завернутой внутрь "бубликом" гравитацией летает столица – Сигил, город дверей (порталов) управляемый Девой Боли. К сожалению Плейнскейп очень быстро закрыли и по нему очень мало информации. Зато по нему выходила видеоигра Planescape: Torment – которая по мнению многих лучшая вообще ролевая игра всех времен. Второй вариант перекликается с диснеевской "Планетой Сокровищ" – фэнтези в космосе, где остальные миры D&D представлены отдельными планетоидами. Так же вышла одна игра – Spelljammer: Pirates of Realmspace. И данный сеттинг даже помог с карьерой одному начинающему художнику – Тони Дитерлицци, который создавал иллюстрации ко второй редакции.
Фото 3 и 4. Миры Planescape и Spelljammer
Dark Sun – самый мрачный и пессимистичный из миров. Помимо двух игр – Dark Sun: Shattered Lands и Dark Sun: Wake of the Ravager – по мотивам этого сеттинга была издана серия комиксов и ряд произведений художественной литературы: Трой Деннинг серия «Пенталогия Призмы», Саймон Хоук серия «Племя в одном» и Хроники Ахаса.
Благодаря D&D появились сотни других настольных RPG. И необязательно в жанре фэнтези. Более социальная Vampire: The Masquerade (и другие линейки World of Darkness) – изначально настольно-ролевой хит, а уже потом культовая компьютерная игра. Были и детективные лавкрафтианские хорроры Call of Cthulhu и Delta Green. И настольно-ролевой Warhammer в разных вариациях. И официальные игры во вселенной «Звездных войн», «Чужого», «Дюны» и «Джона Картера». Все это родилось из Dungeons & Dragons.
Путь игры был тернист и не всегда успешен. Игроков даже некогда обвиняли в сатанизме, в связи с чем появилось общественное осуждение и отношение как к чему-то запретному, созданному «не для всех». Действительно же, оставаясь загадкой для широкой аудитории, игра оказалась покрыта вуалью таинственности и мистики. Этим частенько пользуются сериалы, изображая не принимаемые обществом группы подростков, которые убегают от реальности, погружаясь в миры своих фантазий. Например: «Теория большого взрыва» (6 сезон 11 серия, 6 сезон 23 серия, 12 сезон 16 серия), «Гравити Фолз» (2 сезон 13 серия), «Очень странные дела» (первый сезон), «Южный парк» (23 сезон 7 серия) «My Little Pony» (6 сезон 17 серия).
Фото 5. Кадр из сериала «Очень странные дела»
Так же существует ряд фильмов и мультсериалов, полностью основанных и вдохновленных на D&D: Mazes and Monsters (фильм, 1982), Dungeons and Dragons (мультсериал, 1983-1985), Dungeons and Dragons (фильм, 2020), The Legend of Vox Machina (мультсериал, основанный на реальной серии подкастов канала Critical Role 2012-2023)
Таким образом, влияние D&D на современную культуру и общество становится всё сильнее. Для игроков данная настольная ролевая игра является способом социальной адаптации, развития навыков командной работы и поиска необычного подхода к решению разного рода задач. Для мастера – возможность выражения творческого потенциала благодаря созданию совместного мира и уникальной истории. Для верных фанатов – это необъятный объем талантливой художественной литературы, комиксов, фильмов и сериалов. Стереотипы, когда-то появившееся в связи с данной игрой, постепенно уходят в историю, благодаря популяризации в киноиндустрии и сериалах, в сообщество приходит всё больше новых людей и игра неумолимо развивается, становясь общественным феноменом, который всё сильнее влияет на массовую культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://click-or-die.ru/2022/10/dungeons-and-dragons/#new
https://dtf.ru/boardgames/154079-ot-vargeyma-dlya-prusskih-oficerov-k-istokam-rpg-kak-poyavilas-dungeons-dragons?ysclid=lpk3iqw9ua401667382
https://dtf.ru/boardgames/180973-pyat-prichin-pochemu-vam-nuzhny-podzemelya-i-drakony?ysclid=lpl28gyfgx837981338
https://dtf.ru/games/1633743-miry-dungeons-dragons-v-osnovnom-pro-videoigry?ysclid=lpkz4gnicf85873872
https://www.igromania.ru/article/31459/Istoriya_Dungeons_and_Dragons._Ot_vargeyma_pro_rycarey_do_Baldur's_Gate_3.html?ysclid=lpk39mgtud842129404